Тренихин Михаил Михайлович – искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Sammlung/Коллекция», художник-график, коллекционер-фалерист.
Персональный сайт – trenihin.ru
Михаил ВКонтакте
Родился 20 июня 1988 года в Москве в семье художников. Дед — Борисов Анатолий Викторович (1933—1969), окончил МГАХИ им. В. И. Сурикова (1960), член Союза художников СССР, график. Бабушка — Борисова Галина Алексеевна (1935), окончила МПГУ (бывш. МГПИ им. В. И. Ленина, 1962), член Союза художников СССР, график. Мать — Борисова Татьяна Анатольевна (1962), окончила МГХПА им. Строганова (1988), член Творческого Союза художников РФ, художник-дизайнер, книжный график. Отец — Тренихин Михаил Рюрикович (1957), окончил МГХПА им. Строганова (1988), художник-дизайнер.
Образование
В 2011 году с отличием окончил Государственную академию славянской культуры, присуждена квалификация искусствовед по специальности «Теория и история изобразительного искусства».
В декабре 2015 года — защитил кандидатскую диссертацию «Камерная лирика в московской живописи 1930-х годов («Группа пяти»)» по специальности 17.00.04 — «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура», присуждена учёная степень кандидата искусствоведения. Научный руководитель — доктор искусствознания, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, Почётный член РАХ Игорь Евгеньевич Светлов.
Опыт работы
Галереи / музей / издания
С октября 2011 года по октябрь 2012 года — директор по организации выставок «Галереи на Чистых прудах». Среди наиболее значимых проектов: 50-я юбилейная выставка «Диалог с продолжением» Ольги Булгаковой и Александра Ситникова; выставка «Два мастера» в проекте «Диалоги» — Дмитрий Иконников, Михаил Дронов; «Неизвестный Зарипов» — Аннамухамеда Зарипова.
С ноября 2012 года по февраль 2015 года и с сентября 2015 года по июнь 2017 года — директор Галереи современного искусства фарфора Императорского (Ломоносовского) фарфорового завода.
С ноября 2011 года — член Творческого Союза художников России.
С февраля по июль 2015 года — руководитель музейно-выставочного направления многофункционального комплекса «Кремль в Измайлово». Среди подготовленных проектов: Музей Шоколада, мультимедийный историко-культурный проект «Ожившие газеты. Армия-освободительница» при поддержке Российской государственной библиотеки.
В 2016—2018 годах — член Государственной экзаменационной комиссии в Институте славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина.
Один из авторов Большой российской энциклопедии.
С октября 2017 года – научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно». В качестве куратора подготовил выставку керамической игрушки «Зачем ребёнку медведь?» (2018, реэкспозиция 2019), выставку «Портрет XVIII века: собрание Сергея и Татьяны Подстаницких» (2018), «Нестрашные сказки. Художественное стекло Юлии Мерзликиной» (2019); сокуратор выставки «Люди и фонды. Коллективный проект сотрудников музея-заповедника “Царицыно”» (2024). В качестве секретаря оргкомитета организовал Андреевские научные чтения (2018, 2019, 2021), круглый стол «Авторское ювелирное искусство: вчера, сегодня, завтра» (2022), IV международные Андреевские научные чтения (2023). Секретарь научно-методического совета ГМЗ «Царицыно». Член рабочей группы по противодействию идеологии терроризма в ГМЗ «Царицыно». Секретарь Наградного комитета по празднованию 40-летия ГМЗ «Царицыно».
В 2018—2022 годах участвовал в создании Генерального каталога ГМЗ «Царицыно». Автор ряда статей в Царицынскую иллюстрированную энциклопедию.
В 2019—2024 годах читал публичные лекции о наградах Российской империи, СССР и РФ в Государственном Историческом музее, Музее В.А. Тропинина и московских художников, на Международном фестивале «Интермузей-2020», музее Казанской епархии, в ГМЗ «Царицыно». Ряд лекций включëн в список мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации.
В феврале 2023 года приглашён в Редакционный Совет журнала «Гербовый курьер» (свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-83641, выдано Роскомнадзором 26.07.2022 года).
