Артур Фонвизин

Художественные миры Артура Фонвизина

in Новости музеев 1210 views

Выставка «Ху­до­же­ст­вен­ные ми­ры Ар­ту­ра Фон­ви­зи­на», ор­га­ни­зо­ван­ная Го­су­дар­ст­вен­ным му­зеем А. С. Пушкина, Ас­со­циа­цией ис­кус­ст­во­ве­дов Рос­сии, Га­ле­реей ГРОСart и кол­лек­цио­не­ром Сер­геем Алек­санд­ровым, по­ка­зы­вает произ­ведения из­вестного мастера акварели Артура Вла­ди­ми­ро­ви­ча Фонвизина (1883–1973) из частных собраний и фондов музея. В основу выставки, на которой пред­ставлено около 70 работ художника, легло одно из луч­ших частных собраний акварелей и рисунков Фонвизина мос­ковского кол­лекционера Сергея Алек­сандрова. В экс­по­зицию включены также ред­кие архивные материалы и мемо­риальные предметы из собрания семьи ху­дожника. Боль­шинство экс­понатов де­монстрируются впервые.

Фонвизин А.В. Букет. 1943. Бумага, акварель. 45×33. Собрание С. Александрова
Фонвизин А.В. Букет. 1943. Бумага, акварель. 45×33. Собрание С. Александрова
  • Фонвизин А.В. Моя любимая лошадь. 1938. Бумага, акварель. 65×44. Собрание С. Александрова
  • Фонвизин А.В. Портрет жены с сыном. Начало 1940-х. Бумага, акварель. 64х44. Собрание С. Александрова
  • Фонвизин А.В. Романтические повести. 1931. Бумага, акварель. 44×32,5. Собрание С. Александрова
  • Фонвизин А.В. Мисс Адольфина. Из серии «Цирк». 1930-е. Бумага, акварель, белила. 35×31. Собрание С. Александрова
  • Фонвизин А.В. Деревня Пирогово. Начало 1960-х. Бумага, акварель. 44×39. Собрание С. Александрова

Выставка даёт возможность соста­вить всестороннее представление о личности и творчестве художника, определить его эстетическое кредо. Посетители увидят портреты и автопортреты, натюрморты и пейзажи, сюжетные композиции, и, конечно, цветы, которые образуют отдельную программную тему в творчестве мастера – виртуозного акварелиста. В этой очень сложной технике изобразительного искусства он достиг подлинного эстетического совершенства. Акварели Фонвизина поражают артистической свободой и неуловимым превращением произвольной красочной стихии в выразительный художественный образ. Авторский стиль художника связан с романтическим восприятием окружающего мира и основан на богатом арсенале формальных приемов и средств, включающих мастерское владение акварельной заливкой и штриховой линией. Жизнерадостность звучного многоцветия в сочетании с изысканностью колорита, экспрессия цветового пятна и линейного очерка, поэтическая «незаконченность» творческого высказывания, – все это придает его произведениям ни с чем не сравнимое очарование и изысканность.

В специально изданном к проекту каталоге впервые публикуется хроника жизни и творчества мастера, основанная на ранее не известных материалах из фондов отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи.

Сергей Александров, коллекционер, консультант-эксперт АИС:

«С акварели Артура Фонвизина «Портрет девушки в красном» (1955) началась история моего собрания живописи и графики российских художников ХХ века. Никогда ранее не помышлявший о серьёзном коллекциониро­вании, я буквально с первого взгляда влюбился в эту работу и её автора. Ощущение свежести и свободы в сочетании с непере­даваемым словами волшебством, которым наполнены акварели Фонвизина, и в дальнейшем во многом определяли выбор работ и мастеров в постепенно растущей коллекции, которая со временем стала главным делом всей моей жизни».

Бодрое и оптимистичное искусство Фонвизина отличается широким тематическим и жанровым диапазоном, в котором не последнюю роль играет портретный жанр. В галерее созданных им портретов излюбленными моделями выступают оперные певицы, балетные танцов­щицы, артисты драматических театров. Здесь есть и запоми­нающиеся образы героинь в сцени­ческих костюмах («Портрет балерины Люции Юмашевой», 1949; «Портрет Галины Вишневской в партии Наташи Ростовой», 1960–1962), и портреты корифеев сцены, написанные в приватной обстановке («Портрет оперной певицы Марии Максаковой», конец 1940-х). Особый раздел в портретной галерее Фонвизина образуют члены семьи художника и автопортреты: кстати, впервые выставляются «Портрет жены с сыном», начало 1940-х и «Автопортрет», 1930-е годы.

