Коллекция А.Я. Абрамяна

Москва – Ереван – Москва. Коллекция А.Я. Абрамяна

in Новости музеев 1271 views

Третьяковская галерея пред­став­ляет меж­ду­народный проект — выстав­ку кол­лек­ции Арама Яковлевича Абрамяна (1898–1990), мос­ковского врача, со­бирателя рус­ского искусства конца XIX – ХХ ве­ка. Вы­ставка, при­уро­ченная к 125-ле­тию со дня рож­дения Абрамяна, по­кажет не­зна­комые мос­ковскому зри­телю произ­ведения из­вестных ху­дож­ников и та­лантливых мастеров, чьи имена редко встречаются в музейных экспозициях, а также работы армянских жи­вописцев, учив­шихся и ра­ботав­ших в России. Представленное в за­лах Третьяковской галереи собрание де­монстрирует особое пристрастие коллекционера к искусству Серебряного века. Проект реализован благодаря фи­нан­со­вой поддерж­ке Фон­­да «Ке­рон», фон­да «Наследие и прогресс» и Т.В. Матиняна.

Москва – Ереван – Москва. Музей русского искусства. Коллекция А.Я. Абрамяна

В фокус вни­мания Абрамяна с самого на­чала со­биратель­ства по­пали пре­иму­щественно ра­боты ху­дож­ни­ков-со­вре­мен­ни­ков — как бо­лее стар­ших (поздние пе­ред­виж­ни­ки, уча­ст­ники выставок объединения «Мир искусства»), так и младших (мастера-шестидесятники) поколений. На про­тяжении своей коллекционерской деятельности он шёл в ногу со временем, последовательно проявляя интерес к новым направлениям русского искусства. Один из знакомых собирателя писал: «Картины целиком оккупировали большую квартиру Абрамянов, они составляют содержание второй жизни своего вдохновенного и очарованного хозяина. Посетитель невольно восхищается не только чудесными полотнами, но и самим Арамом Яковлевичем, когда с увлечением и готовностью он сопровождает его при осмотре, водит по комнатам, показывает каждую картину, с увлечением рассказывает и комментирует её. И так часами, без устали!».

Налбандян Дмитрий Аркадьевич (1906-1993). Портрет А.Я. Абрамяна. 1976 Х., м. 70,5х60,5. Музей русского искусства. Ереван
Налбандян Дмитрий Аркадьевич (1906-1993). Портрет А.Я. Абрамяна. 1976. Музей русского искусства. Ереван

Картины целиком ок­ку­пи­ровали боль­шую квар­тиру Аб­рамя­нов, они со­став­ляют со­держа­ние вто­рой жиз­ни своего вдох­новен­ного и оча­рован­ного хозяина

Около 1980 года Абрамян принял решение подарить большую часть своего собрания Еревану. Для щедрого дара было выделено от­дельное здание, в ко­тором в 1984 году открылся Музей русского искус­ства (коллекция профессора А.Я. Абрамяна), су­ще­ст­вую­щий поныне и хранящий живопись, графику, скульп­туру, пред­меты де­коративно-при­клад­ного искусства из собрания Абрамяна. До конца своих дней собиратель продолжал пополнять фонды музея. Другая часть коллекции, в том числе некоторые из новых приобретений Абрамяна, оставалась у него в доме (ныне собрание семьи А.Я. Абрамяна).

В залах Государственной Третья­ков­­ской га­­ле­­реи впер­­вые встре­­ти­лись две час­ти кол­­лек­ции Аб­ра­мя­на — при­над­ле­жа­щая Му­зею рус­ско­го ис­кус­ст­ва в Ере­ва­не и на­хо­дя­щая­ся в соб­ствен­нос­ти его семьи

В рамках выставочного проекта Третьяковская галерея впервые широко показывает в Москве картины из коллекции А.Я. Абрамяна. В экспозицию вошли работы многих известных художников, в том числе «Натюрморт» К.А. Коровина, «Зоопарк» Б.Д. Григорьева, приобретённые Абрамяном ещё до 1968 года.

Константин Алексеевич Коровин (1861–1939). Натюрморт. 1916. Музей русского искусства. Ереван
Константин Алексеевич Коровин (1861–1939). Натюрморт. 1916. Музей русского искусства. Ереван
  • Наталья Сергеевна Гончарова (1881–1962). Пруд. 1906. Музей русского искусства. Ереван
  • Николай Владимирович Синезубов (1891–1956). Девушка у дома (Женщина в красном). 1927. Музей русского искусства. Ереван
Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927). Встреча (Пасхальный день). 1917 © Частное собрание, Москва, изображения, 2024 г.
Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927). Встреча (Пасхальный день). 1917 © Частное собрание, Москва, изображения, 2024

Выставку открывает раздел графических произведений конца XIX – начала XX веков из собрания ереванского Музея русского искусства. Здесь можно увидеть работы Н.И. Рериха «Облако», «Знак» и «Архаический пейзаж», которые Абрамян относил к числу своих особо удачных приобретений. Также в зале представлены акварели и графические листы других художников круга «Мира искусства»: киммерийские пейзажи М.А. Волошина и К.Ф. Богаевского, «Версаль. Бассейн» А.Н. Бенуа, работы З.Е. Серебряковой, С.Ю. Судейкина, Н.Н. Сапунова, К.С. Петрова-Водкина.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939). Мальчики на фоне города (Самаркандский этюд). 1921. Музей русского искусства. Ереван
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939). Мальчики на фоне города (Самаркандский этюд). 1921. Музей русского искусства. Ереван

Второй зал содержит пре­иму­щественно жи­вопис­ные ра­боты из со­бра­ния А.Я. Абрамяна (ныне Музей рус­ского искус­ства, Ере­ван). Исто­рия рус­ского искус­ства пред­стает раз­нообразной и не­линейной в своём развитии: от произ­ведений К.А. Коровина, В.А. Серова пролегают раз­нообраз­ные мар­шру­ты, за­вершаю­щиеся у по­лотен 1960-х годов. Картины этого зала де­монстри­руют ва­риа­тив­ность ху­до­же­ст­вен­ных стилей в искусстве первой трети XX века и творческих исканий мастеров того времени. Осо­бое зна­чение в кол­лекционер­ской деятельности Абрамяна играли произведения П.В. Кузнецова и его супруги Е.М. Бебутовой, работы таких художников «Бубнового валета», как А.В. Лентулов, Н.С. Гончарова, Н.А. Удальцова, А.В. Шевченко, А.А. Осмёркин, Р.Р. Фальк, одного из членов-учредителей ОСТа А.А. Лабаса, члена объединения «Маковец» Н.В. Синезубова, работы участников выставок «Мира искусства» М.К. Соколова и А.И. Кравченко, исполненные в советский период. Собиратель нередко приобретал картины либо в мастерских авторов, либо непосредственно у их родственников. Он нередко проявлял интерес к мало популярным в то время персоналиям.

  • Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939). Зоопарк. 1917. Музей русского искусства. Ереван
  • Сергей Юрьевич Судейкин (1882–1946). Петрушка. 1915. Музей русского искусства. Ереван

Также во втором зале представлены работы из собрания семьи А.Я. Абрамяна — пре­вос­ход­ные про­из­ве­дения А.Я. Головина, Б.М. Кустодиева, К.Ф. Юона, Н.А. Тархова, созданные в начале XX века, пейзажи Р.Р. Фалька и П.В. Вильямса 1940–1950-х годов. Особого вни­мания в этой части экспозиции заслуживают круп­но­фор­матная акварель неизвестного широкому зрителю художника В.А. Гальвича, подражателя М.А. Врубеля, кра­сочные, построен­ные на со­поставлениях сочных цветовых пятен картины А.Э. Ми­ганад­жиана и О.К. Та­тевосяна — рус­ских ху­дожников ар­мянского про­исхожде­ния. Отдельный блок выставки, своеобразный эпилог рассказа о собирательской деятельности Абрамяна составляют работы шестидесятников —«Ночь в Солигаличе» (1968–1981) и «Зимний вечер» (1963) кисти Н.И. Андронова, «Две фигуры» (1968) В.Е. Попкова.

