Выставочный проект в Музее имени Андрея Рублёва затрагивает неординарную для русского средневекового искусства тему, получившую распространение в XVI веке благодаря интересу заказчиков из кругов интеллектуальной знати и духовенства в царствование Ивана Грозного к подробной иллюстрации сложных богословских текстов. Редчайшие памятники, представленные на выставке, объединены идеей символического изображения Христа как Божественного Слова, Логоса.
Образ слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублёва и частных собраний
«Выдающиеся памятники русской иконописи XVI века, представленные на выставке, содержат особые символические сюжеты с образами Иисуса Христа – воплотившегося Божественного Слова. Сложная символика образов нашла неординарное живописное воплощение в этих произведениях», — директор музея Михаил Миндлин.

Центральный экспонат – икона редкой иконографии «Отрыгну сердце моё слово благо…» из собрания Музея имени Андрея Рублёва, созданная в 1560–1570-х годах. Название этой иконы восходит к начальным строкам 44-го псалма Давида «Излилось из сердца моего благое слово», чьё содержание почти полностью передано в многочисленных надписях на иконе. Христос изображён на ней как юный царь, восседающий на престоле. Сверху изображён автор псалма – царь Давид.
На выставке также представлены два других произведения на аналогичный сюжет. Икона «Предста Царица» из собрания Сергея Ходорковского была выполнена в тонкой и изящной манере письма в первой трети XVI века выдающимся московским иконописцем. Она представляет более краткий вариант иллюстрации 44 псалма Давида, бытовавший в русской живописи ранее.
- Отрыгну сердце моё слово благо. 1560–1570-е годы. Вологодские земли. Собрание Музея имени Андрея Рублёва
- София Премудрость Божия. Вторая половина XVI века. Вологда. Частное собрание
Сюжет «София Премудрость Божия» впервые появился в русском искусстве в XV веке. Огнеликий ангел в центре композиции персонифицирует Премудрость, то есть чистую от ересей Церковь, возглавляемую Христом. Экспонируемая вологодская икона «София Премудрость Божия» второй половины XVI века из частного собрания – уникальная в ряду произведений на этот сюжет благодаря изображению множества новых деталей. В начале XX века средневековый образ «Софии» актуализируется и приобретет новое смысловое наполнение в учении русских религиозных философов С.Н. Булгакова, В.С. Соловьёва, П.А. Флоренского.
Куратор выставки – младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея имени Андрея Рублёва Софья Николаевна Аитова.
Отдел по связям с общественностью Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва 18.12.2024
Редакция благодарит Дарью Шведову за постоянное любезное внимание и сотрудничество!
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва — музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени. Основан в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Петром Максимовым, по инициативе которых началась реставрация Спасо-Андроникова монастыря. Официальное открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года и было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца Андрея Рублёва. Коллекция состоит из более чем тринадцати тысяч икон XII—XX веков, фресок, деревянных скульптур, рукописных и старопечатных книг, предметов медного художественного литья, шитья, изразцов, а также археологических находок.
До 1949 года в музее не было директора — из-за проводимой религиозной политики советских властей многие кандидаты отказывались занимать пост. Однако благодаря инициативе начальника главного управления по охране памятников министерства культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили.
Основное выставочное пространство расположено в церкви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
Москва, Андроньевская пл., д. 10
26 декабря 2024 – 26 января 2025
Купить билеты в Музей Андрея Рублёва
_________________