В 2025 году исполнилось 100 лет со дня рождения прославленного живописца Алексея Петровича Ткачёва. Третьяковская галерея представляет расширенную экспозицию, приуроченную к юбилею и состоящую из произведений разных лет; некоторые из них были выполнены совместно с братом Сергеем.
Художники Ткачёвы. Ближний круг.
К 100-летию Алексея Ткачёва
Алексей (1925–2025) и Сергей (1922–2022) Ткачёвы — народные художники СССР, действительные члены Академии художеств РФ, лауреаты Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина. Этот уникальный союз просуществовал более 70 лет и стал единственным в отечественном искусстве примером длительного сотрудничества двух братьев.
- Ткачёв А.П. Две колхозницы. ГТГ
- Ткачёв С.П. Умывающаяся. ГТГ
Центром расширенной экспозиции является программное полотно Ткачёвых «В колхоз» (1970-1980). Его сюжет основан на детских воспоминаниях: авторы были очевидцами происходившей в 1930-е годы коллективизации крестьянских земель и создания колхозов в Брянской области. Герои картины — обыкновенные деревенские жители, подвергшиеся раскулачиванию.
Центральной фигурой является мать с младенцем на руках: в ярком образе молодой крестьянки угадываются портретные черты матери художников, ведь семья Ткачёвых не избежала общей участи. Еще один примечательный персонаж — старый крестьянин, хозяин двора, чей образ также автобиографичен. Он наделён чертами деда художников Афанасия Ткачёва, человека удивительной судьбы, прожившего более ста лет, участвовавшего в обороне Севастополя 1854-1855 годов, свидетеля двух революций, гражданской войны и коллективизации. Обращаясь к эпизоду из семейной истории, Ткачёвы создали картину, рассказывающую о жизнях миллионов русских крестьян. Она была исполнена специально для собрания Третьяковской галереи по просьбе директора Юрия Королёва и поступила в музей в 1981 году.

Семейная история нередко становилась для Ткачёвых импульсом к созданию больших полотен, а родственники и близкие друзья зачастую выступали моделями. В расширенной экспозиции представлены портреты родителей — Петра Афанасьевича и Марии Васильевны, дочери Алексея Елены, а также двойной автопортрет «Братья» (1981–1983). Пристально вглядываясь в лица родных, художники отмечали не только остро индивидуальное, но и универсальное, общечеловеческое, вневременное. Перенесённые в пространство жанровых композиций, конкретные образы приобретали обобщённые черты, типичные для представителей поколения. Так, облик родителей и потомков Ткачёвых стал неотъемлемой частью обширной панорамы сельской жизни, которую на протяжении многих лет кропотливо создавали живописцы.

Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 23.09.2025
Третьяковская галерея на Крымском Валу
Крымский Вал, 10, зал 27
30 сентября – 9 ноября 2025 г.
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________

