14 декабря 1825 года

14 декабря 1825 года

in Новости музеев 19 views

В Зим­нем двор­це 13 де­каб­ря 2025 го­да от­кроет­ся вы­став­ка «14 де­каб­ря 1825 го­да», по­свя­щён­ная 200-ле­тию вос­ста­ния де­каб­рис­тов на Се­нат­ской пло­ща­ди. «Эр­ми­таж всег­да рас­смат­ривает со­бытия рус­ской ис­то­рии, как бы “гла­зами Зим­него дворца”, – говорит Михаил Пиот­ров­ский, ге­не­раль­ный директор Эрмитажа. – 14 декабря друг на друга смот­рели полный тре­воги Дворец и уже с утра опустевший Сенат. Две пло­щади бы­ли пол­ны солдатами и генералами. Это был последний гвардейский переворот и первый “штурм Зимнего”, немые свидетели которого представлены на вы­ставке – пистолет Каховского и мундир Милорадовича со следами удара штыком и пули. Вне выставки, на своих обычных местах находятся и сви­детели допросов в стенах дворца, среди них “Блудный сын” Сальваторе Розы. Такой комплекс памяти может сложиться только в Эрмитаже».

14 декабря 1825 года

На этой экспозиции собрано более ста произ­ведений жи­вописи, гра­фики, скульп­туры, прикладного искусства, а также рукописей и документов. Ключевая тема – события 14 декабря. Однако вни­мание уделено также междуцарствию – особому периоду в истории, которым вос­поль­зо­вались заговорщики, и следствию по делу декабристов. Среди экспонатов – автографы, портреты и личные вещи участников восстания, ак­варельные виды комнат Николая I в Зимнем дворце, живописные изображения событий на Сенатской площади, офицерские и солдатские мундиры вос­ставших полков и частей, находившихся на стороне императора.

Рассказ построен на материалах из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного архива Российской Федерации, Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом), Всероссийского музея А.С. Пушкина, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Российского государственного архива древних актов.

Выставка неслучайно размещена именно в Зимнем дворце – там, где не только хранится одна из самых больших коллекций памятников эпохи декабризма, но и живёт память о событиях 14 декабря 2025 года, происходивших здесь. Для максимально полного представления всех мест, которые прямо или опосредованно связаны с первыми дворянскими революционерами, разработан квест. Он погрузит гостей музея в атмосферу дня восстания и немного более позднего времени, касающегося допросов и следствия над декабристами.

14 декабря 1825 года

К выставке подготовлен научный каталог со статьями Сергея Владимировича Мироненко, Виктора Михайловича Файбисовича, Ольги Валериановны Эдельман, Марины Викторовны Сидоровой, Ирины Михайловны Захаровой и Галины Александровны Принцевой, а также иллюстрированное издание Ирины Михайловны Захаровой «Декабристы в Сибири».

Выставка «14 декабря 1825 года» рассказывает о событиях одного из самых трагических дней в истории дореволюционной России. До Октябрьской революции восстание декабристов, наряду с победой в Отечественной войне 1812 года, считалось важнейшим в жизни страны.

В фокусе внимания кураторов находятся события одного дня. Все они берут начало от Конституции Царства Польского, подписанной Александром I и повлекшей за собой создание конституционных проектов декабристов – «Русской правды» Павла Ивановича Пестеля и «Конституции» Никиты Михайловича Муравьева. Их основные положения должны были стать руководством для Временного правительства после захвата власти восставшими в Санкт-Петербурге. Оба документа известны всем, но мало кто их видел. Выставка в Эрмитаже предоставит посетителям эту редкую возможность.

Далее большое внимание уделено междуцарствию. Начало ему было положено кончиной Александра I в Таганроге 19 ноября 1825 года и последовавшим за ней отказом великого князя Константина Павловича от престола. На выставке представлены драгоценности, которые носили в знак траура по почившему императору, его манифест о назначении наследником великого князя Николая Павловича. А также скульптурные и графические портреты Константина Павловича в статусе императора, которые относятся к редчайшим историческим свидетельствам очень короткого периода междуцарствия.

