Пальмы и розы Зинаиды Морозовой

Пальмы и розы Зинаиды Морозовой

in Новости музеев/Фарфор, керамика, стекло 2239 views

Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Моро­зовой» по­свя­ще­на по­след­ней до­ре­во­лю­цион­ной вла­де­ли­це усадь­бы «Горки» Зи­наи­де Гри­горьев­не Мо­ро­зо­вой (1867–1947), вдо­ве ле­ген­дар­но­го ме­це­на­та Сав­вы Мо­ро­зо­ва, и стар­шей из её до­че­рей – Ма­рии Сав­виш­не Мо­ро­зо­вой (1890–1934). Проект расскажет о жизни в подмосковной усадьбе, вкусах и привычках её обитательниц и, самое главное, об их любви к растениям – через живопись, предметы одежды, посуду и текстиль.

Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» – первый кураторский проект Софьи Багдасаровой.

«Ленинские горки до сих пор у многих ассоциируются с семьей Ульяновых. Однако подлинная «хозяйка усадьбы» в глазах истории, конечно, не Надежда Константиновна Крупская, а последняя дореволюционная владелица имения Зинаида Григорьевна Морозова, вдова знаменитого купца и мецената Саввы Морозова, представительница знаковой для русской культуры династии. И, поскольку это лёгкая летняя выставка, развлекательная и праздничная, мы решили сосредоточиться не на перипетиях биографии Морозовой, а на том, что окружало её, а также её современниц в повседневной жизни. Живые цветы, флоральные орнаменты, изысканные силуэты платьев создают атмосферу ускользающей красоты, последних мгновений нежного цветения материальной культуры перед налетающим холодным вихрем революции. Мне очень приятно, что в качестве моего первого кураторского проекта я получила возможность немного рассказать об этом срезе бытия с помощью самых произведений».

Софья Багдасарова
Василий Лобов. Девушка с розой. 1852 г. Музей-заповедник «Горки Ленинские»
Василий Лобов. Девушка с розой. 1852 г. Музей-заповедник «Горки Ленинские»

Каждому представителю семьи Морозовых будет посвящен свой тематический раздел: Савва Морозов владел мануфактурами, выпускавшими ткани с флористическими мотивами, Зинаида Морозова выращивала и продавала натуральные цветы в оранжереях своего поместья, а её дочь Мария обожала их рисовать и лепить.

«Для нашего музея эта выставка – первый большой рассказ о Зинаиде Морозовой – женщине неординарной, талантливой, яркой. Ее судьба так достойна киносценария: первое замужество в раннем возрасте, затем второй счастливый брак – с Саввой Тимофеевичем, «разлучница» Мария Андреева и загадочная смерть Саввы, а после – третий брак, с московским градоначальником Анатолием Рейнботом, с которым она провела техническое преобразование усадьбы Горки, опередившее свое время. И главное, её всю жизнь окружали цветы: в своих оранжереях она создавала прекрасный мир, родственный флореальным темам эпохи модерна. Именно этому увлечению хозяйки усадьбы и посвятили мы нашу выставку», – рассказала директор музея-заповедника «Горки Ленинские» Алиса Бирюкова.

  • Блюдо с цветочной росписью, вензелем Морозовых и надписью: «Отъ Общества служащихъ харчевой лавки». Россия. Завод Товарищества М.С. Кузнецова в Дулёве. Конец XIX в. Фарфор. Музей-заповедник «Горки Ленинские»
  • Кресло. Россия. Вторая половина XIX в. Массив берёзы, чёрная краска, вышивка гобеленовым швом. Музей-заповедник «Горки Ленинские»

Куратор выставки, писательница, искусствовед и арт-критик София Багдасарова, решила представить экспозицию как историческое и художественное путешествие во времени. Посетители перенесутся в мир богатой и счастливой семьи одного из самых знаменитых купеческих родов России. Причем каждый раздел развернет собственное действие визуальной цветочной пьесы, посвященное взлету конкретного стиля, что позволит проследить метаморфозы цветочного орнамента в России в 1880–1910-х годах – от строгих «ботанических» иллюстраций и консервативной «английской розы» до завораживающих геометрических спиралей модерна и сказочных цветков абрамцевского «русского» стиля.

«Выставка расскажет о камерном женском мире последних предреволюционных десятилетий. Мы увидим, как дамы и барышни использовали цветы для украшения своего дома и гардероба и как они сами уподоблялись цветам с помощью модных силуэтов и тонких оттенков. Живописи недостаточно, чтобы понять, насколько люди Серебряного века любили цветы, поэтому мы дополняем её предметами мебели, вазами, шалями, веерами и огромным количеством других изящных предметов, среди которых любая посетительница музея захотела бы жить и сегодня», – рассказала куратор Софья Багдасарова.

  • Ваза с изображением калл на синем фоне. Дания. Фабрика Бинг-Грендаль. Фарфор. Рубеж XIX–XX вв. Музей-заповедник «Горки Ленинские»
  • Ваза в стиле модерн с ручками и цветочной росписью. Голландия. Начало ХХ в. Керамика, роспись. Музей-заповедник «Горки Ленинские»

К открытию выставки на парадном дворе усадьбы будет разбит розарий с историческими сортами любимых цветов хозяйки. Также в рамках проекта состоятся концерты камерной музыки «Летние пьесы» с участием известной скрипачки Еленой Ревич.

Всего в экспозиции будет представлено 400 экспонатов: произведения живописи и графики Михаила Врубеля, Константина Коровина, Василия и Елены Поленовых, Марии Якунчиковой, Константина Юона и других художников, а также фарфор, ткани, одежда и аксессуары из музейных и частных собраний:

  •  Государственного музея-заповедника «Горки Ленинские»
  •  Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника Василия Дмитриевича Поленова;
  •  Ярославского художественного музея;
  •  Государственного центрального музея современной истории России;
  •  Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея;
  • Музея русского импрессионизма;
  • Музея МХАТ;
  • Музея киностудии имени М. Горького;
  • Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева;
  • Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова;
  • Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина;
  • Частных коллекций Ильдара Галеева, Сергея Подстаницкого, Кирилла Алексеева, Марьяны Скуратовской.
  • Мария Саввична Морозова Пионы. Музей-заповедник «Горки Ленинские»
  • Пётр Петровичев Синяя гамма. 1912. Музей-заповедник «Горки Ленинские»

Алиса Михайловна Бирюкова

Алиса Бирюкова возглавила Музей-заповедник «Горки Ленинские» в 2022 году.

Директор Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» Алиса Бирюкова родилась во Владимире в 1986 году. В 2008-м окончила Всероссийский финансово-экономический институт. До того, как возглавить музей-заповедник «Горки Ленинские», Алиса занимала пост руководителя департамента культуры Владимирской области.

За годы работы в Департаменте культуры области были реализованы крупные межрегиональные и всероссийские проекты:

  • V Парламентский форум «Историко-культурное наследие России» (2014)
  • Всероссийский молодежный форум «Территория смыслов на Клязьме» (2015)
  • Всероссийский проект «Владимир – Новогодняя столица России» (2015)
  • Всероссийский библиотечный конгресс во Владимирской области (2018)
  • «Петербургские дни в Суздале» в рамках VII Санкт-Петербургского культурного форума (2019)

Алиса Бирюкова – один из авторов проекта фестиваля «Музыкальная экспедиция» (арт-директор Борис Андрианов), организовывала и координировала Танеевский музыкальный фестиваль, фестиваль «Alma Mater:

  • «Новые имена в Суздале» (художественный руководитель – Денис Мацуев).

Также во время её работы в регионе были реализованы Всероссийская выставка скульптуры малых форм и графики, выставка произведений Василия Тропинина и художников его времени, выставка шедевров из частных собраний, совместный выставочный проект с Государственным Русским музеем и др.

Алиса Бирюкова – почётный член Российской Академии художеств, приглашённый преподаватель ГИТИСа. Имеет ряд благодарностей от федеральных и региональных органов власти.

Пресс-служба
музея-заповедника «Горки Ленинские»
24.05.2023

Музей-заповедник «Горки Ленинские»

Московская область, Ленинский городской округ, рабочий посёлок Горки Ленинские, ул. Центральная, 1

24 июня — 22 октября 2023 г.

По проволоке строчки. К 120-летию Соломона Телингатера

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы