Благороднейшие из тканей. Западноевропейские шпалеры XVI–XVIII веков

Благороднейшие из тканей. Западноевропейские шпалеры XVI–XVIII веков

in Новости музеев 1335 views

ГМИИ им. А.С. Пуш­кина пред­став­ляет вы­став­ку «Бла­го­род­ней­шие из тка­ней. За­пад­но­ев­ро­пей­ские шпа­леры XVI–XVIII ве­ков», де­мон­ст­ри­рую­щую ред­кие и зна­чи­тель­ные в ху­доже­ст­вен­ном от­ношении об­разцы «тка­ных кар­тин» фла­манд­ских и фран­цуз­ских мас­теров из на­шего со­брания. Экс­позиция позволяет про­следить эво­люцию этого ис­кусства: от раз­но­об­раз­ных по тематике юж­но­ни­дер­ланд­ских шпалер XVI века до произ­ведений фран­цузского «боль­шого стиля» XVII и XVIII столетий, созданных в парижских мастерских и на знаменитой Королевской мануфактуре Гобеленов.

«Битва Диомеда и Энея» (из серии «История Ахилла») Фландрия, Брюссель Сер. XVIII в. ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Битва Диомеда и Энея» (из серии «История Ахилла») Фландрия, Брюссель Сер. XVIII в. ГМИИ им. А.С. Пушкина

В экс­позиции будут представлены девять шпа­лер — на­стен­ных без­ворсовых ковров с сю­жет­ными ком­позициями, служивших укра­шением свет­ских и цер­ковных интерье­ров. Вы­став­ка даёт пред­ставление о жан­ро­вом раз­но­образии шпа­лерного искусства XVI–XVIII веков, зна­комит с ху­до­же­ст­вен­ными осо­бенно­стями про­дукции круп­нейших произ­вод­­ст­вен­ных цент­ров и от­дельных мастерских.

Коллекция музея пополнялась шпалерами в разные годы. Наиболее активный этап формирования собрания — 1950–1980-е годы, когда в него был включен целый ряд ценнейших образцов «старой» шпалеры. За последние двадцать лет в коллекции Пушкинского музея появились еще восемь шпалер, две из которых — редчайшие произведения южнонидерландского ткачества XVI века — будут впервые экспонироваться в музее. Это наиболее ранняя и значительная в художественном отношении композиция начала XVI века «Триумф Славы». К числу наиболее редких и ценных произведений также относится и брюссельская шпалера конца XVI века «Триумф Помпея».

  • «Разгрузка корабля» Фландрия, Брюссель 2-я. пол. XVII в. . ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • «Август» (из серии «Месяцы Луки») Франция, Париж 1737-1740. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Во второй половине XVII века брюссельские мастерские начинают утрачивать свое художественное лидерство, уступая первое место французам. Учрежденная в 1667 году Королевская мануфактура Гобеленов становится к началу XVIII столетия законодателем художественного стиля, и ее продукция оказывает большое влияние на шпалерное производство других европейских стран. Фамилия Гобелен, некогда принадлежавшая французской династии красильщиков и ткачей, превратилась со временем в одно из общепринятых названий шпалер.

«Триумф Помпея» (из серии «История императора Помпея» кон. XVI в. ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Триумф Помпея» (из серии «История императора Помпея» кон. XVI в. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Эпоха XVII столетия представлена на выставке двумя произведениями: парижской шпалерой «Похищение Хариклеи», созданной по композиции первого живописца короля Симона Вуэ и являющейся характерным образцом национального «большого стиля», и фрагментом брюссельской шпалеры «Разгрузка корабля» по проекту французского художника Шарля Франса Поэрсона.

«Триумф Славы над Смертью» (из серии «Триумфы Петрарки») Южные Нидерланды 1500–1520-е г. ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Триумф Славы над Смертью» (из серии «Триумфы Петрарки») Южные Нидерланды 1500–1520-е г. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Завершают экспозицию два произведения XVIII века. Брюссельская шпалера «Битва Диомеда и Энея» выполнена по проекту фламандских живописцев под большим французским влиянием. Логическим завершением выставки является гобелен «Август» из серии «Месяцы Луки», который знаменует триумф искусства французской шпалеры в XVIII столетии и ее преемственную связь с южнонидерландской художественной традицией.

