В Тверь впервые привезут шедевры древнейшего вида художественного творчества — искусства лиможской эмали.
12 сентября в Тверской областной картинной галерее, одном из старейших музеев России, откроется выставка «Сокровища Лиможа: огненная живопись на эмали XII — XX веков», представляющая 167 предметов, в числе которых — редчайший ларец-реликварий XII века, триптихи «старой школы» XVI века, работы мастеров Пенико и Пьера Реймона, декоративные предметы XIX–XX столетий, а также один исключительный экспонат — издание «Житие Жанны д’Арк» начала XX века, украшенное эмалями Жюля Сарланди.
Сокровища Лиможа: огненная живопись на эмали XII — XX веков
Экспозиция включает предметы из частного московского собрания искусствоведа, коллекционера, эксперта по французским эмалям XII–ХХ веков Натальи Карпович. В мире существует несколько обширных частных собраний лиможской эмали, среди которых московское — одно из наиболее крупных. Посетителям выставки представится возможность не просто увидеть уникальные произведения лиможских мастеров, а виртуально заглянуть в историю, написанную огнём и сохранённую в цвете. Каждый предмет здесь — часть большой культурной памяти Европы.
История лиможской эмали — это история постоянного художественного поиска. В течение более восьми веков мастера этого юго-западного французского города открывали всё новые способы рассказа — о вере, власти, красоте и человеческой душе — через огонь, стекло и металл. Каждая эпоха оставляла в эмали свой след.

- Мадонна По мотивам работы Андреа делла Роббиа
- Коронование Богоматери
В XII–XIII веках — это глубокие, условные, но выразительные образы, созданные в технике выемчатой и перегородчатой эмали. Именно тогда появляются реликварии и складни — предметы паломничества, предназначенные для молитвы, благословения и обретения защиты. Их заказывали для храмов, возили в дорожных сундуках. Простота форм соседствовала с сиянием красок, а святые изображались с иконографической строгостью и монументальностью. Наиболее ранний памятник, представленный на выставке, — ларец-реликварий XII века, уникальный по своей сохранности и художественному решению. Созданный на стыке западноевропейской и византийской традиций, он сочетает резную слоновую кость и рельефные эмалевые вставки, в которых можно проследить истоки техники эмали по рельефу.
Ларец-реликварий XII века
К XV–XVI векам художественный язык эмали становится сложнее и живописнее. Под влиянием Возрождения появляется техника гризайли — тонкой, почти графической росписи по чёрному фону, позволяющей мастеру передавать полутон, объём и даже эмоции. Эмаль становится не только религиозным артефактом, но и средством изображения античных мифов, портретов и бытовых сцен. На выставке представлен один из важнейших памятников этой эпохи — триптих Пьера Реймона «Оммаж короля Эдуарда французскому Филиппу». Этот редкий экспонат, подписанный мастером и датированный 1563 годом, является одним из немногих станковых произведений исторического характера, выполненных в технике полихромной эмали. Тема подчинения английского короля французской короне взята из французских хроник XIII века, но трактована в эстетике Возрождения: с классической архитектурой, ренессансными фигурами, орнаментальным фризом, развевающимися драпировками и композицией, построенной по законам перспективы. По уровню исполнения этот триптих сопоставим с работами Реймона, хранящимися в Государственном Эрмитаже и Лувре, однако отличается своей редкой темой и полной подписью автора на всех створках, что делает его музейным исключением.

Эдуарда французскому Филиппу»
В XVI–XVII веках техника продолжает развиваться, сохраняя высокое качество исполнения, особенно в мастерских семей Лоден и Пенико.

Важным направлением становятся и изделия с мифологическим и аллегорическим содержанием, среди которых — шестигранная солонка с изображениями героев античности из мастерской семьи Пенико. Такие предметы украшали интерьеры знати и нередко создавались по гравюрам итальянских и французских художников. Отдельно стоит отметить произведения мастеров, работавших при дворе Генриха II и связанных с расцветом портретной эмали. На выставке представлен портрет Екатерины Медичи, выполненный в традициях ренессансного парадного образа, с сохранившейся эмалевой рамой — ещё одним редким элементом.