Участник проектов межинститутской научной группы «Европейский символизм и модерн».
С 2007 года — участник, в 2016—2021 годах — администратор Интернет-форума «FALERISTIKA.info», объединившего в настоящее время более 38 тысяч коллекционеров и дилеров.
Участник проектов клуба коллекционеров «Искатель», собирающегося в усадьбе «Кузьминки-Люблино».
Преподавательская деятельность
В 2016—2018 годах — член Государственной экзаменационной комиссии в Институте славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина.
С 30 апреля 2021 года по 2 ноября 2022 года — доцент кафедры Культурного наследия Московского государственного института культуры (МГИК). Читал курсы «Фалеристика», «Русская фалеристика», «Основы музеологии». (страница кафедры архив).
26 февраля 2022 года приглашён в качестве председателя жюри Всероссийского фестиваля исследовательских и проектных работ «Вектор» (входит в Перечень мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации на 2021/22 учебный год за №139) на секцию «История и культура». 19 ноября 2022 вновь стал председателем жюри в этой же секции.
В июне 2022 года приглашён в качестве председателя Государственной экзаменационной комиссии в Луганскую государственную академию культуры и искусств имени М. Матусовского. Принял защиты дипломов у 66 бакалавров и 14 магистрантов по направлениям:
— Изящные искусства (Художественная анимация)
— Изящные искусства (Станковая живопись)
— Изящные искусства (Художественно-историческая живопись, иконописание)
— Изящные искусства (Искусство фотографии, фотожурналистика)
— Дизайн (Графический дизайн)
— Дизайн (Дизайн среды)
— Искусство костюма и текстиля
С 1 сентября 2022 года приглашён на должность доцента кафедры теории искусств и эстетики Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского. Читал курс по искусству советского времени до 31 января 2023 года.
С сентября 2023 года — доцент кафедры истории Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет). Читает курсы вспомогательных исторических дисциплин и истории России.
Повышение квалификации:
2021 год — «Обучение безопасным методам и приёмам работы на высоте», 16 часов. АНО ДПО УЦ «Мосстройкадры». Удостоверение № 187-23 от 14 апреля 2021 г.
2021 год — «Инклюзивные практики в сфере культуры и художественного образования», 72 часа. ФГБОУ ВО «МГИК» Удостоверение № 180001493912 от 29 декабря 2021 г.
2022 год — «Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве», 28 часов. АНО ДПО УЦ «Мосстройкадры». Удостоверение № 4707 от 3 марта 2022 г.
2023 год — «Актуальные проблемы геральдического обеспечения управленческой деятельности в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях», 16 часов. ФГБОУ ВО «РГСУ». Удостоверение № 026576-ПК от 16 июня 2023 г.
2023 год — «Использование (применение) средств индивидуальной защиты», 16 часов. АНО ДПО УЦ «Мосстройкадры». Удостоверение № 755-15 от 14 августа 2023 г.
2024 год — «Обучение безопасным методам и приёмам работы на высоте», 16 часов. АНО ДПО УЦ «Мосстройкадры». Удостоверение № 071-22 от 12 февраля 2024 г.
Международные стажировки
В 2008 году стал участником XI этапа Международной миссии «Юность славянского мира», проходившего в трёх польских городах – Белостоке, Гданьске и Варшаве.
В январе 2018 года участвовал в музейной стажировке в Лондоне, в сентябре 2019 — в Дубровнике (The Best best in Heritage).
В составе рабочей группы осуществлял свод и подготовку документации к участию в конкурсе Živa Award 2019 на английском и русском языках, представлял проект жюри при очном посещении ГМЗ «Царицыно», разрабатывал электронную презентацию по заявленной тематике на основании положения о конкурсе и актуальном и инновационном подходе музея.
Готовил документацию для участия ГМЗ «Царицыно» в The European Museum of the Year Award (EMYA-2021), но из-за ограничений в связи с пандемией короновируса участие в конкурсе было перенесено на 2022 год. Представлял проект жюри при очном посещении ГМЗ «Царицыно». ГМЗ «Царицыно» вошёл в шорт-лист EMYA-2022. Однако, 5 марта 2022 года Европейский музейный форум и жюри EMYA сообщили о временной приостановке сотрудничества с российскими музеями.
В 2019 году на Международном симпозиуме по скульптуре «Восхождение-2» в городе Гюмри был председателем научной конференции «Трансформация градостроения в постсоветстком пространстве и во времени».
В ноябре 2021 года по приглашению Академии художеств Узбекистана участвовал в Международной научно-практической конференции «Современное декоративно-прикладное искусство: декор и стиль» в Ташкенте, проходящей в рамках III Международного биеннале декоративного искусства. В марте 2022 года участвовал в международной научно-практической конференции «Прикладное искусство и ремесло Узбекистана: традиции и инновации».
Награды и достижения
Впервые в истории Государственной академии славянской культуры удостоен стипендии Президента Российской Федерации (2010–2011).
Отмечен благодарностями Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ, Дипломатическо-курьерской службы МИД РФ, Музея Космонавтики, Департамента внешнеэкономических связей Правительства Москвы, 154 Отдельного комендантского Преображенского полка, Геликон-оперы, НПФ «Газфонд», МГХПА им. С.Г. Строганова, ГМЗ «Царицыно» и др. Лауреат Вики-премии-2021 «Свободные знания» (англ. Free Knowledge Award). Лауреат IV московского городского конвента «Проксима Центавра – 2022» в номинации «Лучший художник-иллюстратор».
_______________
В сфере научных интересов — коллекционирование и изучение нагрудных знаков, наградных медалей и орденов, балканская фалеристика конца XIX— начала XX века.
Женат. Воспитывает дочь Лию (2014 г.р.) и сына Давида (2020 г.р.).
_______________
Художник-график, иллюстратор ряда книг по истории России, а также изданий писателей-фантастов. Издано около 40 книг с оформлением. За время работы на Императорском фарфоровом заводе также выступил в качестве художника, создал сервиз и серию из восьми декоративных тарелок «Грузинский дневник» (2014), сервиз «Грузинский дневник-2015», семь декоративных тарелок по заказу Правительства Российской Федерации (2016), сервиз «Колокольное семихолмие» (2017). Разработал серию эскизов для декоративных тарелок для ГМЗ «Царицыно» (2018). Разработал дизайн ювелирно-текстильных коллекций «Город Золотой» (2018) и «Монеты» (2019) для бренда Culture Codes. Разработал эскизы двух декоративных тарелок для Московского музыкального театра «Геликон-Опера» и фирменной чайной пары ГМЗ «Царицыно» (2019; всё для изготовления на АО «ИФЗ»).
ПРИМЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАБОТ
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
«Книга и фарфор: графика Михаила Тренихина». Государственный литературный музей (Дом И.С. Остроухова). Москва, Трубниковский переулок.
29 августа—13 сентября 2015.
«Москва—Закавказье: фрагменты национального пейзажа». ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры», Москва, Хибинский проезд, дом 6. 3 ноября—31 декабря 2015.
«Credo (творчество и созидание)». ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Институт славянской культуры. Москва, Хибинский проезд, дом 6. 17 ноября—31 декабря 2017.
ПУБЛИКАЦИИ
Основные темы публикаций: искусство, живопись, фарфор, фалеристика, коллекционирование, музеи. Публикации размещены в обратном хронологическом порядке.
С более чем 200 статьями и интервью, подготовленными для журнала Sammlung/Коллекция в 2016—2022 годах можно ознакомиться непосредственно на сайте. Все материалы автора в Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ
2024
Тренихин М.М. «Москва объединила Русь. Русь объединит славянство». Некоторые аспекты художественной агитации в Первую мировую войну // Московское наследие, 2024. №3. С. 70—81.
Тренихин М.М. Не хулиганские фантазии. О художественной выставке «Это жесть» // «Это Жесть». Каталог выставки – М.: Фабрика-Арт, 2024. С. 4—7.
