Рады сообщить приятную новость! Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ, научный сотрудник ГМЗ «Царицыно» Михаил Тренихин подготовил серию декоративных тарелок из фаянса с видами архитектурного ансамбля Царицына. Тарелки являются официальным сувениром музея-заповедника и уже поступили в музейный магазин. Поздравляем! Теперь хотелось бы предоставить слово самому художнику и искусствоведу.
Главный редактор Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ
Алексей Сидельников
Царицыно — место удивительно привлекательное, магнетическое. Великолепная природа, постоянно изменяющееся небо, место, где чувствуешь очень остро смену времён года. Место сосредоточения. И, конечно, архитектура мирового уровня, самый крупный ансамбль русской готики! Вот уже год я являюсь сотрудником музея и кроме трудов над его историей, работой над изданиями и выставочными проектами, сложно было не отразить образ Царицына в графике. Но любой рисунок может увидеть небольшое количество людей, иное дело — тиражная графика. Но поскольку я имел опыт работы с фарфором, руководство музея одобрило идею создания сувенирной серии тарелок. Задача это сложная: нужна и привлекательность для широкой публики, и определённая сдержанность, и соответствие музейному уровню, и возможность качественной адаптации на керамике.
Оригинал-макеты были нарисованы вручную карандашом и акварелью в стопроцентном масштабе (20 см диаметром). Рисунки отсканированы в высоком разрешении, вычищены и подготовлены для печати деколей (по сути — «переводная картинка» на плёнке). Надо отметить отменную цветопередачу и максимальное сходство с исходниками. На обороте тарелки имеют логотип музея-заповедника «Царицыно», указание автора и название, клеймо автора. Имеется крепление для подвешивания тарелки — металлическая петля.
Заглавная тарелка изображает императрицу Екатерину II с регалиями ордена Святого Андрея Первозванного (звездой и орденским знаком на чресплечной ленте) на фоне обобщённого образа Большого дворца. Государыня Екатерина Алексеевна (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, 1729—1796) является «брендом» Царицына и это не случайно! В 1775 году — Екатерина II приобрела усадьбу князей Кантемиров Чёрная грязь и переименовала её в Царицыно. После коронации (в 1762 году) Екатерина II четыре раза побывала в этих местах – в июне 1763, в июле и сентябре 1767 и в 1785 году. В 1776—1785 годах проходило строительство архитектурного комплекса архитектора В.И. Баженова. В 1785—1796 годах проходила стройка архитектором М.Ф. Казаковым Большого дворца, который так и не был завершён в связи со смертью Екатерины II. Именно поэтому на тарелке изображена только обобщённая «идея-мечта» дворца.
На второй тарелке изображён Фигурный мост (1776–1778), с которого начинаются строительные работы Баженова в Царицыне. Мост похож на крепостное сооружение с массивными башнями и проездной аркой и служит парадным въездом в резиденцию со стороны Шипиловского и Царицынского прудов.
Третья тарелка посвящена одному из любимых гостями музея сооружению. Фигурные (Виноградные) ворота, были построены в 1777–1778 годах по проекту Василия Баженова. Это одно из первых сооружений всего царицынского ансамбля. Ворота обозначают условную границу между дворцовой и парковой частью усадьбы. «Фигурными» их называет сам Баженов – благодаря затейливым формам и декору. Второе название — «Виноградные» — появляется в середине ХХ века из-за похожего на виноградную гроздь белокаменного декора в проеме арки.
Большой мост через овраг стал сюжетом четвёртой тарелки. Это одно из главных сооружений царицынского ансамбля, построенное в 1778-1784 годах. Именно с него – по замыслу архитектора Василия Баженова – должна начинаться дворцовая часть резиденции. Парадный 80-метровый мост считается самым крупным из всех сохранившихся мостов XVIII века и выдающимся шедевром русского мостового строительства. Массивное сооружение кажется легким из-за арочных пролетов — широких у основания и узких в верхней части. Мост богато и причудливо декорирован. Арки напоминают порталы готических соборов. Краснокирпичная кладка украшена белокаменными геометрическими фигурами.
На мой взгляд, проект получился удачным. Для тех, кто интересуется ценой, как сообщили, стоимость одной тарелки составит 450 рублей.
Хочу поблагодарить коллег и персонально директора ГМЗ «Царицыно» Елизавету Борисовну Фокину!
Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ, научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения Михаил Тренихин
P.s. Дополняем материал 2020, июль.
Работа над фарфором для Царицына началась год назад, в первом квартале 2019 года. Первоначально были разработаны эскизы. В процессе обсуждения членами рабочей группы музея-заповедника от некоторых идей пришлось отказаться, другие нашли воплощение. Было выполнено четыре пробных образца. И только четвёртый устроил всех, как по сюжету, так и по графике, и, что немаловажно, по цветопередаче.
Был утверждён образец чайной пары для музея-заповедника «Царицыно». Изготовитель — Императорский фарфоровый завод — старейший в России и третий в Европе — отметивший в прошлом году 275 лет с момента создания. Чайная пара выполнена по эскизу Михаила Тренихина. Основной элемент — изображение Большого дворца по проекту архитектора М.Ф. Казакова и фундамента разобранного Большого Кавалерского корпуса архитектора В.И. Баженова.
На донышках чашки и блюдца имеется маркировка одинакового образца: логотипы ГМЗ «Царицыно» (солнце с вензелем императрицы Екатерины Второй — «Е II» в центре и АО «ИФЗ» — двуглавый орёл с надписью «Imperial Porcelain / 1744 / Saint-Petersburg». Указана надпись на двух языках: «Государственный музей-заповедник «Царицыно» / Tsaritsyno Museum-Reserve. Moscow». Указан автор рисунка, по которому выполнены деколи для печати — «Художник М.М. Тренихин» и дата создания эскиза «2019».
Фарфоровый сервиз «Колокольное семихолмие»
Сотрудничество с Советом Федерации
__________________