Издание «Житие Жанны д’Арк»
В XIX веке Лимож вновь становится точкой притяжения на волне интереса к историзму и декоративности. Появляются репродукционные эмали: миниатюрные копии знаменитых полотен, выполненные с виртуозной точностью и интерпретацией. Мастера этого времени — Форе, Кармона, Бонно — возвращают эмали место на границе между живописью и предметом быта. Кульминацией этого периода становится особенный экспонат выставки — издание «Житие Жанны д’Арк», оформленное эмалевыми накладками, созданными Жюлем Сарланди. Эта книга выпущена в честь канонизации святой и издана тиражом всего в 50 экземпляров. Редкость её столь велика, что аналогов с подобным оформлением не существует ни в Эрмитаже, ни в Музее епархии Лиможа во Франции. Экземпляр, представленный в коллекции, — №41, и, возможно, единственный уцелевший в полном оформлении, что делает его исключительным памятником как искусства эмали, так и европейской книжной культуры.
Лиможская эмаль — это не только техника, но и зеркало эпохи: её духовных поисков, художественных идеалов и технических возможностей. Этот исторический путь, представленный в экспозиции, позволяет увидеть не просто произведения искусства, но свидетельства времени, прошедшие сквозь огонь и века.
- Лошади на водопое
- Кавалер и кухарка

Выставка организована при участии Эмалевого Фонда Натальи Карпович.
Выставка реализована совместно с Тверской областной картинной галереей и Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров при поддержке Правительства Тверской области и Министерства культуры Тверской области и представляет новое событие программы «Большое искусство – Большой России».
Французский Лимож — мировой центр эмалевого искусства, где уже восемь столетий мастера превращают металл и стекло в иконы, триптихи, бытовые шедевры. Эта выставка позволяет увидеть, как изменялись стили, сюжеты и технологии от выемчатой и перегородчатой эмали до изысканной гризайли и декоративных панно ар-деко.
В экспозиции представлено сто шестьдесят семь произведений из частной коллекции искусствоведа, коллекционера, эксперта по французским эмалям XII–ХХ веков Натальи Николаевны Карпович, в числе которых — редчайший ларец-реликварий XII века, триптихи «старой школы» XVI века, работы мастеров Пенико и Пьера Реймона, декоративные предметы XIX–XX столетий, а также один исключительный экспонат — издание «Житие Жанны д’Арк» 1920 года, украшенное эмалями Жюля Сарланди.
Эта выставка — не просто демонстрация редкостей, а возможность заглянуть в историю, написанную огнём и сохранённую в цвете. Каждый предмет здесь — часть большой культурной памяти Европы. Приглашаем вас прикоснуться к ней.
Из Лиможа — сквозь века: искусство, рожденное в огне История лиможской эмали — это история постоянного художественного поиска. В течение более восьми веков мастера этого юго-западного французского города открывали всё новые способы рассказа — о вере, власти, красоте и человеческой душе — через огонь, стекло и металл. Каждая эпоха оставляла в эмали свой след. В XII–XIII веках — это глубокие, условные, но выразительные образы, созданные в технике выемчатой и перегородчатой эмали. Именно тогда появляются реликварии и складни — предметы паломничества, предназначенные для молитвы, благословения и обретения защиты. Их заказывали для храмов, увозили в дорожных сундуках. Простота форм соседствовала с сиянием красок, а святые изображались с иконографической строгостью и монументальностью. К XV–XVI векам художественный язык эмали становится сложнее и живописнее. Под влиянием Возрождения появляется техника гризайли — тонкой, почти графической росписи по чёрному фону, позволяющей мастеру передавать полутон, объём и даже эмоции. Эмаль становится не только религиозным артефактом, но и средством изображения античных мифов, портретов и бытовых сцен. В XVII веке техник продолжает развиваться, сохраняя высокое качество исполнения, особенно в мастерских семей Лоден и Пенико. А в XIX веке начинается ренессанс эмалевого искусства. В этот период Лимож вновь становится точкой притяжения на волне интереса к историзму и декоративности. Появляются репродукционные эмали: миниатюрные копии знаменитых полотен, выполненные с виртуозной точностью и интерпретацией. Мастера этого времени — Форе, Кармона, Бонно — возвращают эмали место на границе между живописью и предметом быта.