Тренихин М.М. Медаль «За оборону Куито Куанавале»: кубинская «россика» из Анголы // Старый Цейхгауз, 2024. №1–2. С. 86—95.
Тренихин М.М. Зодчие В.И. Баженов и М.Ф. Казаков: путь на медаль // Московское наследие, 2024. №1. С. 114—127.
Тренихин М.М. Экспертное заключение по ассортименту изделий художественной обработки металла и ювелирных изделий народных художественных промыслов // Экспертные заключения о художественном уровне изделий НХП, представленных на выставке-ярмарке «Ладья. Зимняя сказка – 2023». Ассоциация «Народные художественные промыслы России», 2024. С. 67—76.
Тренихин М.М. ВОВ: награды и герои. О союзных награждениях в годы Великой Отечественной войны // Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы Интернет-газета «Столетие». Дата публикации: 14.03.2024. Режим доступа: https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/vov_nagrady_i_geroi_871.htm [Статья публикуется в рамках мультимедийного издательского проекта «»Возвращение украденных смыслов». Правда о Великой Отечественной войне в англоязычной прессе, 1941 – 1945», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив].
Тренихин М.М. Московская керамика VII — Культурный слой. Диалог с классикой в контексте современного художественного процесса // Культурный слой. Межсекционный выставочный проект Московского союза художников : Каталог выставки / РОО «Московский союз художников». — Москва: 2024. С.5—9.
Тренихин М.М. Эстетика сокольского движения: знаки, открытки, униформа // Дискуссии о символизме в особняке русского модерна. Сборник научных статей по материалам заседаний межинститутской группы «Символизм и модерн / сост. И. Светлов, Л. Марихбейн, С. Колотилина. М.: Историко-культурный комплекс «Особняк купца Носова» РГБМ, 2024. С. 46—51.
2023
Тренихин М.М. Архивация наследия Экспериментального творческо-производственного комбината (ЭТПК) «Воронцово» в государственном музее-заповеднике «Царицыно» // Научно-исследовательская работа в музее: сборник материалов ХХ Всероссийской научно-практической конференции (24 марта 2023 г.) / Под науч. ред. Е. Ю. Пухначевой, В. Г. Ивановой. Москва: МГИК, 2023. С. 34—43.
Тренихин М.М. Фарфор как агитация. Истории столетней давности // Московское наследие, 2023. №5. С. 96—108.
Тренихин М.М. Сервиз «Три века русской усадьбы» и традиция усадебных видов в современном искусстве фарфора // Московское наследие, 2023. №4. С. 104—111.
Тренихин М.М. Сила льва, полёт сокола… Сокольское движение – забытая страница панславизма // Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы Интернет-газета «Столетие». Дата публикации: 19.09.2023. Режим доступа: https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/sila_lva_polot_sokola_996.htm [Статья публикуется в рамках проекта «„Сим победиши!“ Российское общество и армия в моменты испытаний», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив].
Тренихин М.М. Культурный слой. О выставке из цикла «Московская керамика» // Московское наследие, 2023. №3. С. 90—102.
Тренихин М.М. Сокольское движение. Забытая эстетика // Московское наследие, 2023. №2. С. 66—85.
Тренихин М.М. Полёт «Сокола»: символика, знаки, открытки, униформа Сокольского движения // Гербовый курьер, 2023. №2 (3). С. 116—127, 79—80 цветные вкладки.
Тренихин М.М. Балканская россика. По следам ветерана русско-турецкой войны // Московское наследие, 2023. №1. С. 74—81.
Тренихин М.М. Отныне именовать селом Царицыным // Традиции : всероссийский ежеквартальный познавательный журнал. Санкт-Петербург : Союз художников. 2023. № 2. С. 48—53.
Тренихин М.М. Симпозиумы и творческие группы по декоративно-прикладному искусству в системе Союза художников СССР // Декоративное искусство, 2022–2023. №426. С. 84—93.
Тренихин М.М. Советская история в миниатюрах: фалеристика пошагово // Декоративное искусство, 2022–2023. №426. С. 18—23.
2022
Петухова В.В., Тренихин М.М. Организация выставочной деятельности в музее // Культурное наследие. Том 2. Материальное наследие (музей, дом, храм). Учебное пособие / Под ред. и сост. Д.М. Володихин. — М.: «Снежный Ком М», 2022. 175—207.
Петухова В.В., Тренихин М.М. Проектирование и создание экспозиций // Культурное наследие. Том 2. Материальное наследие (музей, дом, храм). Учебное пособие / Под ред. и сост. Д.М. Володихин. — М.: «Снежный Ком М», 2022. 208—235.
Тренихин М.М. Эхо прошедшего времени. Беседы с Лидией Владимировной Андреевой // Андреевские научные чтения. Новые поступления, атрибуции, исследования архивов. Сборник статей / ред.-сост. А. Г. Герасимова, М. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2022. 231—241.
Тренихин М.М. Симпозиумы «Стекло в ландшафте» в «Царицыне». Воспоминания участников // Андреевские научные чтения. Новые поступления, атрибуции, исследования архивов. Сборник статей / ред.-сост. А. Г. Герасимова, М. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2022. 256—265.
Андреевские научные чтения. Новые поступления, атрибуции, исследования архивов. Сборник статей / ред.-сост. А. Г. Герасимова, М. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2022. — 272 с.
Тренихин М.М. Путь лётчика: Внуково – Тегеран – Югославия – Эстония // Московское наследие, 2022. №6. С. 54—61.
Тренихин М.М. ЭТПК – московская кузница значков // Московское наследие, 2022. №4. С. 116—125.
Тренихин М.М. Девятая книга Казимовой // Про книги. Журнал библиофилов, 2022. №1—2. С. 162—165.
Тренихин М.М. Москва и москвичи эпохи Александра I: выставка духоподъёмного времени // Московское наследие, 2022. №3. С. 104—111.
Тренихин М.М. Калейдоскоп императоров // Московское наследие, 2022. №2. С. 90—99.
Тренихин М.М. Симпозиумы и творческие группы по декоративно-прикладному искусству в 1957–1991: общий обзор / опыт Узбекистана // Сборник статей международной научно-практической конференции «Прикладное искусство и ремесленничество Узбекистана: традиции и инновации» (Ўзбекистон амалий санъати ва ҳунармандчилиги: анъана ва инновациялар. Халқаро илмий-амалий конференция тўплами. Practical arts and crafts of Uzbekistan: traditions and innovations) / Отв. ред. А. Мирзорахимова. Ташкент: 2022. С. 53—60.
2021
Тренихин М.М. Не бойся вращенья минут и миров: о созерцании старых артефактов // Московское наследие, 2021. Спецвыпуск. С. 104—127.
Тренихин М.М. Белостокские православные храмы: устойчивость и экспрессия форм // Польская художественная культура в историческом и современном контексте. Тр. / Отв. ред. И. Светлов и И. Люба. Москва : Гнозис, 2021. С. 559—569.
Тренихин М.М. Жажда подлинности — это то, на чём зиждется коллекционирование // Культура. № 11 (8195). 25 ноября 2021 года. С. 6—7.
Тренихин М.М. При исполнении служебных обязанностей. Должностные знаки Москвы и Московской губернии в Российской империи // Московское наследие, 2021. №3. С. 106—115.
Тренихин М.М. Шанель — простая и сложная. Портрет знаменитой «шляпницы» на фоне эпохи // Книжное приложение «Ex libris НГ». Еженедельное приложение к «Независимой газете». № 206 (8257). 22.09.2021. С. 13.
Тренихин М.М. К вопросу об иконографических типах портретов императрицы Екатерины II и великого князя Павла Петровича в собрании ГМЗ «Царицыно» // Андреевские научные чтения. Сборник статей к 290-летию со дня рождения императрицы Екатерины II / ред.-сост. М. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2021. С. 122—134.
2020
Андреева Л.В., Тренихин М.М. Царицыно в произведениях из коллекции музея // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 2. Лавин П.Н. — Язвенка.— М.: КОДЕКС, 2020. С. 226.
Авторская керамика XX — начала XXI века. Книга II. Л—Я: [Генеральный каталог]. Серия I. Авторское декоративное и прикладное искусство XX—XXI веков. Генеральный каталог ГМЗ «Царицыно» / Авт. вступ. ст.: Л.Ф. Романова; Авт.-сост.: Л.Ф. Романова, О. А. Копейчикова; Подготовка материалов: М. М. Тренихин. М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2020.
Тренихин М.М. Велопрогулка Медведково — ВДНХ // Московское наследие, 2020. №5. С. 70—81.
Книга-альбом Сервиз «Три века русской усадьбы» мастерской Лады Быстрицкой: обращение к прошлому в контексте современности / Авт.-сост. М.М. Тренихин. — М.: «Кожаная мозаика», 2020. — 289 с.:ил.
Тренихин М.М. Русская усадьба // Сервиз «Три века русской усадьбы» мастерской Лады Быстрицкой: обращение к прошлому в контексте современности. М.: «Кожаная мозаика», 2020. С. 9—23.
Тренихин М.М. Русский фарфор // Сервиз «Три века русской усадьбы» мастерской Лады Быстрицкой: обращение к прошлому в контексте современности. М.: «Кожаная мозаика», 2020. С. 24—33.
Тренихин М.М. Художественная мастерская Лады Быстрицкой // Сервиз «Три века русской усадьбы» мастерской Лады Быстрицкой: обращение к прошлому в контексте современности. М.: «Кожаная мозаика», 2020. С. 34—36.
Тренихин М.М. Традиции русской трапезы // Сервиз «Три века русской усадьбы» мастерской Лады Быстрицкой: обращение к прошлому в контексте современности. М.: «Кожаная мозаика», 2020. С. 241—264.
Тренихин М.М. «Врубелевское многоцветие». Декоративное начало Серебряного века в керамике и фарфоре Нины Павловны Полынской // Три века поисков и достижений. Отечественное искусство XVIII–XX веков / под ред. Е.В. Грибоносовой-Гребневой. – М.: БуксМАрт, 2020. С. 47–49.
Тренихин М.М. Выставка керамической игрушки «Зачем ребёнку медведь?» в ГМЗ «Царицыно»: междисциплинарная коммуникация // Глиняная игрушка России: история, новые открытия и перспективы // Сборник научно-практической конференции в рамках VIII Всероссийской выставки-смотра «Гончары России» 10–11 октября 2018 года, г. Тверь / Сост. Бойцова А. С. — Тверь, ГБУК ТО «Тверской областной Дом народного творчества», 2020. С. 51–55.
Тренихин М.М. Эстетика ВДНХ 1960-х в произведениях Анатолия Борисова // Московское наследие, 2020. №2. С. 28—35.
Тренихин М.М. Образ Победы. Московский метрополитен // Московское наследие, 2020. №1. С. 32—43.
Авторская керамика XX — начала XXI века. Книга I. А—Л: [Генеральный каталог]. Серия I. Авторское декоративное и прикладное искусство XX—XXI веков. Генеральный каталог ГМЗ «Царицыно» / Авт. вступ. ст.: Л.Ф. Романова; Авт.-сост.: Л.Ф. Романова, О. А. Копейчикова; Подготовка материалов: М. М. Тренихин. М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2019 (2020).
2019
Тренихин М.М. Колокольное семихолмие: «визитная карточка» Москвы для внутреннего пользования // Московское наследие, 2019. №6. С. 88—91.
Тренихин М.М., Головин С.Н. Екатерина II: из Мальты в Россию // Электронная публикация на сайте журнала «Дилетант». 17.09.2019
Андреева Л.В., Ермолов П.Б., Иванова Н.Ю., Романова Л.Ф., Тренихин М.М. Музейные коллекции // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 49—107.
Тренихин М.М. Андреева Лидия Владимировна (1930–2018) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 134—135.
Докучаева О.В., Ермолов П.Б., Тренихин М.М. Аникович Всеволод Иванович (1925–2016) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 136—138.