Наибольшее количество экспонатов посвящено событиям 14 декабря 1825 года. Это виды личных комнат Николая I в Зимнем дворце, изображения событий на Сенатской площади и в Большом дворе Зимнего дворца, схема расположения войск Гвардейского корпуса на площади, офицерские и солдатские мундиры, автографы и портреты декабристов, а также картечь, которой расстреливали мятежников.

После подавления восстания в тот же день начались первые аресты и допросы. На основе документов из Государственного архива РФ представлена атмосфера этих событий. Демонстрируются записи первых показаний декабристов, в частности, показание Кондратия Фёдоровича Рылеева, снятое во время допроса 14 декабря и написанное им собственноручно.

Особенный интерес представляют портреты подсудимых, исполненные членом Следственной комиссии, художником Андреем Андреевичем Ивановским. Созданный им портрет Михаила Павловича Бестужева-Рюмина является единственным прижизненным изображением декабриста.

К следствию по делу декабристов были привлечены 579 человек, 121 человек предан Верховному уголовному суду, большинство осуждённых отправлены на каторгу и поселение в Сибирь. «Журнал Следственной комиссии», «Роспись государственным преступникам, приговором Верховного уголовного суда, осуждаемым к разным казням и наказаниям», указы и манифесты Николая I из Государственного архива РФ тоже экспонируются на выставке.

14 декабря 1825 года

Среди самых ценных экспонатов – составленный по Высочайшему распоряжению правителем дел Следственной комиссии Александром Дмитриевичем Боровковым рукописный «Свод показаний членов злоумышленного общества о внутреннем состоянии государства», который Николай I всю жизнь держал на своем рабочем столе. События 14 декабря 1825 года потрясли императора и во многом сформировали его мировоззрение, повлияв на всё его царствование, внутреннюю и внешнюю политику. Даже на смертном одре он вспоминал о «своих друзьях по 14 декабря».

Немногочисленные, но бесценные, реликвии декабристов, то есть принадлежавшие им личные вещи, чудом сохранившиеся в водовороте российской истории, тематически и хронологически завершают выставку. К их числу относятся запон (масонский фартук) и перчатки Кондратия Фёдоровича Рылеева, масонская грамота Николая Александровича Бестужева, мундштук Петра Григорьевича Каховского.

При подготовке выставки был учтён накопленный различными музеями и архивами богатый опыт работы. Однако она вводит в экспозиционный оборот и новые экспонаты. В их числе – личная печать и акварельный портрет великого князя Константина Павловича, скульптурный портрет императора Николая I, шкатулка в виде сундука с откидной крышкой, сделанная декабристом Владимиром Сергеевичем Толстым в ссылке, мундиры полков, находившихся в день восстания на стороне императора Николая I, рескрипт Николая I великому князю Михаилу Павловичу от 14 июля 1826 года из собрания Эрмитажа и уникальные документы из Государственного архива Российской Федерации.

Кураторы

Кураторы – Вячеслав Анатольевич Фёдоров, заведующий Отделом истории русской культуры и Ирина Михайловна Захарова, главный хранитель Отдела истории русской культуры.

Пресс-служба Государственного Эрмитажа
7.12.2025
Изображения https://www.hermitagemuseum.org/

Государственный Эрмитаж

Главный музейный комплекс, Пикетный зал, №196

Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34

13 декабря 2025 – 5 апреля 2026 года

Купить билет в Эрмитаж

История 33-го пехотного Елецкого полка Г.Э. Введенского

Государственный Эрмитаж. Главный штаб. Крыло Росси

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Русский музей. 2026 год

Вы­став­ки Русского музея пре­зен­то­ва­ла ге­не­раль­ный ди­рек­тор ин­сти­ту­ции Ал­ла Ма­ни­лова. Как она со­об­щи­ла,
Прекрасные монстры

Прекрасные чудовища

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Прекрасные чудовища». Проект обращается к теме
Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы