Заонежская вышивка: коллекции и судьбы

Заонежская вышивка: коллекции и судьбы

in Новости музеев 1194 views

C 16 ноября по 15 декабря во Всероссийском музее деко­ратив­ного искусства прой­дёт выставка «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы». Выставка посвящена истории заонежской вышивки – одного из крупнейших народных худо­жествен­ных промыслов Карелии. В экспозиции представлено более ста предметов конца XIX – XX вв. из собраний музеев и архивов России, порядка 30-ти из которых будут про­демон­стри­рованы впервые.

Заонежская вышивка занимает особое место в декора­тивно-прикладном искусстве Русского Севера. Это крупнейший народный худо­жествен­ный промысел Карелии, визитная карточка  Заонежья. С момента основания артели в 1929 году в деревне Хашезеро и до сегодняшнего дня на фабрике в Медвежьегорске (с 2003 года — ООО «Карельские узоры») создаются изделия, сохраняющие тради­ционные мотивы вышивок и техники «тамбур», «строчка по сетке», «мережка».

  • Подзор. 1900-1920-е гг. Автор – Тараскина Н. С., с. Онежаны (Тучково), Медвежьегорский район. Заонежье. Из собрания музея-заповедника Кижи
  • Подзор. 1920-1930-е гг. Автор — Назарова Парасковья Григорьевна. Из собрания музея-заповедника Кижи
  • Полотенце. Заонежье. Кон. XIX — нач. ХХ вв. Из собрания музея-заповедника Кижи
  • Полотенце. XIX – начало XX вв. Вышивальщица — Куванина Евдокия Дмитриевна. Из собрания музея-заповедника Кижи

В первом разделе продемонстрировано мастерство заонежских вышивальщиц на рубеже XIX—XX веков. Первым руководителем артели в 1929 году стала талантливая мастерица, заонежанка Парасковья Григорьевна Назарова (1885—1965), возглав­лявшая артель в течение семнадцати лет (1929—1946). На выставке представлены полотенце «Цветы» и подзор 1920-х годов, выполненные П.Г. Назаровой. Ценными экспонатами являются полотенца М.И. Никоновой и Е.Д. Куваниной из коллекции музея-заповедника «Кижи», собранные во время экспедиций 1970-х годов; фото­графии вышивальщиц из собрания Национального музея Республика Карелия, сделанные фотографом Яковом Роскиным в поездке по Заонежью в 1938 году.

  • Тараскина Н.С. Подзор XIX в. — нач. XX в.
  • Назарова П.Г. Подзор. Нач. XX в.

В 1930—1940-е годы в заонежской вышивке активно используются агитационные мотивы и тематика карело-фин­ского эпоса «Калевала». Значительным вкладом в прикладное искусство Карелии стали созданные по эскизам художника В.М. Агапова тематические панно «Пастушок Куллерво», «Вяйнемейнен играет на кантеле» и другие.

  • Никонова М. И. Полотенце Кон. XIX в. — нач. XX в. Из собрания музея-заповедника Кижи
  • Куванина Е.Д. Полотенце XIX в. — нач. XX в.
  • Панно Куллерво пастушок. 1950-е гг. Из собрания Национального музея Республики Карелия
  • Могутина Т.Б. Виноградова Т.В. Михеева Т.В. Панно Юбилейное. 1988 г. Из собрания музея-заповедника Кижи

Послевоенный период был одним из самых сложных для предприятия, разо­рённого войной. Документы в экспозиции рассказывают о том, как тяжело было совмещать женщинам работу и семейную жизнь. Вместе с тем создаются торжественные произведения. В 1948 году была создана «Юбилейная скатерть», украшенная гербом республики, цифрами «1923—1948», звёздами, а на углах — инструментом кантеле.

Дзагурова Н.Н. Дыга Т.И. Дорожка Малиновые озёра. 1981 г. Из собрания Музея-заповедника Кижи
Дзагурова Н.Н. Дыга Т.И. Дорожка Малиновые озёра. 1981 г. Из собрания Музея-заповедника Кижи
Дзагурова Н.Н. Дыга Т.И. Наволочка декоративная Малиновые озёра. 1981 г. Из собрания музея-заповедника Кижи
Дзагурова Н.Н. Дыга Т.И. Наволочка декоративная Малиновые озёра. 1981 г. Из собрания музея-заповедника Кижи
Коллектив мастерских Заонежская вышивка. Фото из собрания МУК Медвежьегорский районный музей
Коллектив мастерских Заонежская вышивка. Фото из собрания МУК Медвежьегорский районный музей

Значительные перемены в ассортименте предприятия произошли в 1960—1980-е годы, когда «Заонежская вышивка» перешла на машинное производ­ство и стала сотрудничать с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. Ярким примером совместной работы художников и технологов являются экспери­менталь­ные «зашивки», комплекты домашнего текстиля.

Веселов А. Платья по мотивам заонежской вышивки. 1980-е гг.

В 1990-е годы на основе изучения музейных коллекций Москвы и Петрозаводска художник фабрики Т.Н. Могутина создаёт эскизы для панно «Птица Сирин», панно «Юбилейное», отли­чающиеся сложностью композиции, сочетанием машинной вышивки с ручными декоративными швами.

Организаторы:

Музей-заповедник «Кижи»
Всероссийский музей декоративного искусства

Современная продукция ООО Карельские узоры
Современная продукция ООО Карельские узоры

Всероссийский музей декоративного искусства

В коллекции музея насчитывается более 250 тысяч экспонатов, среди которых работы народных мастеров и произведения совре­менных авторов, изобра­зительные материалы по истории худо­жественных промыслов, собрание редких книг и рукописей. Всероссийский музей декоративного искусства, основанный в 1981 году, объединил в своих фондах произведения декоративного искусства XVII-XXI веков. Музей распола­гается в центре Москвы в комплексе зданий – памятнике архитектуры XVIII-XX веков, известном как «Дом графа Остермана».

 

Всероссийский музей декоративного искусства

16 ноября по 15 декабря 2022 года

Москва, ул. Делегатская, 3

 

Пресс-служба
Всероссийский музей декоративного искусства
2.11.2022

Русское лоскутное шитьё

_________________

>>><<<