Авторское ткачество XX‒XXI веков. Гобелены, мини-гобелены, таписсерия: [Генеральный каталог]. Серия I. «Авторское декоративное и прикладное искусство XX‒XXI веков» / Государственный музей-заповедник «Царицыно»; Авт.-сост. каталога и авт. вступ. ст. Л.Ф. Романова; Под ред. О.В. Докучаевой, А.Г. Стёпиной, М.М. Тренихина. ‒ Белгород: КОНСТАНТА, 2018. ‒ 260 с.: цв. ил. ‒ (Авторское декоративное и прикладное искусство XX‒XXI веков).
2018
Тренихин М.М. Арон Ржезников. О живописных традициях французского пейзажа. Предисловие // Импрессионизм в авангарде: каталог выставки — М. «Музей русского импрессионизма», 2018 (2019). С. 180—184.
Тренихин М.М. «Группа пяти»: островок лирического импрессионизма в океане соцреализма // Импрессионизм в авангарде: сборник материалов международной конференции, прошедшей в рамках выставки «Импрессионизм в авангарде» (Москва, 7–8 июня 2018 года) — М.: «Музей русского импрессионизма», 2018 (2019). С. 138—147.
2017
Тренихин М.М. Русский фарфор: мануфактуры, артефакты, традиции // Электронная публикация на сайте общества «Двуглавый орёл» https://rusorel.info/. 23.06.2017
Тренихин М.М., Сидельников А.А. Фалеристика // Большая Российская энциклопедия: В 35 т. / Председатель Науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 33. Уланд — Хватцев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2017. С. 185 [подробнее о создании этой статьи см. в журнале Sammlung/Коллекция]
2016
Тренихин М.М. Императорский фарфор. Национальные традиции // Электронная публикация на сайте Всероссийского конгресса этножурналистов http://ethnokongress.ru. 18.02.2016.
Тренихин М.М.Императорский фарфоровый завод. Образы Грузии // Вестник Московского дома национальностей. 2016. № 1. С. 62—65.
Тренихин М.М. Образы народов СССР в фарфоре: монументальные произведения Императорского фарфорового завода // Вестник Московского дома национальностей. 2016. № 2. С. 73—76.
2015
Тренихин М.М. Камерная лирика в московской живописи 1930-х годов: «Группа пяти»: диссертация … кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Тренихин Михаил Михайлович; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова]. — Москва, 2015. — 187 с.: ил.
Тренихин М.М. Фалеристика славянских стран (из коллекции Михаила Тренихина) // Славянства многоликий мир. Орнамент в традиционной культуре славянских народов. Выставка из фондов Музея славянских культур ФГБОУ ВПО «ГАСК». Каталог. — М.: ФГБОУ ВПО ГАСК, 2015. С. 48—67.
Тренихин М.М. Императорский фарфоровый завод. Коллекция скульптур «Народности России» // Вестник Московского дома национальностей. 2015. № 3. С. 58—60.
Тренихин М.М. Императорский фарфоровый завод. Коллекция скульптур «Народности России». Крымские и казанские татары // Вестник Московского дома национальностей. 2015. № 4. С. 59—60.
2014
Тренихин М.М. Импрессионизм. Теоретические споры и советская живопись 1930-х годов // Искусство XIX—XX веков: контрасты и параллели. Сб. ст. / отв. ред. И.Е. Светлов. — М.: МГАХИ им. В.И. Сурикова. — Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 309—316.
Тренихин М.М. Нина Казимова — «королева акватинты» // Электронная публикация на сайте Всемирного русского народного собора http://www.vrns.ru. 16.04.2014.
Тренихин М.М. Фарфоровые письма Сергея Русакова // Филателия. № 11 (581). М. Издатцентр «Марка». 2014. — с. 64, 3 обл.
Тренихин М.М. Камерная лирика в московской живописи 1930-х — начале 1940-х годов (Группа Пяти) как пример протононконформизма // Неофициальное искусство в СССР. 1950—1980-е годы: Сборник / Ред.-сост. А.К. Флорковская, отв. ред. М. А. Бусев. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, БуксМАрт, 2014. С. 90-97.