Виктор Ефимович Попков (1932–1974). Две фигуры. 1968. Музей русского искусства. Ереван
Виктор Ефимович Попков (1932–1974). Две фигуры. 1968. Музей русского искусства. Ереван

В залах Государственной Третьяков­ской га­ле­реи впер­вые встре­тились две час­ти кол­лекции Абрамяна — принадлежащая Музею русского искусства в Ереване и находящаяся в собственности его семьи, что позволяет познакомить московского зрителя с ценнейшим собранием врача-коллекционера. А.Я. Абрамян — всемирно известный врач-уролог, доктор наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда, автор более 100 научных работ. Уроженец Тифлиса, он по окончании гимназии отправился на Кавказский фронт Первой мировой войны. В 1918 году Абрамян поступил в Закавказский медицинский институт. Продолжил обучение в Москве, куда он переехал в 1920 году. В столице посещал музеи и выставки, вращался в художественной среде. Начало активной собирательской деятельности Абрамяна относится к середине 1950-х – 1960-м годам. Приобретение картин продолжалось вплоть до 1980-х.

Состав выставки: 60 произведений живописи и графики, из них 39 — живопись, 21 — графика

Собрания: Музей русского искусства, Ереван (коллекция проф. А.Я. Абрамяна) и коллекция семьи А.Я. Абрамяна

Кураторы выставки

Кураторы выставки: Татьяна Карпова, Екатерина Евсеева

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
28.05.2024


Фотоотчёт 4 июня 2024 г.