Фонвизин А.В. Девушка с собакой. 1941. Бумага, акварель. 33×25,5. Собрание С. Александрова
Фонвизин А.В. Девушка с собакой. 1941. Бумага, акварель. 33×25,5. Собрание С. Александрова
  • Фонвизин А.В. Татьяна и Онегин в саду. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1942. Бумага, акварель. 36×37. Собрание Государственного музея А.С. Пушкина
  • Фонвизин А.В. Девушка у моря. Одесса. 1934. Бумага, акварель. 27×30. Собрание С. Александрова

В типизированных и конкретных образах современниц мастера привлекает естественная красота, обаяние и непосредственность в поведении его героинь («Портрет девушки в красном», 1955; «Женский портрет», 1950-е; «Портрет Аллы Беляковой», 1959). Трогательны и беззащитны модели на его работах в жанре ню («В бассейне», 1933; «Обнаженная», 1950).

В акварельную стихию Артура Фон­визина органично входят натюр­морты и пейзажи. Художник очарован цветами. Соединенные в букеты, пышные или скромные, яркие или неброские. В их изобра­жении он демонстрирует владение богатейшим художественным инструментарием, позволяющим создавать искромётно разнообразные красочные композиции («Букет», 1943; «Натюрморт с розами»,1955).

  • Фонвизин А.В. Галина Вишневская в партии Наташи Ростовой. 1960-1962. Бумага, акварель. 64х48. Собрание С. Александрова
  • Фонвизин А.В. Дрессировщик. В цирке. 1950-е. Бумага, тушь, перо, акварель. 22х16,5. Собрание С. Александрова

Артур Фонвизин – автор много­чис­ленных сюжетных композиций, образующих тематические серии. Особым вдохновением и мажорным настроением охвачены его работы, посвященные цирку («Мисс Адель­фина», «Наездница с хлыстом», обе – 1930-е; «Выход на поклон», 1945; «На арене», 1950; «Дрессировщик», 1950-е). Блестящим импровизационным даром выделяется серия «Наездники», исполненная мастером с отсылкой к традиции «культуры парадного выезда». В неисчерпаемых красочных фантазиях на эту тему возникают его отчасти эфемерные, но горделиво гарцующие амазонки в лиловом и сером одеяниях или с белым плюмажем и в черных костюмах.

  • Фонвизин А.В. Натюрморт с раскрытой книгой. 1950-е. Бумага, карандаш. 15,8×21. Собрание С. Александрова
  • Фонвизин А.В. Тройка. 1950-е. Бумага, акварель. 20×29. Собрание С. Александрова

Талант художника – романтика, мечтателя и фантазера – своеобразно преломляется и в области книжной иллюстрации, будь то его обращение к русской классической литературе («Евгений Онегин», 1942) или к произведениям немецких писателей («Романтическая повесть», 1934–1935).

Богатые художественные миры Артура Фонвизина – к какому бы жанру он ни обращался – всегда оставались светлыми, радостными, нередко даже праздничными, излучающими неиссякаемую жизненную силу и энергию этого выдающегося художника.

Кураторы

Сергей Александров, Елена Грибо­носова-Гребнева, Елена Осотина

Консультанты

Валерий Силаев, Татьяна Николаевская



Фонвизин А.В. Автопортрет. 1930-е. Бумага, акварель. 34,2×32,2. Собрание А. Хвалебнова
Фонвизин А.В. Автопортрет. 1930-е. Бумага, акварель. 34,2×32,2. Собрание А. Хвалебнова

Артур Владимирович Фонвизин

Артур Владимирович Фонвизин (1883–1973) принадлежал к поколе­нию художников, определявших магистральные линии развития русского изобразительного искусства в начале XX века. Как и многие его товарищи по ученичеству в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в юности художник отдал дань увлечению декадансом и символизмом. Под влиянием близкого друга и едино­мышленника Михаила Ларионова – одного из будущих лидеров русского авангарда, разрабатывал проблема­тику обновления художественной формы. В период своего после­дующего обучения в Мюнхене стал экспонентом «программной» для младосимволистов выставки «Голубая роза» (1907) и двух салонов журнала «Золотое руно» (1908, 1909) в Москве. По возвращении в Россию участвовал в первых выставках художников-авангардистов (1910–1912), организованных Ларионовым. Испытав в дальнейшем глубокие сомнения в выборе своего пути в ис­кусстве, публично дистанцировался от радикальных манифестов и эпа­тажных выступлений бывших едино­мышленников, предпочтя тишину и уединение в русской провинции бурному потоку художественной жизни в обеих столицах.

В творческом развитии художника годы его пребывания в Мологе (1912–1916) и на Тамбовщине (1917–1922) отмечены переоценкой традиций русской реалистической школы. Но несмотря на то, что Фонвизин был заметным участником сложившегося в первой половине 1920‑х годов объединения «Маковец», его работы в технике масляной живописи, исполненные в реалистической манере, не произвели яркого впечатления на выставке Союза художников и поэтов «Искусство – жизнь» (1922).

Прорыв в обновлении образно-пластического и живописного языка произошел у Фонвизина в конце 1920-х годов, когда художник обратился к акварельной живописи. Акварели Артура Фонвизина почти сразу стали заметным явлением не только в художественной практике СССР, но и за рубежом. Несмотря на то, что творческая индивидуальность масте­ра не вписывалась в рамки нового метода – социалистического реализ­ма, в условиях тотальной идеологи­зации искусства, причисленный советской художественной критикой к «формалистам» и «пачкунам», он до конца жизни остался верен себе и своей излюбленной технике.

Государственный музей А.С. Пушкина. Выставочные залы в Денежном переулке

В настоящее время музей располагает значительным пространством для проведения временных выставок. Это три помещения на Пречистенке, 12 (в цокольном этаже, в мезонине и в Усадебном дворе) и выставочные залы в Денежном переулке. За последние годы существенно расширилось видовое разнообразие экспонируемых на этих площадках работ. На проходящих в Выставочных залах в Денежном переулке художе­ственных смотрах, можно увидеть не только работы современных авторов, но и фотографии, эскизы театральных декораций, инсталляции модных дизайнеров.

Общероссийская обществен­ная организация «Ассоциация искусствоведов»

Ассоциация искусствоведов (АИС) создана в октябре 1990 года как профессиональное общественное объединение. В настоящее время председателем АИС является доктор искусствоведения А.К. Якимович, а генеральным директором – кандидат искусствоведения Е.В. Грибоносова-Гребнева. Членами АИС могут быть преподаватели высших и средних профильных учебных заведений; научные сотрудники научно-исследовательских институтов и художественных музеев; критики; кураторы художественных галерей; эксперты; коллекционеры; работники издательств по искусству. В последние годы АИС активно заре­комендовала себя как организатор и соорганизатор научных конференций, выставочных и издательских проек­тов, информационный и практи­чес­кий координатор разнообразных профессиональных инициатив своих членов.

Галерея ГРОСарт

Московская галерея «ГРОСart» реорганизована искусствоведами Еленой Осотиной (директор) и Еленой Грибоносовой-Гребневой в ноябре 2013 года из галереи «Г.О.С.Т.», которая на тот момент почти десять лет (с декабря 2003 года) активно выступала на столичной художественной сцене преимущественно с графическими выставками (в их числе показ рисун­ков А. Древина, Н. Крымова, А. Дей­неки, Л. Сойфертиса, мастеров круга В. Фаворского, П. Дика, Б. Кочейшвили, Ю. Перевезенцева, В. Сальникова, Н. Котёл и др.), а также плодотворно сотрудничала в разное время с ведущими музеями страны. Всячески продолжая и развивая эту традицию, галерея «ГРОСart» стремится расши­рить горизонты своих интересов в пределах линии отечественного модернизма ХХ–XXI веков благодаря активному обращению, помимо графики, к живописи и скульптуре и внесению в список актуальных для галереи авторов новых имен (К. Согомонян, Н. Ватагин, Н. Наседкин, Д. Тугаринов, С. Мильченко, А. Ремнёв и др.), но неизменно из числа художников – стойких приверженцев высокой пластической культуры.

PR-служба проекта ART GALERA
3.02.2025

Государственный музей А. С. Пушкина

Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате

Арбат, 55/32 (вход со стороны Денежного пер.).

21 февраля – 16 марта 2025 г.

Часы работы:

ежедневно – с 10.00 до 18.00;

четверг – с 13.00 до 21.00;

понедельник, вторник – выходные дни

Лев Иванович Киль: профессия — военный, призвание — художник

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>