Образ слова

Образ слова

in Новости музеев 716 views

Выставочный проект в Му­зее имени Анд­рея Рублё­ва затра­ги­вает не­ор­ди­нар­ную для рус­ского сред­не­ве­ко­­вого искус­ства тему, по­лучившую рас­про­стра­не­ние в XVI веке благодаря интересу заказчиков из кругов ин­тел­лектуаль­ной зна­ти и духо­венства в цар­ство­вание Ива­на Гроз­ного к под­­робной ил­люстра­ции сложных бого­слов­ских текстов. Ред­чай­шие па­мят­ники, пред­ставлен­ные на выставке, объединены идеей сим­воли­ческого изобра­жения Христа как Божест­вен­ного Слова, Логоса.

Образ слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублёва и частных собраний

«Выдающиеся памятники рус­ской ико­нописи XVI века, пред­­ставлен­ные на выстав­ке, содержат особые сим­волические сюжеты с обра­зами Иисуса Христа – вопло­тивше­гося Божествен­ного Слова. Сложная сим­воли­ка образов нашла неординарное живописное воплощение в этих произ­ведениях», — директор музея Михаил Миндлин.

Предста Царица. Икона: первая треть XVI века. Москва. Собрание С.А. Ходорковского
Предста Царица. Икона: первая треть XVI века. Москва. Собрание С.А. Ходорковского

Центральный экспонат – икона ред­кой иконографии «Отрыгну сердце моё слово благо…» из собрания Музея имени Андрея Рублёва, созданная в 1560–1570-х годах. Название этой ико­ны восходит к начальным строкам 44-го псалма Давида «Излилось из сердца моего благое слово», чьё со­дер­жание почти полностью передано в много­численных надписях на иконе. Христос изображён на ней как юный царь, восседающий на престоле. Сверху изображён автор псалма – царь Давид.

На выставке также представлены два других произведения на аналогичный сюжет.  Икона «Предста Царица» из собрания Сергея Ходорковского была выполнена в тонкой и изящной ма­нере письма в первой трети XVI века выдающимся московским иконо­писцем. Она представляет более крат­кий вариант иллюстрации 44 псалма Давида, бытовавший в русской живописи ранее.

  • Отрыгну сердце моё слово благо. 1560–1570-е годы. Вологодские земли. Собрание Музея имени Андрея Рублёва
  • София Премудрость Божия. Вто­рая половина XVI века. Вологда. Частное собрание

Сюжет «София Премудрость Божия» впервые появился в русском искусстве в XV веке. Огнеликий ангел в центре композиции персони­фицирует Премудрость, то есть чис­тую от ересей Церковь, возглав­ляемую Христом. Экспонируемая вологодская икона «София Пре­мудрость Божия» второй половины XVI века из частного собрания – уникальная в ряду произведений на этот сюжет благодаря изображению множества новых деталей. В начале XX века средневековый образ «Софии» актуализируется и приобретет новое смысловое наполнение в учении русских религиозных философов С.Н. Булгакова, В.С. Соловьёва, П.А. Флоренского.

Куратор выставки – младший науч­ный сотрудник научно-исследо­ва­тельского отдела Музея имени Андрея Рублёва Софья Николаевна Аитова.

Отдел по связям с общественностью
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
18.12.2024

Редакция благодарит Дарью Шведову за пос­тоянное любезное внимание и сотрудничество!



Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

Центральный музей древне­рус­ской куль­ту­ры и искусства имени Андрея Рублёва — му­зей рус­ского церковного искусства Средневековья и Нового времени. Основан в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Петром Максимовым, по инициативе ко­то­рых началась реставрация  Спасо-Андро­никова монастыря. Официаль­ное открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года и было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца Андрея Рублёва. Кол­лекция состоит из бо­лее чем тринад­цати тысяч икон XII—XX веков, фре­сок, деревянных скульптур, рукописных и старопечатных книг, пред­метов медного худо­жественного литья, шитья, изразцов, а так­же архео­логических находок.

До 1949 года в музее не было директора — из-за прово­димой религиоз­ной поли­тики советских властей многие канди­даты отказывались занимать пост. Однако благодаря ини­циативе началь­ника главного управления по охране памят­ников мини­стер­ст­ва культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили.

Основное выставочное про­стран­ство рас­поло­же­но в церк­ви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва

Москва, Андроньевская пл., д. 10

26 декабря 2024 – 26 января 2025

Купить билеты в Музей Андрея Рублёва

Михаил Миндлин. Модерн в русской иконе

Святая семья в религиозном искусстве XI-XX веков

_________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы