210 лет вступления русских войск в Париж в ГИМ

Казаки в Париже в 1814 году

in Новости музеев 2367 views

Сегодня 31 марта 2024 г. исполняется 210 лет вступления русских войск в Париж. Можно будет посетить Музей Отечественной войны 1812 года с 50% скидкой и увидеть редкую серию акварелей «Казаки в Париже».

31 марта 2024 г. все желающие смогут посетить Музей Отечественной войны 1812 года с 50% скидкой

Победа России над наполео­новской Францией стала ярким про­дол­же­нием воен­ной славы, завоёванной Петром Великим, Румянцевым и Суворовым, и за­ложила прочный мощный исто­рический фундамент для российской идентичности и ментальности на будущие столетия.

Казаки в Париже в 1814 году. К 210-летию вступления русских войск в Париж

Эпоха 1812 года стала вершиной военной и нацио­нальной гордости нашего госу­дарства:  Россия одержала верх над величайшим полководцем мира!

Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

А.С. Пушкин. Клеветникам России. 1831 г.

19 (31) марта 1814 г. около 9 часов утра колонны союзных армий с барабанным боем и распущенными знаменами начали входить в Париж через ворота Сен-Дени. В 11 часов утра во главе огромной блестящей свиты (свыше тысячи генералов и офицеров разных наций) на белом коне, некогда подаренном Наполеоном, в Париж въехал российский император Александр I. После торжественного вступления в Париж и парада союзнических войск Александр I обратился к делегации мэров Парижа: «Я люблю французов, признаю среди них одного лишь врага — Наполеона. Лишь отборная часть наших войск вступит в пределы вашего города. Я хочу воздать добром за зло».

С акварели Опица Г.-Э. Казаки на рынке (оригинал принадлежит П.Я. Дашкову). «Хромолитография „Новаго Времени“ А.С. Суворина» Начало XIX в.
С акварели Опица Г.-Э. Казаки на рынке (оригинал принадлежит П.Я. Дашкову). «Хромолитография „Новаго Времени“ А.С. Суворина» Начало XIX в.

Триумфальная для русских войск весна 1814 года отражена во многих произведениях изобразительного искусства. В честь юбилейной памятной даты в экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года впервые за долгое время будет представлена знаменитая серия акварелей художника Г.-Э. Опица «Казаки в Париже в 1814 году».

  • Опиц Г.-Э. Русские казаки на улице, ведущей к Вандомской площади, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Казаки в компании парижанок, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Лагерь казаков на Елисейских полях, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Казак раздаёт парижанам напечатанную декларацию императора Александра, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Казаки в саду Тюильри, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Прогулка казаков по галерее с лавками и магазинчиками. Париж, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Отряд казаков проходит мимо Триумфальной арки в Париже, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Кукольное представление в кафе. Париж, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Выступление уличного фокусника и предсказателя в центре Парижа, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Париж, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Уличная сценка: казаки и торговки рыбой и яблоками. Париж, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Казачья пляска ночью в лагере на Елисейских полях, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Конный казак на улице Парижа, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Казаки в Пале-рояль. Париж, 1814. 1815. ГИМ
  • Опиц Г.-Э. Приготовление мяса в лагере казаков. Париж, 1814. 1815. ГИМ

Акварели воссоздают образную картину победного окончания войны и передает совершенно необычную атмосферу, воцарившуюся в городе. Живость наблюдений, натурные зарисовки с невероятно добросовестным вниманием к мелочам, некий налет ироничности, смягченный доброй улыбкой, — все это придает акварелям ни с чем не сравнимое очарование.

Парижская серия акварелей Опица с изображением казаков известна более чем в 40 листах: две работы — в музее Карнавале, одна — в Национальной библиотеке в Париже, 10 листов попали в Государственный Эрмитаж.

Отдельное место в акварельных рисунках занимает «бивачная» тема. Видимо, яркость и необычность зрелища военного лагеря в городе была весьма соблазнительна для художника, поставившего целью запечатлеть необычайные события пребывания армии-победительницы в покоренной столице противника.

Алексей Константинович Левыкин, директор Государственного исторического музея и Алексей Сидельников, главный редактор журнала "Коллекция"
Алексей Константинович Левыкин, директор Государственного исторического музея и Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»

«Важно отметить, что взгляд Опица удивительным образом совпадает с тем, как воспринимали своё пребывание в Париже русские офицеры. Воспоминания, мемуары, литературные эссе эпохи 1812-1814 гг. наполнены радостью по поводу окончания войны, благодарностью за дружественное участие горожан, удивлением перед лёгкостью общения с ними», — отмечает Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.

Государственный исторический музей Выставочный комплекс Исторического музея Москва, Площадь Революции, 2/3
Государственный исторический музей. Выставочный комплекс Исторического музея
Москва, Площадь Революции, 2/3
Пресс-служба ГИМ
20.03.2024
29.03.2024
Мария Пономарёва, начальник отдела общественных связей, рекламы и маркетинга ГИМ
Мария Пономарёва, начальник отдела общественных связей, рекламы и маркетинга ГИМ

Благодарим Марию Пономарёву за помощь в организации материала!

Алексей Сидельников, главный редактор журнала "Коллекция"
Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»

Государственный исторический музей

Выставочный комплекс Исторического музея

Музей Отечественной войны 1812 года

Москва, Площадь Революции, 2/3

31 марта 2024 г.

31 марта 2024 г. все желающие смогут посетить Музей Отечественной войны 1812 года с 50% скидкой

Купить билет в Исторический музей (ГИМ)

Носки Наполеона

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Память о счастье

Память о счастье

Новая выставка «Память о счастье» раскрывает тему семейного и детского портрета –
Перейти К началу страницы