2013
Тренихин М.М. Импрессионизм, Сезанн, традиции французского искусства XIX века в теоретической интерпретации Арона Ржезникова // Искусствознание № 3–4/2013. — М.: Государственный институт искусствознания, 2013. — с. 478–490.
Тренихин М.М. В его душе была гармония… К 80-летию художника Анатолия Борисова (1933—1969) // Филателия №4 (562). М. Издатцентр «Марка». 2013. — с. 6—9, 4 обл.
Тренихин М.М. Императорский фарфоровый завод и династия Романовых // Свой. 2013. № 8. С. 82–87.
Тренихин М.М. Императорский фарфор, русский дух и династия Романовых // Собрание шедевров. 2013. № 3 (38). С. 60—67.
2012
Тренихин М.М. Московская рефлексия символизма // Искусствознание, № 3–4. М. Государственный институт искусствознания. 2012. – с. 629–636.
Тренихин М.М. Камерная лирика в московской живописи 1930-х – начала 1940-х годов (Группа пяти) // Художественная жизнь старой Москвы. Сборник статей. – М.: ОАО «Центральное издательство «Воздушный транспорт», 2012. С. 46-65.
Тренихин М.М. Тихие миры художника Льва Аронова // Свой. 2012. № 3. С.20–23.
Тренихин М.М. Михаил Дронов. Скульптура // Собрание шедевров. 2012. № 2 (33). С. 56—59.
Тренихин М.М. Диалог с продолжением // Диалог искусств. 2012. № 4. С. 141.
Тренихин М.М. Медальерное искусство и Отечественная война 1812 года // Свой. 2012. № 9. С. 18–23.
Тренихин М.М. Русские нумизматические памятники Отечественной войны 1812 года // Собрание шедевров. 2012. № 4 (35). С. 54—60.
2011
Тренихин М.М. Поэтика одухотворённой артистической личности: портреты кисти Льва Зевина // Вестник славянских культур. — № 3 (XXI). – М.: ГАСК, 2011. С. 111–118.
Тренихин М.М. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью». Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов в фалеристике // Роль славянской молодёжи в процессе устойчивого цивилизационного развития. История культуры славян в оценках молодёжи / Отв. ред. и сост. И.И. Калиганов. – М.: ГАСК, 2011. С. 166 – 180.
Тренихин М.М. Художник с музыкальной душой: очерки о творчестве Льва Зевина // Сборник тезисов Международной молодёжной межвузовоской конференции: Роль славянской молодёжи в процессе устойчивого цивилизационного развития. – М.: ГАСК, 2011. Выпуск 2: Славянства многоликий мир. Москва 27 мая 2011 / Отв. ред. и сост. И.И. Калиганов, ред. О.А. Туфанова. С. 84 – 87.
2010
Тренихин М.М. Символика и эмблематика ГАСК: логотипы и знаки // Вестник славянских культур, 2010. № 2 (XVI). С. 91–95.
Тренихин М.М. Храм национальной истории // Свой. 2010. № 4. С. 50–53.
Тренихин М.М. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. в фалеристике // Сборник тезисов Первой Международной молодёжной межвузовской конференции: Роль славянской молодёжи в процессе устойчивого цивилизационного развития. (История культуры славян в оценках молодёжи) / Отв. ред. и сост. И.И. Калиганов, ред. О.А. Туфанова. – М.: ГАСК, 2010. С. 62–64.
Тренихин М.М. Московский дворик 1920-х годов // Свой. 2010. № 7. С. 76–79.
Тренихин М.М. «Не нам, не нам, а имени Твоему». Христианская символика на дореволюционных наградах // Свой. 2010. № 10. С. 54–58.
2009
Тренихин М.М. Мячковский объединённый авиаотряд воздушных съёмок и 229 лётный отряд // Sammlung/Коллекция. 2009–2010. №3. С. 24–31.
Тренихин М.М. Россия и Болгария: точки соприкосновения // Глаголь_Добро. 2009. № 3 (март-май). С. 1, 4–5.