6 декабря 2025 года, в день празднования семилетнего юбилея Музея фарфора им. В. Орлова в Ярославле, состоялось торжественное открытие масштабной выставки «Застывшие трели: птицы, спетые фарфором». Экспозиция объединила около двух сотен произведений ведущих российских и европейских фарфоровых мануфактур, посвящённых орнитологическим мотивам в искусстве XIX – начала XXI века.
Выставка стала результатом многолетней исследовательской работы и сотрудничества музеев, частных коллекционеров и научного сообщества при участии АО «Императорского фарфорового завода». Авторами концепции, кураторами и составителями научного каталога выступили ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции русского фарфора, доктор искусствоведения Екатерина Хмельницкая и коллекционер, главный редактор журнала «Искусство и антиквариат» Жанна Полански.
На открытии присутствовали руководители Ярославского художественного музея, художественного музея «Митрополичьи палаты», Музейного комплекса «Вятское», Музея «Кукольный дом Ирады Косолаповой», а также ведущие коллекционеры из Москвы и Санкт-Петербурга.
Орнитологический сюжет в фарфоре: от символа к науке
Обращение к образу птицы в русском и европейском фарфоре — это не только погружение в мир декоративной эстетики, но и глубокое научное исследование. «Чем специфичнее предмет исследования, тем больше он открывает пространство для научных размышлений». В своей статье Екатерина Хмельницкая прослеживает эволюцию орнитологических сюжетов от мифологических и символических трактовок к научно-просветительскому подходу в эпоху историзма и модерна. В дальневосточной традиции птицы, такие как журавль или утка-мандаринка, служили символами верности, долголетия и гармонии. В европейском искусстве птицы часто становились аллегориями добродетелей, а в христианской иконографии — воплощением духа, божественного присутствия.
К концу XIX века, с развитием естественных наук и ростом интереса к орнитологии, изображения птиц на фарфоре приобретают новую, документальную точность. Художники Императорского фарфорового завода активно использовали в работе гравюры из научных трудов. Это позволило создавать не просто декоративные, но и научно достоверные изображения, сочетающие художественную выразительность с натуралистической точностью.
«Мы превратим весь мир в цветущий сад» — эта метафора, вынесенная в название одной из статей каталога, как нельзя лучше отражает идею выставки. Фарфоровые птицы, застывшие в движении, поющие безмолвные трели, становятся мостом между прошлым и настоящим, между искусством и наукой, между Россией и Европой.
В отдельном разделе представлены работы немецких мануфактур — Мейсена, Нимфенбурга, Розенталя и др., демонстрирующие влияние европейской орнитологической иллюстрации на фарфоровую пластику.
На выставке представлены произведения, выполненные в различных техниках: подглазурная и надглазурная роспись, эмалевая живопись, работа с цветными глазурями, а также скульптурные композиции.
Многие произведения были предоставлены из частных собраний России и впервые покинули хранилища для публичного показа. Экспозиция дополнена лучшими экспонатами из коллекции Музея имени В. Ю. Орлова, что делает выставку уникальным диалогом частного и музейного коллекционирования.
Выставка продлится до апреля 2026 года и сопровождается образовательной программой: лекциями, мастер-классами и экскурсиями от кураторов и приглашённых экспертов.
К выставке издан каталог, в котором раскрыта тема орнитологических сюжетов в фарфоре в статьях Екатерины Хмельницкой, Жанны Полански и Владимира Левшенкова.
Жанна Полански Фотографии предоставлены Музеем фарфора имени В.Ю. Орлова
Музей имени В.Ю. Орлова
150000, г. Ярославль, Волжская набережная, д. 15
Декабрь 2025 — Апрель 2026 года
_________________