Налбандян Дмитрий Аркадьевич (1906-1993). Портрет А.Я. Абрамяна. 1976. Музей русского искусства. Ереван
Налбандян Дмитрий Аркадьевич (1906-1993). Портрет А.Я. Абрамяна. 1976. Музей русского искусства. Ереван
  • Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе
  • Екатерина Евсеева, куратор выставки, кандидат искусствоведения, сотрудник ГТГ
  • Михаил Соколов. Натюрморт с дыней. 1930-е. Музей русского искусства. Ереван
  • Николай Владимирович Синезубов (1891–1956). Девушка у дома (Женщина в красном). 1927. Музей русского искусства. Ереван
  • Николай Синезубов. У мольберта. Портрет жены художника. 1920-е. Музей русского искусства. Ереван
  • Павел Кузнецов. Птичий базар. 1920-е. Музей русского искусства. Ереван
  • Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939). Мальчики на фоне города (Самаркандский этюд). 1921. Музей русского искусства. Ереван
  • Николай Тархов. Пейзаж. Начало 1900-х. Музей русского искусства. Ереван
  • Константин Коровин. Женский портрет. Музей русского искусства. Ереван
  • Аристарх Лентулов. Пейзаж с деревьями. 1911. Музей русского искусства. Ереван
  • Аристарх Лентулов. Дети в саду (Две фигуры). 1918. Музей русского искусства. Ереван
  • Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939). Зоопарк. 1917. Музей русского искусства. Ереван
  • Алексей Кравченко. Корольковские дачи. Сторожка в лесу. 1918. Собрание семьи А.Я. Абрамяна
  • Александр Шевченко. Натюрморт. Конец 1910-х — начало 1920-х. Музей русского искусства. Ереван
Валентин Серов. Букет сирени в вазе. 1887. Музей русского искусства. Ереван
Валентин Серов. Букет сирени в вазе. 1887. Музей русского искусства. Ереван
  • Аристарх Лентулов. Нижний Новгород. Кремль. 1911. Музей русского искусства. Ереван
  • Адольф Мильман. Натюрморт. 1918. Музей русского искусства. Ереван
  • Николай Андронов. Ночь в Солигаличе. 1969-1981. Музей русского искусства. Ереван
Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927). Встреча (Пасхальный день). 1917 © Частное собрание, Москва, изображения, 2024
Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927). Встреча (Пасхальный день). 1917 © Частное собрание, Москва, изображения, 2024
  • Аваким Маганаджиан. У ручья. 1910-х — начало 1920-х. Собрание семьи А.Я. Абрамяна
  • Михаил Соколов. Натюрморт с дыней. 1930-е. Музей русского искусства. Ереван
  • Александр Осмёркин. У реки. Мельница. 1925. Музей русского искусства. Ереван
  • Роберт Фальк. Осенний пейзаж (Пейзаж с ребёнком). 1938. Музей русского искусства. Ереван
  • Елена Бебутова. Тыквы (Тыква и черешня). 1955. Музей русского искусства. Ереван
  • Соломон Никритин. Ночной пейзаж. 1950-е — начало 1960-х. Музей русского искусства. Ереван
  • Оганез Татевосян. Знойный вечер. 1915. Собрание семьи А.Я. Абрамяна
  • Пётр Кончаловский. Фруктовый сад. 1922. Музей русского искусства. Ереван
  • Александр Осмёркин. Ветлы. Пейзаж с вечерним светом. 1938. Музей русского искусства. Ереван
  • Надежда Удальцова. Армения. Норе. 1934. Музей русского искусства. Ереван
  • Аристарх Лентулов. Сарай (Загорск). 1922. Музей русского искусства. Ереван
  • Константин Алексеевич Коровин (1861–1939). Натюрморт. 1916. Музей русского искусства. Ереван
  • Константин Юон. Песни. Внуково. Московская губерния. 1916. Собрание семьи А.Я. Абрамяна
  • Константин Сомов. Пейзаж с беседкой. 1897. Собрание семьи А.Я. Абрамяна
  • Александр Бенуа. Версаль. 1921. Собрание семьи А.Я. Абрамяна
  • Николай Тархов. Пейзаж (Сена. Лодки у причала). 1900-е. Собрание семьи А.Я. Абрамяна
  • Александр Головин. В саду (Вид с террасы). 1910-е. Собрание семьи А.Я. Абрамяна
  • Николай Андронов. Зимний вечер. 1963. Музей русского искусства. Ереван
Вениамин Гальвич. Фантазия. 1918. Собрание семьи А.Я. Абрамяна
Вениамин Гальвич. Фантазия. 1918. Собрание семьи А.Я. Абрамяна
  • Пётр Вильямс. Закат у моря (Заход солнца. Майори). 1947. Собрание семьи А.Я. Абрамяна
  • Павел Кузнецов. Цветы и фрукты. 1933. Музей русского искусства. Ереван
  • Максимилиан Волошин. Крым. Судак. 1918. Музей русского искусства. Ереван
  • Евгений Лансере. Кер-Оглы. 1928. Музей русского искусства. Ереван
  • Зинаида Серебрякова. Автопортрет. Не ранее 1916. Музей русского искусства. Ереван
  • Николай Сапунов. Чаепитие (1911-1912). Музей русского искусства. Ереван
  • Артур Фонвизин. Портрет Т.Б. Князевской. 1950-е. Музей русского искусства. Ереван

Анна Осипова, пресс-служба ГТГ

Фотограф Алексей Сидельников
  • Андрей Соловьёв, специальный корреспондент журнала «Коллекция»
  • Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»

Государственная Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 12,

Инженерный корпус, 2-й этаж

5 июня — 11 августа 2024 г.

Купить билет в Третьяковскую галерею

Охотники за искусством

Мартирос Сарьян «Красная лошадь», из собрания В.А. Дудакова

__________________

 В Телеграмм >>>

Рекомендуем

Хвалынск глазами художников

Хвалынск глазами художников

Экспозиция даёт пред­став­ле­ние, на­сколь­ко раз­но­об­раз­ным мо­жет быть ху­до­же­ст­вен­ный взгляд в рамках одного жанра.
Перейти К началу страницы