Куратор

Куратор: Елена Пильник, старший научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
23.09.2025

29 сентября 2025 года

Благороднейшие из тканей. Западноевропейские шпалеры XVI–XVIII веков

Начнём со шпалеры 18+

Шпалера «Сад любви».

Южные Нидерланды, Брюгге. Конец XVI — начало  XVII века. Шерсть, шёлк; шпалерное ткачество.

Шпалера "Сад любви". Южные Нидерланды, Брюгге. Конец XVI - начало  XVII века. Шерсть, шёлк; шпалерное ткачество. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шпалера «Сад любви». Южные Нидерланды, Брюгге. Конец XVI — начало  XVII века. Шерсть, шёлк; шпалерное ткачество. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шпалера "Похищение Хариклеи". Из серии "Теаген и Хариклея". Франция, Париж. Мастерская Рафаэля де ла Планша (работал в 1633-1661). По картону Симона Вуэ (1590-1649). Вторая треть XVII века (после 1634-1635). Шерсть, шёлк; шпалерное ткачество. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шпалера «Похищение Хариклеи». Из серии «Теаген и Хариклея». Франция, Париж. Мастерская Рафаэля де ла Планша (работал в 1633-1661). По картону Симона Вуэ (1590-1649). Вторая треть XVII века (после 1634-1635). Шерсть, шёлк; шпалерное ткачество. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шпалера «Август» (из серии «Месяцы Луки») Франция, Париж 1737-1740. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шпалера «Август» (из серии «Месяцы Луки») Франция, Париж 1737-1740. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шпалера «Битва Диомеда и Энея» (из серии «История Ахилла») Фландрия, Брюссель Сер. XVIII в. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шпалера «Битва Диомеда и Энея» (из серии «История Ахилла») Фландрия, Брюссель Сер. XVIII в. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шпалера "Вердюра" (фрагмент). Южные Нидерланды, Ауденарде. Последняя четверть XVI века. Шерсть, шёлк; шпалерное ткачество. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шпалера «Вердюра» (фрагмент). Южные Нидерланды, Ауденарде. Последняя четверть XVI века. Шерсть, шёлк; шпалерное ткачество. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шпалера "Триумф Славы".  Из серии "Триумфы Петрарки". Южные Нидерланды, Турне (?). 1510-1520-е. Шерсть, шёлк; шпалерное ткачество. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шпалера «Триумф Славы».  Из серии «Триумфы Петрарки». Южные Нидерланды, Турне (?). 1510-1520-е. Шерсть, шёлк; шпалерное ткачество. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шпалера "Александр Великий принимает послов города Тира" (фрагмент). Южные Нидерланды, Брюссель. Последняя четверть XVI века. Шерсть, шёлк; шпалерное ткачество. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шпалера «Александр Великий принимает послов города Тира» (фрагмент). Южные Нидерланды, Брюссель. Последняя четверть XVI века. Шерсть, шёлк; шпалерное ткачество. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Алексей Сидельников и Андрей Соловьёв (Фото Антон Баклыков)
Алексей Сидельников и Андрей Соловьёв (Фото Антон Баклыков)

Логотип ГМИИ им. ПушкинаГосударственный му­зей изобра­зи­тель­ных искусств имени А.С. Пушкина – му­зейный комп­лекс, обла­дающий одним из крупнейших в Рос­сии ху­доже­ствен­ных собраний за­рубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700000 па­мятников, создан­ных мастерами раз­ных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произ­веде­ния ми­ровой жи­вописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других в­ыдающих­ся ху­дожников. Все­мирно из­вестна кол­лекция фран­цузского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, По­ля Го­гена, Вин­сента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Госу­дарствен­ный центр со­вре­менного ис­кусства с фи­лиалами во Вла­дикавказе, Ека­теринбурге, Ка­лининграде, Нижнем Нов­городе, Санкт-Пе­тербурге и Томске.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Главное здание (Волхонка, 12), залы 19, 20, колоннада

30 сентября — 4 ноября 2025 г.

Купить билет в Пушкинский музей

ГМИИ им. А.С. Пушкина 2025

__________________

 Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы