Марк Шагал. Радость земного притяжения

Марк Шагал. Радость земного притяжения

in Новости музеев 3815 views

ГМИИ им. А.С. Пуш­кина впер­вые за че­ты­ре де­ся­ти­ле­тия пред­ста­вит в сте­нах му­зея масш­таб­ный проект — мо­но­вы­став­ку «Марк Шагал. Радость земного притяжения». Основу экс­по­зи­ции со­ста­вят произ­ведения «рус­ского периода» (конец 1900-х — 1922) — одного из са­мых на­сыщенных и важ­ных в твор­честве ху­дожника. Проект предлагает по-новому открыть для себя искусство Марка Шагала, который даже в эмиграции продолжал возвращаться в своем творчестве на Родину.

«Над городом» Марк Шагал, 1918 г. Государственная Третьяковская галерея. Фотография предоставлена пресс-службой музея
«Над городом» Марк Шагал, 1918 г. Государственная Третьяковская галерея. Фотография предоставлена пресс-службой музея

Произведения из отечественных музейных и частных собраний будут сопровождаться цитатами из автобиографической книги Марка Шагала «Моя жизнь». Литературный комментарий поможет зрителям понять, что скрыто за знакомыми образами летящих влюбленных и витебских улиц, и увидеть картины великого мастера XX века такими, какими их задумывал сам автор. Годы, проведенные на родине, стали очень плодотворными и во многом определили дальнейшее развитие ни на что не похожего стиля художника.

Рядом с наполненными бытовыми деталями работами будут соседствовать более метафоричные, обобщенные композиции, созданные на рубеже 20-х годов прошлого века. В этот период в творчестве Шагала появляются неожиданные для того времени картины с образами влюбленных, символические воплощения чувств. Этот подход художника можно будет увидеть в ставших хрестоматийными произведениях «Над городом» и «Прогулка», где узнаваемые образы витебских улиц переплетаются со сказочными мотивами — плодом фантазии Шагала.

Картина Марка Шагала «Над городом» в Пушкинском музее, 1987 год
Картина Марка Шагала «Над городом» в Пушкинском музее, 1987 год

Центром экспозиции в Белом зале музея станет реконструкция зрительного зала Еврейского камерного театра, для которого художник в 1920 году расписал девять панно. Здесь же посетители смогут ознакомиться с письмом Шагала в дирекцию Еврейского театра с просьбой дать возможность увидеть его работу не только публике, посещающей спектакли, но и всем желающим. На выставке также будут представлены произведения из так называемой «витебской серии», в которой Шагал с огромной любовью и вниманием запечатлел самых близких людей и виды родного города и его окрестностей. Почувствовать  атмосферу, любимую мастером, позволит инсталляция «Комната семьи Шагал» — воссозданный интерьер с подлинными предметами мебели из дома художника в Витебске. Эти экспонаты демонстрировались в России лишь однажды.

Картина Марка Шагала «Прогулка» в Белом зале Пушкинского музея, 1987 год
Картина Марка Шагала «Прогулка» в Белом зале Пушкинского музея, 1987 год

Также экспозиция включит работы, которые никогда прежде не выставлялись или десятилетиями не покидали запасники музеев. Впервые в таком объеме будет представлен цикл рисунков, посвященных Первой мировой войне, — свидетельство того, как чутко художник реагировал на суровую реальность, окружившую его «сказочный» Витебск в военные годы. Кроме того, посетители увидят  оригинальные иллюстрации Шагала к сказкам Дер Нистера (настоящее имя — Пинхас Каганович), саму детскую книгу, которая была опубликована только один раз — в 1917 году — на идише. Из собрания Пушкинского музея будут представлены иллюстрации Марка Шагала к поэме Николая Гоголя «Мёртвые души», которые были созданы в 1923–1926 годах, уже после окончательного отъезда художника из России. Скучая по родине, Шагал продолжал писать произведения, связанные с его жизнью в России.

Гоголь, Шагал и герои поэмы. 1923-1926
Гоголь, Шагал и герои поэмы. 1923-1926

За месяц до открытия выставки, 12 ноября, в лектории Отдела личных коллекций начнется специальный цикл лекций «Марк Шагал и XX век», который поможет слушателям узнать больше не только о художнике, но и о важных явлениях мирового искусства ХХ века, и подготовиться к посещению экспозиции. В рамках выставки пройдет цикл просветительских лекций и обширная инклюзивная программа, включающая показ тактильных моделей и экскурсии с переводом на русский жестовый язык. Параллельно в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка библейской графики Марка Шагала.

Куратор

Куратор: Евгения Петрова, искусствовед.


Логотип ГМИИ им. ПушкинаГосударственный му­зей изобра­зи­тель­ных искусств имени А.С. Пуш­кина – му­зейный комп­лекс, обла­дающий одним из крупнейших в Рос­сии ху­доже­ствен­ных собраний за­рубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700000 па­мятников, создан­ных мастерами раз­ных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произ­веде­ния ми­ровой жи­вописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других в­ыдающих­ся ху­дожников. Все­мирно из­вестна кол­лекция фран­цузского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, По­ля Го­гена, Вин­сента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Госу­дарствен­ный центр со­вре­менного ис­кусства с фи­лиалами во Вла­дикавказе, Ека­теринбурге, Ка­лининграде, Нижнем Нов­городе, Санкт-Пе­тербурге и Томске.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
7.11.2025

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Москва. Волхонка, 12. Главное здание, Белый зал, залы 19 и 20

11 декабря 2025 г. — 15 марта 2026 г.

Купить билет в Пушкинский музей

Марк Шагал в декабре в ГМИИ им. Пушкина

Марк Шагал. Проекция во времени

__________________

 Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы