Для коллекционера старинные ценные бумаги – это предмет в нескольких измерениях: документ, произведение искусства и артефакт.
Документ – потому что он несет информацию об эмитенте, о лицах, заверивших ценную бумагу своими подписями и, в ряде случае, о владельце ценной бумаги; произведение искусства – потому что над его дизайном поработали художники; и артефакт – потому что это зримая и доступная телесному ощущению деталь той эпохи, когда ценная бумага была выпущена.
От пергамента – к бумаге с апостилем, c водяными знаками,
с передаточными надписями на обороте
Скрипофилия
Скрипофилия (англ. scripophily) – так называется направление коллекционирования старинных ценных бумаг: от греч. σξριπ — документ и греч. φίλος — любить. Оно тесно связано с бонистикой, изучающей вышедшие из оборота бумажные денежные знаки – боны. Оба направления ведут свое происхождение от нумизматики: монеты начали чеканить, а значит и коллекционировать задолго до появления бумажных денег, акций и облигаций.
Скрипофилия – это увлечение для экономически продвинутых коллекционеров, для тех, кто за текстом и дизайном видит конкретный бизнес в конкретной географической точке в исторической перспективе – и получают от этого интеллектуально наслаждение, стоящее потраченных ими на листок бумаги денег.
Старинные английские акции и облигации обладают рядом притягательных для коллекционера черт, среди которых я бы выделял в первую очередь рукописный шрифт. Нарочито избегая углов в написании букв, тщательно выписывая каждую букву, они как бы подчеркивают: перед вами оригинальный документ, своего рода сочинение на тему «чем вы владеете, чем это подтверждается и когда на вас возложили право обладания этой формой дохода» — эдакий аналог свидетельства благородного происхождения человека.
Желтоватый оттенок старинных английских акций и облигаций – это время поработало. То же самое можно сказать про цвет чернил, которыми должностные лица компании расписывались на документе: будучи изначально фиолетовыми, подтверждающие подписи на ценных бумагах с течением времени стали коричневого цвета, являясь для коллекционеров дополнительным подтверждением их подлинности.
University Life Assurance Society — английская страховая компания, образованная в 1825 г. группой выпускников Оксфорда и Кембриджа. Объявленный первоначальный капитал в 600 000 фунтов стерлингов предполагалось привлечь за счет выпуска 6 000 акций с целью профинансировать проект страхования жизни лиц, имевших отношения к упомянутым университетам – преподавателей и студентов. В 1851 г. право получения страхового полиса было распространено на представителей других университетов Великобритании, а в 1919 г. University Life Assurance Society была поглощена компанией Equitable Life Assurance Society, которая здравствует и поныне.
В том далеком 1825 г. в Великобритании пергамент по традиции всё ещё рассматривался как предпочтительный материал для юридического документа, будь то завещание, договор аренды или закладная. Именно из пергамента и была изготовлена именная акция компании University Life Assurance Society № 490, которая была предназначена преподобному Ричарду Валпи (Rev. Richard Valpy D.D.) из Ридинга, Беркшир.
Акцию украшают гербы университетов. На гербе Оксфорда – раскрытая Библия с цитатой из Евангелия, книга Псалмов, стих 27: “DOMINUS ILLUMINATIO MEA” – «Господь свет мой и спасение моё». На гербе Кембриджа – закрытая Библия в центре креста. На обоих гербах – геральдические символы монаршей власти в Британии: 3 короны — у Оксфорда и 4 льва – у Кембриджа.
А теперь – не покидая Англии – перенесёмся в 1853 г., и возьмём в руки акцию Oriental Bank Corporation.
Основанный в 1842 г., банк через 3 года перевел головную контору в Лондон и начал открывать сеть своих отделений на Востоке – в Гонконге, Шанхае, Японии, Южной Африке и на Маврикии.
Зарубежная экспансия стоит немалых денег – банк провёл новую эмиссию акций. Та, что была выпущена 4 августа 1853 г. под № 24260 на сумму 25 фунтов стерлингов, предназначалась Самуэлю Джорджу Бонэму (Samuel George Bonham).
Акция стала более защищенной от подделок: тонкая вощёная бумага — с водяными знаками, апостиль — синего цвета. На обороте появились поля для передаточных надписей: перевернув акцию, мы узнаем, что 13 мая 1869 г. собственность на акцию перешла к Дункану Джеймсу Рэю (Duncan James Ray), и законность этой сделки подтверждена подписью А. МакКинзи (A. MacKinzie).
Oriental Bank Corporation Share Certificate – лицевая сторона и оборотная сторона
Современные акции могут быть электронными и не иметь материально осязаемого прототипа: есть записи в электронном реестре с упоминанием владельца ценной бумаги, и этого вполне достаточно для получения причитающегося ему дивидендов. Современные деньги перестают ассоциироваться лишь c бумажными купюрами и металлическими монетами – их примеру следуют и ценные бумаги: акции, облигации, деривативы.
Бизнес периодически подбрасывает коллекционерам новые предметы для коллекционирования – векселя, чеки, банковские и дисконтные карты, А навсегда ушедшие инструменты ведения бизнеса – вроде писанных рукописным шрифтом старинных акций и облигаций из пергамента или бумаги с водяными знаками и апостилем – занимают своё почётное – и любимое ! — место в коллекциях скрипофилистов, в частности – в моей коллекции.
Provenance:
University Life Assurance Society Share – “M.Veissid & Co”, Hobsley House, Frodesley, Shrewsbury, Great Britain.
Oriental Bank Corporation Share Certificate – “Scriponemo”, Colonia, Uruguay.
«Если вы не знаете место происхождения или источник объекта, это не наука – это милая вещь для разглядывания» — https://babla.ru/английский-русский/provenance
Александр Викторович Роговицкий Кандидат экономических наук Скрипофилист, бонист, нумизмат
__________________