В Зимнем дворце 13 декабря 2025 года откроется выставка «14 декабря 1825 года», посвящённая 200-летию восстания декабристов на Сенатской площади. «Эрмитаж всегда рассматривает события русской истории, как бы “глазами Зимнего дворца”, – говорит Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа. – 14 декабря друг на друга смотрели полный тревоги Дворец и уже с утра опустевший Сенат. Две площади были полны солдатами и генералами. Это был последний гвардейский переворот и первый “штурм Зимнего”, немые свидетели которого представлены на выставке – пистолет Каховского и мундир Милорадовича со следами удара штыком и пули. Вне выставки, на своих обычных местах находятся и свидетели допросов в стенах дворца, среди них “Блудный сын” Сальваторе Розы. Такой комплекс памяти может сложиться только в Эрмитаже».
На этой экспозиции собрано более ста произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, а также рукописей и документов. Ключевая тема – события 14 декабря. Однако внимание уделено также междуцарствию – особому периоду в истории, которым воспользовались заговорщики, и следствию по делу декабристов. Среди экспонатов – автографы, портреты и личные вещи участников восстания, акварельные виды комнат Николая I в Зимнем дворце, живописные изображения событий на Сенатской площади, офицерские и солдатские мундиры восставших полков и частей, находившихся на стороне императора.
Рассказ построен на материалах из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного архива Российской Федерации, Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом), Всероссийского музея А.С. Пушкина, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Российского государственного архива древних актов.
Выставка неслучайно размещена именно в Зимнем дворце – там, где не только хранится одна из самых больших коллекций памятников эпохи декабризма, но и живёт память о событиях 14 декабря 2025 года, происходивших здесь. Для максимально полного представления всех мест, которые прямо или опосредованно связаны с первыми дворянскими революционерами, разработан квест. Он погрузит гостей музея в атмосферу дня восстания и немного более позднего времени, касающегося допросов и следствия над декабристами.
К выставке подготовлен научный каталог со статьями Сергея Владимировича Мироненко, Виктора Михайловича Файбисовича, Ольги Валериановны Эдельман, Марины Викторовны Сидоровой, Ирины Михайловны Захаровой и Галины Александровны Принцевой, а также иллюстрированное издание Ирины Михайловны Захаровой «Декабристы в Сибири».
Выставка «14 декабря 1825 года» рассказывает о событиях одного из самых трагических дней в истории дореволюционной России. До Октябрьской революции восстание декабристов, наряду с победой в Отечественной войне 1812 года, считалось важнейшим в жизни страны.
В фокусе внимания кураторов находятся события одного дня. Все они берут начало от Конституции Царства Польского, подписанной Александром I и повлекшей за собой создание конституционных проектов декабристов – «Русской правды» Павла Ивановича Пестеля и «Конституции» Никиты Михайловича Муравьева. Их основные положения должны были стать руководством для Временного правительства после захвата власти восставшими в Санкт-Петербурге. Оба документа известны всем, но мало кто их видел. Выставка в Эрмитаже предоставит посетителям эту редкую возможность.
Далее большое внимание уделено междуцарствию. Начало ему было положено кончиной Александра I в Таганроге 19 ноября 1825 года и последовавшим за ней отказом великого князя Константина Павловича от престола. На выставке представлены драгоценности, которые носили в знак траура по почившему императору, его манифест о назначении наследником великого князя Николая Павловича. А также скульптурные и графические портреты Константина Павловича в статусе императора, которые относятся к редчайшим историческим свидетельствам очень короткого периода междуцарствия.
Наибольшее количество экспонатов посвящено событиям 14 декабря 1825 года. Это виды личных комнат Николая I в Зимнем дворце, изображения событий на Сенатской площади и в Большом дворе Зимнего дворца, схема расположения войск Гвардейского корпуса на площади, офицерские и солдатские мундиры, автографы и портреты декабристов, а также картечь, которой расстреливали мятежников.
После подавления восстания в тот же день начались первые аресты и допросы. На основе документов из Государственного архива РФ представлена атмосфера этих событий. Демонстрируются записи первых показаний декабристов, в частности, показание Кондратия Фёдоровича Рылеева, снятое во время допроса 14 декабря и написанное им собственноручно.
Особенный интерес представляют портреты подсудимых, исполненные членом Следственной комиссии, художником Андреем Андреевичем Ивановским. Созданный им портрет Михаила Павловича Бестужева-Рюмина является единственным прижизненным изображением декабриста.
К следствию по делу декабристов были привлечены 579 человек, 121 человек предан Верховному уголовному суду, большинство осуждённых отправлены на каторгу и поселение в Сибирь. «Журнал Следственной комиссии», «Роспись государственным преступникам, приговором Верховного уголовного суда, осуждаемым к разным казням и наказаниям», указы и манифесты Николая I из Государственного архива РФ тоже экспонируются на выставке.
Среди самых ценных экспонатов – составленный по Высочайшему распоряжению правителем дел Следственной комиссии Александром Дмитриевичем Боровковым рукописный «Свод показаний членов злоумышленного общества о внутреннем состоянии государства», который Николай I всю жизнь держал на своем рабочем столе. События 14 декабря 1825 года потрясли императора и во многом сформировали его мировоззрение, повлияв на всё его царствование, внутреннюю и внешнюю политику. Даже на смертном одре он вспоминал о «своих друзьях по 14 декабря».
Немногочисленные, но бесценные, реликвии декабристов, то есть принадлежавшие им личные вещи, чудом сохранившиеся в водовороте российской истории, тематически и хронологически завершают выставку. К их числу относятся запон (масонский фартук) и перчатки Кондратия Фёдоровича Рылеева, масонская грамота Николая Александровича Бестужева, мундштук Петра Григорьевича Каховского.
При подготовке выставки был учтён накопленный различными музеями и архивами богатый опыт работы. Однако она вводит в экспозиционный оборот и новые экспонаты. В их числе – личная печать и акварельный портрет великого князя Константина Павловича, скульптурный портрет императора Николая I, шкатулка в виде сундука с откидной крышкой, сделанная декабристом Владимиром Сергеевичем Толстым в ссылке, мундиры полков, находившихся в день восстания на стороне императора Николая I, рескрипт Николая I великому князю Михаилу Павловичу от 14 июля 1826 года из собрания Эрмитажа и уникальные документы из Государственного архива Российской Федерации.
Кураторы
Кураторы – Вячеслав Анатольевич Фёдоров, заведующий Отделом истории русской культуры и Ирина Михайловна Захарова, главный хранитель Отдела истории русской культуры.
Пресс-служба Государственного Эрмитажа 7.12.2025 Изображения https://www.hermitagemuseum.org/
Государственный Эрмитаж
Главный музейный комплекс, Пикетный зал, №196
Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
13 декабря 2025 – 5 апреля 2026 года
Купить билет в Эрмитаж
__________________


