Московский аукционный дом — крупнейшая антикварная площадка России, занявшая нишу ушедших Christie’s и Sotheby’s — объявил о старте больших осенних торгов, которые состоятся 12 октября. Безусловным топ-лотом эксперты называют полотно Карла Брюллова «Диана, Эндимион и Сатир», созданное по мотивам новеллы итальянского поэта Джамбаттиста Касти. Работа уникальна не только безупречным провенансом, но и статусом музейного уровня: из трёх известных авторских версий две хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея. Эстимейт лота составляет 1 миллион долларов, что может обновить двадцатилетний ценовой рекорд живописи Брюллова в мире.
Картина Брюллова стоимостью 1 миллион долларов и единственная фреска Репина «Христос в терновом венце»: московский арт-рынок открывает новый сезон
Не меньший интерес вызывает произведение Ильи Репина «Христос в терновом венце» 1913 года. Уникально то, что это единственная сохранившаяся работа художника, выполненная в технике стенной росписи — фрески. Лот оценён в 35 млн рублей.
Чистый провенанс этих и других работ, редкие техники и музейный масштаб произведений сформировали общую стоимость коллекции — 800 миллионов рублей, что делает предстоящие торги одним из самых громких событий арт-сезона.
Мифологические образы Брюллова

«Богиня луны и охоты Диана влюбляется в прекрасного пастуха Эндимиона. Чтобы сохранить его юность и красоту, она дарует ему вечный сон, навещая возлюбленного каждую ночь. Их тайную встречу нарушает сатир — олицетворение земных страстей и похоти, подглядывающий за богиней и юношей, что придает мифу драматический оттенок искушения и вторжения в божественную гармонию. История заканчивается тем, что Эндимион остается в вечном сне: он навеки красив и молод, но лишен человеческой жизни и пробуждения. Их связь с Дианой оказывается вечной, но трагичной — без надежды на пробуждение и полноценное человеческое счастье…», — пересказывает содержание античного мифа историк искусств, коллекционер и сооснователь Московского аукционного дома Сергей Подстаницкий.
В конце 1840-х годов известный русский живописец Карл Брюллов воссоздаст этот сюжет в трех версиях, вдохновляясь «Галантными новеллами в октавах» итальянского поэта XVIII века Джамбаттиста Касти. В разные периоды своего творчества мастер регулярно обращался к античным мотивам, но именно полотну «Диана, Эндимион и Сатир» досталось немало критики — ее называли отвлекающей от больших задач искусства.
Подстаницкий продолжает: Брюллов вопреки порицанию подчеркнул элемент телесности и дополнил тему не только авторскими репликами, но и скульптурной группой. В центре композиции изображен спящий на светло-розовом покрывале обнаженный юноша. Рядом с ним находится полуобнаженная женщина, опирающаяся на левое колено. Справа размещен сатир, обхвативший женщину. Известно, что над произведением Брюллов работал с особым усердием, завершив композицию, за исключением фигуры Эндимиона, в свои именины двадцатого декабря. Эта работа была приобретена у автора президентом Академии художеств герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, а затем попала в собрание Великой княгини Марии Николаевны. До 1976 года она находилась в Мариинском дворце, а сейчас занимает своё место в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Излюбленный сюжет мифа Брюллов вскоре повторил по заказу петербургского театрала, коллекционера и мецената Афанасия Шишмарёва. Именно эта картина будет представлена 12 октября на торгах Московского аукционного дома.
«Сомнений в происхождении нет: Шишмарёв регулярно заказывал у Брюллова работы, даже на обороте холста мы видим размашистое имя получателя. А превосходное состояние картины обещает ей хороший инвестиционный потенциал — по оценкам экспертов стоимость лота превышает 1 миллион долларов», — резюмирует эксперт.
Стоит отметить, что предыдущий рекорд на живопись Брюллова был установлен на аукционе Christie’s в Лондоне 2005 году. Этюд для «Возвращения Папы Пия IX в Рим в 1850 г.» («Study for ‘The Return of Pope Pius IX to Rome…’») ушёл с молотка за 750 тысяч долларов. В 2024 году на аукционе в Москве был продан единым лотом за 100 миллионов рублей «Итальянский альбом» Брюллова из 33 рисунков.
Религиозные мотивы Репина
Еще один громкий лот на торгах — картина кисти Ильи Репина 1913 года. Эстимейт произведения составляет 35 миллионов рублей.

«Помимо того, что это бесспорно подлинная работа Репина, высокая стоимость объясняется сразу двумя факторами. Во-первых, это единственное сохранившееся репинское произведение в технике стенных росписей — фрески. Во-вторых, Репин прежде всего известен историческими, бытовыми и портретными сюжетами. Хотя в своей работе художник периодически обращался к образам из жизни Христа ещё с тех пор, как в юности ему довелось поработать с кочевой артелью иконописцев, на арт-рынок репинские картины на религиозные темы выходят исключительно редко», — рассказывает Ольга Русакова, управляющий директор Московского аукционного дома.
Доподлинно известны история и безупречный провенанс лота: он появился благодаря сотрудничеству Репина с немецким химиком Адольфом Кеймом. В то время Кейм разрабатывал новую рецептуру особенно устойчивых красок для монументальных росписей. Исследователь живописных технологий пытался внедрить этот метод в России и попросил Репина и Евгения Лансере создать пробные картины на штукатурке красками Кейма.
«Сегодня работы Лансере не сохранились, а фреска Репина осталась в частной коллекции. В 2002 году он впервые появился на московском аукционе и произвёл настоящий фурор среди исследователей русского искусства — был найден один из редких Репинских шедевров, посвящённых христианским мотивам. Сейчас, почти через четверть века, он снова доступен для коллекционеров и исследователей», — уточняет историк искусств Подстаницкий.
Из царского дворца — в коллекцию примы
Уникальным лотом аукциона станет портрет «Купальщица» авторства русского живописца немецкого происхождения Тимофея Неффа, яркого представителя салонного академизма середины XIX века. Эстимейт лота составляет 8 млн рублей.

На картине изображена Екатерина Михайловна Долгорукова, супруга императора Александра II. История полотна тесно переплетена с развитием в России изящных искусств. В 1930-х годах потомки Долгоруковой передали произведение в собрание легендарной советской балерины Агриппины Вагановой. Система подготовки танцовщиков Вагановой легла в основу русского классического балета ХХ века и оставила след в истории мировой балетной педагогики.
Вместе с «Купальщицей» Ваганова увековечена на одной из домашних фотографий.
«Полотно доказало свою музейную ценность и хранит в себе живую связь с культурой России. Аналогичный эскиз на данный момент находится в коллекции Государственного Русского музея, а финальная версия хранится в частном собрании, но все три вещи бесспорно передают художественный стиль Тимофея Андреевича Неффа», — сообщают в Московском аукционном доме.
Осенние торги
На торгах 12 октября участникам представят более 170 лотов общей стоимостью 800 миллионов рублей.


Среди них — два пейзажа Ивана Шишкина из коллекции друга художника, немецкого книгоиздателя Адольфа Федоровича Маркса. На обороте обеих работ торопливым почерком Шишкина выведена фамилия получателя, что лишний раз подтверждает их подлинность. Подборку избранных лотов дополняет графическая работа Шишкина «Хвойный лес» — натурная зарисовка графитным карандашом. Стоимость каждого лота стартует от 5 миллионов рублей.
Коллекционерам, которые только формируют свои собрания, будет интересна литография Шагала «Карусель Лувра», а также тиражные офорты Гойя и Дали, оцененные в 300 тыс. рублей каждая.

«Интерес молодых коллекционеров к тиражному искусству меняет представления об эксклюзивности коллекционирования — теперь оно доступно не только сверхбогатым игрокам рынка. Искусство становится более доступным для инвесторов в том числе за счет литографий, эстампов, шелкографий и других форматов тиражных работ. Выпущенные в ограниченном количестве полотна известных авторов приумножают свою стоимость со временем — особенно, как в нашем случае, заверенные авторской подписью», — комментируют эксперты Московского аукционного дома.
- Офорты Гойя и Дали
- Офорты Гойя и Дали
- Офорты Гойя и Дали


Пресс-служба Аукционного холдинга 3.10.2025
Об Аукционном холдинге
Аукционный холдинг был основан в 2023 году с целью заменить ушедшие международные аукционы и предложить российским коллекционерам достойную альтернативу «русским торгам». Альянс создали Московский аукционный дом, Петербургский аукционный дом и Аукционный дом Клуба коллекционеров графики. Сейчас в структуру холдинга также входят Петербуржский книжный аукцион, Петербургский филателистический аукцион и аукцион Петербургский нумизмат.
Московский аукционный дом специализируется на предметах ультрадорогого искусства. Институции известны на рынке не только громкими продажами, но и экспертизой и авторитетом основателей, которыми выступили Александр Попов и Сергей Подстаницкий.
Александр Попов завоевал авторитет как создатель и административный директор Научно исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова, которая занимает 60% рынка экспертной оценки предметов искусств.
Сергей Подстаницкий — известный искусствовед и коллекционер, куратор и автор каталогов выставок Клуба коллекционеров графики и организатор ряда персональных выставок собственной коллекции в том числе в Государственном историческом музее, музее-заповеднике «Царское Село», Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Москва, Большой Овчинниковский переулок, 22, стр. 3
Торги 12 октября 2025 года в 17.00
__________________





