Искусство Камеруна, культ духов воды и ритуалы племени Зар

Искусство Камеруна, культ духов воды и ритуалы Зар

in Новости музеев 339 views

Африканский континент – колыбель множества культур, демонстрирующих единство в бесконечном разнообразии проявлений. Большой проект Музея Востока, включающий три выставки, призван продемонстрировать уникальные особенности африканского искусства из разных регионов и подчеркнуть его значимость в контексте общемирового художественного процесса.

  • Божество дождя. Город Далуа. Кот-д’Ивуар Начало 1970-х гг. Государственный музей Востока
  • Скульптурное изображение предка. Этнос бамилеке. Западный Камерун. 1970-е гг. Дерево, резьба объемная, бисер, низание. Государственный музей Востока
Маска декоративная. Объединённая Республика Камерун. 1970-е. Сплав на основе меди. Государственный музей Востока
Маска декоративная. Объединённая Республика Камерун. 1970-е. Сплав на основе меди. Государственный музей Востока

Выставка «Земля тысячи королей. Искусство Республики Камерун» познакомит зрителя с искусством многочисленных этносов Камеруна. Посетители увидят скульптурные произведения, маски, костюмы, металлопластику, керамику и традиционное оружие этносов, населяющих страну от севера, где пасут стада кочующие фулани, до побережья Гвинейского залива, где чествуют духов воды представители этноса сава.

Ракутумала Д. 'Имайцуанала' (персонаж сказок). Мадагаскар. Начало 1980-х. Государственный музей Востока
Ракутумала Д. ‘Имайцуанала’ (персонаж сказок). Мадагаскар. Начало 1980-х. Государственный музей Востока

Выставка «Мами-Вата: водные божества южнее Сахары» расскажет гостям музея историю синкретического божества Мами-Ваты («Матушка вод»). В ее образе объединились черты русалок, чьи изображения африканцы встречали в виде носовых украшений европейских торговых кораблей, и облик азиатских заклинательниц змей с рекламных плакатов эпохи XIX в. Изображения Мами-Ваты, покровительницы женщин, ищущих защиты, и мужчин, жаждущих богатства и славы, будут продемонстрированы в контексте произведений искусства, связанных с культами локальных водных божеств разных регионов африканского континента, а также как источник вдохновения для современных художников.

Мукоко Jasko Маньяне. Модель пироги mbongo. Республика Камерун. 1999. Дерево, краски, металл, солома, резьба, роспись. Государственный музей Востока
Мукоко Jasko Маньяне. Модель пироги mbongo. Республика Камерун. 1999. Дерево, краски, металл, солома, резьба, роспись. Государственный музей Востока
Мукоко Jasko Маньяне. Модель пироги mbongo. Республика Камерун. 1999. Дерево, краски, металл, солома, резьба, роспись. Государственный музей Востока
Мукоко Jasko Маньяне. Модель пироги mbongo. Республика Камерун. 1999. Дерево, краски, металл, солома, резьба, роспись. Государственный музей Востока

«Поклонение водным духам принимает различные формы – им посвящен ежегодный фестиваль Нгондо, который проводится на р. Вури. Гонки на традиционных пирогах мбонго в наши дни имеют спортивный характер, однако старожилы по-прежнему говорят, что устраиваются они в честь водных духов, в том числе, Мами-Ваты. Победитель получает в дар модель традиционной пироги. Одну из них можно увидеть на выставке», – рассказывает куратор Дарья Ванюкова.

Неизвестный мастер. Маска-шлем тайного общества 'Занде'. Сьерра-Леоне. 1960-е. Государственный музей Востока
Неизвестный мастер. Маска-шлем тайного общества ‘Занде’. Сьерра-Леоне. 1960-е. Государственный музей Востока

Небольшая выставка «Усмиряющие духов: ритуалы Зар в Северной Африке» будет дополнять и оттенять проекты выставочного комплекса, располагаясь в витринах перед ним. Около 20 предметов североафриканского ювелирного искусства из числа новых поступлений включают в себя амулеты и предметы, использовавшиеся в рамках сложного и интересного ритуала Зар, распространенного в Эфиопии, Северной Африке (Египте) и даже на Юге Ирана.

Подвеска-амулет для церемонии зар. Египет. Каир. 1980-1981. Государственный музей Востока
Подвеска-амулет для церемонии зар. Египет. Каир. 1980-1981. Государственный музей Востока

«Ритуал, в котором преимущественно принимают участие женщины, связан с необходимостью взаимодействовать с духами-джиннами и усмирять их. Через ювелирные украшения мы покажем историю редкого и интересного явления обширного региона, а также внесем важный аккорд в заявленную тему единства и разнообразия культур», – отметила куратор выставки Полина Коротчикова.

Тенго Элиас. Расстеливающая циновку. Объединенная Республика Танзания. 1970. Государственный музей Востока
Тенго Элиас. Расстеливающая циновку. Объединенная Республика Танзания. 1970. Государственный музей Востока

Кроме вещей из фондов Музея Востока, на выставке демонстрируются предметы из частных коллекций, Центрального военно-морского музея Петра Великого, музеев Традарт, «Собрание» и Московского финансово-юридического университета. В оформлении выставочного пространства использованы фотоработы путешественника и фотохудожника Владимира Галкина.

  • Тронный зал королевского дворца Батуфам, Западный Камерун. Фотографии Владимира Галкина
  • Тронный зал королевского дворца Батуфам, Западный Камерун. Фотографии Владимира Галкина

Кураторы: Дарья Ванюкова, Полина Коротчикова.

Екатерина Дмитриева
Пресс-служба ГМВ

Государственный музей Востока

Главное здание, Москва, Никитский бул., 12А, стр. 1

30 мая – 20 июля 2025 года

Купить билет в Музей Востока

__________________

Мы в Телеграмм >>>