Таким образом, лиможская эмаль — это не только техника, но и зеркало эпохи: её духовных поисков, художественных идеалов и технических возможностей. Этот исторический путь, представленный в нашей экспозиции, позволяет увидеть не просто произведения искусства, но свидетельства времени, прошедшие сквозь огонь и века.
Старая школа: рождение образа. XII–XVI века Эпоха «старой школы» в истории лиможской эмали охватывает период с XII по XVI век — время, когда религиозное чувство и ремесленная традиция слились воедино, породив произведения, наполненные символикой и строгостью. Наиболее ранний памятник, представленный на выставке, — ларец-реликварий XII века, уникальный по своей сохранности и художественному решению. Созданный на стыке западноевропейской и византийской традиций, он сочетает резную слоновую кость и рельефные эмалевые вставки, в которых можно проследить истоки техники эмали по рельефу. В композиции — сцены из евангельской истории, пророки, символы евангелистов, фрагменты архитектурных элементов. Каждая сторона ларца словно раскрывает страницу алтарной композиции. В XIII–XIV веках техника продолжает развиваться. Мастера используют выемчатую и перегородчатую эмаль, украшая складни, оклады и реликварии. Цветовая гамма насыщенна: глубокий синий, кроваво-красный, золотые вкрапления. Эти произведения были не только объектами поклонения, но и выразителями идеалов эпохи: вертикали духа, ясности образа, небесной красоты, воплощённой в материале. К XV–XVI векам возникает целый круг мастерских, которые сегодня искусствоведы объединяют под именами по характерным работам. Понятие «старая школа» было введено в научный оборот в 1921 году, когда французский исследователь М. де Вассело доказал, что все известные произведения эмальерного искусства изготовлены шестью мастерскими. Он дал им условные названия: мастерская Монверни, Орлеанского триптиха, Нардона Пенико, Высокого чела, Триптиха Людовика XII, Жана I Пенико. Их отличают особенности трактовки лиц, пропорций, драпировок, а также манера применения золота. Так, для мастерской «Высокого чела» характерна специфическая деформация лиц с удлинёнными лбами, миниатюрными подбородками и вздёрнутыми носами, отчего образы приобретают условную возвышенность. На выставке представлен один из таких характерных экспонатов — триптих «Поклонение младенцу Христу со сценой Благовещения», относящийся к кругу мастерской «Высокого чела». Ещё один триптих — «Встреча Христа и Марии Магдалины, со святыми Марфой и Марией» — иллюстрирует работу мастера Мениль-су-Жумьеж: гармония композиции, стилизованный пейзаж, декоративная трактовка фона золотыми облаками. Эти произведения были рассчитаны как на частное благочестие, так и на церковное использование. Они компактны, но насыщены деталями. Именно в них эмаль становится интимной живописью, способной говорить языком света, рельефа и знака. Важно отметить, что некоторые предметы из этой частной коллекции имеют прямые аналогии с произведениями, хранящимися в собраниях Государственного Эрмитажа, музея Ласарио Гальдиано в Мадриде, коллекции Фрика в Нью-Йорке и других крупных музейных институциях. Это не просто совпадения формы или сюжета — речь идёт о реальных типологических и стилистических параллелях, позволяющих атрибутировать экспонаты и включать их в исследовательский оборот. Именно это делает представленную коллекцию не только художественно ценной, но и научно значимой: это продолжение музейных традиций в частном собрании, которое сохраняет редкие образцы и демонстрирует их зрителю. Так называемая «старая школа» завершает своё развитие к XVI веку, уступая место новым формам. Но именно она заложила основы — как технические, так и выразительные — на которых и выстраивалась вся дальнейшая история лиможского эмальерного искусства.

Возрождение и новая манера: от библейской строгости к языку Ренессанса. С XV–XVI века лиможская эмаль переживает подлинный художественный перелом: влияние итальянского Возрождения преобразует не только стилистику, но и сам язык эмали. Условность и фронтальность прежней эпохи сменяются интересом к объёму, анатомии, перспективе и эмоции. Меняется и тематика: к религиозным образам прибавляются сюжеты из античной мифологии, аллегории, портреты, бытовые сцены. Решающим новшеством становится появление гризайльной техники — тончайшей живописи по тёмному фону с использованием белой эмали, создающей эффект объёмного рисунка, почти графического. Эта техника, по сути, позволяет говорить на новом художественном языке, максимально приближённом к ренессансной живописи.
Упрощение технологии (меньше обжигов) также способствует её популярности.
На выставке представлен один из важнейших памятников этой эпохи — триптих Пьера Реймона «Оммаж короля Эдуарда французскому Филиппу». Этот уникальный экспонат, подписанный мастером и датированный 1563 годом, является одним из немногих станковых произведений исторического характера, выполненных в технике полихромной эмали. Тема подчинения английского короля французской короне взята из французских хроник XIII века, но трактована в эстетике Возрождения: с классической архитектурой, ренессансными фигурами, орнаментальным фризом, развевающимися драпировками и композицией, построенной по законам перспективы. По уровню исполнения этот триптих сопоставим с работами Реймона, хранящимися в Государственном Эрмитаже и Лувре, однако отличается своей редкой темой и полной подписью автора на всех створках, что делает его музейным исключением. Важным направлением становятся и изделия с мифологическим и аллегорическим содержанием, среди которых — шестигранная солонка с изображениями героев античности из мастерской семьи Пенико. Такие предметы украшали интерьеры знати и нередко создавались по гравюрам итальянских и французских художников. Отдельно стоит отметить произведения Леонара Лимозена — мастера, работавшего при дворе Генриха II. Его имя связывают с расцветом портретной эмали. На выставке представлен портрет Екатерины Медичи, выполненный в традициях ренессансного парадного образа, с сохранившейся эмалевой рамой — ещё одним редким элементом. Также в собрании представлены произведения в смешанных техниках, где гризайль сочетается с цветной живописью, — например, в триптихе со сценой Распятия и апостолами. Такие работы позволяют наблюдать, как лиможские мастера пробовали новые изобразительные возможности и балансировали между традицией и инновацией. Таким образом, лиможская эмаль XVI века — это эпоха формального и смыслового обновления, в которой художественный язык становится выразительным, многослойным, «ренессансным» не только по стилю, но и по духу. Эмаль перестаёт быть лишь религиозным артефактом и становится самостоятельным видом изобразительного искусства.
Эмаль в эпоху модерна: от репродукции к реформе XIX век стал для Лиможа временем возвращения и переосмысления. После длительного спада интереса к эмали, связанного с промышленной революцией и изменением художественных вкусов, мастера вновь обращаются к этому искусству — теперь уже как к способу воссоздания живописного наследия. Возникает феномен репродукционных эмалей: миниатюрных копий полотен известных художников, выполненных с ювелирной точностью и стилистической интерпретацией. Такие произведения украшали интерьеры буржуазных особняков, витрины магазинов, кабинеты коллекционеров. Несмотря на свою «вторичную» природу, они становились оригинальными объектами в силу мастерства исполнения, трактовки света, фактуры, формы. В Лиможе формируются ведущие мастерские: Камиля Форе, Жюля Сарланди, Поля Бонне, Жюля Кармона. Их работы отличает виртуозная живописность, использование новых стекловидных составов, внимание к нюансам цвета и игре отражений. На выставке представлены работы всех четырёх мастеров, каждый из которых был не только продолжателем традиции, но и новатором, приблизившим эмаль к эстетике своего времени — историзма, символизма, модерна, а позднее и ар-деко. Особенно выделяются панно, созданные в мастерской Сарланди, где эмаль становится полноценной живописью — с динамикой мазка, игрой света и стилистической свободой.
Кульминацией этого периода становится уникальный экспонат выставки — издание «Житие Жанны д’Арк» (1920), оформленное эмалевыми накладками, созданными Жюлем Сарланди. Эта книга выпущена в честь канонизации святой и издана тиражом всего в 50 экземпляров. Редкость её столь велика, что аналогов с подобным оформлением не существует ни в Эрмитаже, ни в Музее епархии Лиможа во Франции. Экземпляр, представленный в коллекции, — №41, и, возможно, единственный уцелевший в полном оформлении, что делает его исключительным памятником как искусства эмали, так и европейской книжной культуры. Эмаль — это живопись, рожденная в пламени. Она не просто переносит изображение на металл — она вжигает в него образ времени, веры, вкуса, судьбы. Представленная коллекция охватывает почти восемь столетий: от строгих реликвариев XII века до изысканных декоративных панно эпохи ар-деко, от монастырей Лиможа до мастерских Сарланди, от триптихов «старой школы» до модернистских репродукций. Каждый из ста шестидесяти семи экспонатов — свидетельство и носитель памяти. Их объединяют не только техника, но и способность говорить на универсальном языке — языке света, золота, стекла и тишины. Эмаль запоминает прикосновение огня, но не выгорает. В этом — её уникальное свойство.
ЭКСПО-ПАРК ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ 10.09.2025
Эмалевый фонд Натальи Карпович
Эмалевый фонд Натальи Карпович – это уникальная инициатива, призванная сохранить, популяризировать и развивать искусство горячих эмалей в России и за её пределами. Фонд, учрежденный в 2023 году, ставит перед собой амбициозную цель не только продемонстрировать красоту и богатство эмальерного искусства, но и вдохнуть в него новую жизнь, объединив усилия опытных мастеров и талантливой молодёжи. Одной из задач Фонда является интеграция эмали в современную жизнь. Сотрудничая с современными мастерами, мебельными фабриками, интерьерными дизайнерами, Фонд демонстрирует возможности применения эмальерного искусства в предметах быта, ювелирных украшениях и дизайне интерьера. Выставка «Сокровища Лиможа: огненная живопись на эмали XII -XX веков» знакомит российскую публику с историей развития эмальерного искусства, а лекционные мероприятия и мастер-классы, проводимые Фондом в дни работы экспозиции, нацелены на заботу о сохранении техник горячей эмали и популяризацию традиционных ценностей семьи через искусство.
О МКААД
Ассоциация «Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров» основана в 2004 году. В настоящее время организация объединяет более пятидесяти галерей, зарекомендовавших себя на российском художественном рынке. Основными задачами деятельности Конфедерации являются: ознакомление широкого круга зрителей с произведениями искусства, хранящимися в частных собраниях; систематический обмен информацией с музейным сообществом по вопросам научно-технологической экспертизы, атрибуции, оценки, реставрации, различным правовым аспектам, связанным с владением произведениями искусства, помощь в комплектовании музейных коллекций. Галереи из состава МККААД активно занимаются выставочной и научно-исследовательской деятельностью. При участии членов Конфедерации подготовлено и издано более 300 статей, каталогов, профессиональных и научно-популярных изданий по теории и истории искусства; десятки произведений искусства были безвозмездно переданы в музейные фонды. Выставка «Сокровища Лиможа: огненная живопись на эмали XII -XX веков» является составной частью разработанной региональной программы МККААД, в рамках которой уже состоялись художественные выставки в Твери, Плесе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге, Арзамасе. Региональная выставочная программа «Большое искусство – Большой России» стартовала в 2013 году. Выставка из наследия искусства эмали — это новое событие программы, представляющая произведения из коллекций членов МККААД.
О ТОКГ
Тверская областная картинная галерея как самостоятельный художественный музей была основана в 1937 году после выделения её из состава Калининского областного краеведческого музея – бывшего «Тверского музеума», открытого стараниями тверской общественности в 1866 году. В настоящее время художественное собрание галереи насчитывает около 50 тысяч экспонатов. Оно включает в себя коллекции культового (религиозного) искусства XIV–XX веков, русской живописи, графики и скульптуры XVIII–XX веков, западноевропейского искусства XV–XX веков, декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока. Постоянная экспозиция (более 2500 произведений) размещается в здании Тверского императорского дворца, построенного для императрицы Екатерины II в XVIII веке по проекту русского градостроителя Петра Романовича Никитина и за более чем двухвековую историю неоднократно менявшего свой облик, отражая стили и вкусы эпох. Сегодня в галерее проводятся не только выставки, но и различные музейно просветительские мероприятия и лекционные занятия для детей и взрослых.
Тверская областная картинная галерея
г. Тверь, ул. Советская, д. 3 (Тверской императорский дворец)
12 сентября — 7 декабря 2025 г.
_________________





















