Сокровища Лиможа

Сокровища Лиможа

in Новости музеев 1293 views

В Тверь впер­вые при­ве­зут ше­дев­ры древ­ней­шего ви­да ху­до­же­ст­вен­ного твор­че­ст­ва — ис­кусства ли­мож­ской эма­ли.

12 сен­тября в Твер­ской об­ластной кар­тинной га­лерее, од­ном из ста­рей­ших му­зеев Рос­сии, от­кроется вы­ставка «Сокровища Ли­можа: ог­ненная жи­вопись на эмали XII — XX веков», представляющая 167 предметов, в числе которых — редчайший ларец-ре­лик­варий XII века, триптихи «старой школы» XVI века, работы мастеров Пенико и Пьера Реймона, декоративные предметы XIX–XX столетий, а также один ис­клю­чи­тель­ный экс­понат — издание «Житие Жанны д’Арк» начала XX века, украшенное эмалями Жюля Сарланди.

Сокровища Лиможа: огненная живопись на эмали XII — XX веков

Экспозиция включает предметы из част­ного мос­ковского собрания ис­кус­ствоведа, кол­лек­ционера, эксперта по французским эмалям XII–ХХ веков Натальи Карпович. В мире существует несколько обширных частных собраний лиможской эмали, среди которых московское — одно из наиболее крупных. Посетителям выставки пред­ставится возможность не просто уви­деть уни­кальные произ­ве­де­ния ли­можских мастеров, а виртуально заглянуть в историю, написанную огнём и сохранённую в цвете. Каждый предмет здесь — часть большой культурной памяти Европы.

История лиможской эмали — это история постоянного ху­до­же­ст­вен­ного поиска. В течение более восьми веков мастера этого юго-за­пад­ного фран­цуз­ского города открывали всё новые способы рассказа — о вере, власти, красоте и че­ло­ве­ческой душе — через огонь, стекло и металл. Каждая эпоха оставляла в эмали свой след.

Распятие и Апостолы
Распятие и Апостолы
  • Мадонна По мотивам работы Андреа делла Роббиа
  • Коронование Богоматери

В XII–XIII веках — это глубокие, ус­ловные, но выразительные образы, созданные в технике выем­чатой и пе­ре­го­род­чатой эмали. Имен­но тогда появляются ре­ликварии и складни — пред­меты па­лом­ничества, пред­на­зна­ченные для молитвы, благословения и обретения защиты. Их заказывали для храмов, возили в дорожных сундуках. Простота форм соседствовала с сиянием красок, а святые изображались с ико­но­гра­фи­чес­кой строгостью и мо­ну­мен­таль­ностью. Наиболее ранний па­мятник, пред­ставлен­ный на выставке, — ларец-ре­лик­варий XII века, уникальный по своей со­хранности и художественному решению. Со­зданный на стыке за­пад­но­ев­ро­пейской и ви­зан­тий­ской тра­диций, он со­четает резную сло­новую кость и рельефные эмалевые вставки, в которых можно про­следить истоки техники эмали по рельефу.

Ларец-реликварий XII века

К XV–XVI векам художественный язык эмали становится сложнее и живописнее. Под влиянием Возрождения появляется техника гризайли — тонкой, почти графической росписи по чёрному фону, позволяющей мастеру передавать полутон, объём и даже эмоции. Эмаль становится не только религиозным артефактом, но и средством изображения античных мифов, портретов и бытовых сцен. На выставке представлен один из важнейших памятников этой эпохи — триптих Пьера Реймона «Оммаж короля Эдуарда французскому Филиппу». Этот редкий экспонат, подписанный мастером и датированный 1563 годом, является одним из немногих станковых произ­ве­дений ис­то­рического характера, выполненных в технике по­лихромной эмали. Тема подчинения английского короля французской короне взята из французских хроник XIII века, но трактована в эстетике Воз­рождения: с классической ар­хи­тектурой, ре­нес­санс­ны­ми фигурами, ор­на­ментальным фризом, раз­ве­ваю­щимися дра­пи­ров­ка­ми и ком­по­зицией, построенной по законам перспективы. По уровню исполнения этот триптих сопоставим с работами Реймона, хранящимися в Го­су­дар­ст­вен­ном Эрмитаже и Лувре, однако от­ли­чает­ся своей ред­кой темой и полной подписью автора на всех створках, что делает его музейным исключением.

Триптих Пьера Реймона «Оммаж короля Эдуарда французскому Филиппу»
Триптих Пьера Реймона «Оммаж короля
Эдуарда французскому Филиппу»

В XVI–XVII веках техника продолжает раз­виваться, сохраняя высокое качество исполнения, особенно в мастерских семей Лоден и Пенико.

Шестигранная солонка с изобра­же­ниями ге­роев ан­тич­ности из мастерской семьи Пенико
Шестигранная солонка с изобра­жениями ге­роев ан­тич­ности из мастерской семьи Пенико

Важным направлением становятся и изделия с мифологическим и ал­ле­го­ри­чес­ким содержанием, среди которых — шести­гран­ная солонка с изобра­же­ния­ми героев ан­тичности из мастерской семьи Пенико. Та­кие предметы украшали интерьеры знати и нередко со­зда­вались по гра­вюрам итальянских и фран­цузских ху­дож­ников. Отдельно стоит отметить произ­ве­де­ния мастеров, работавших при дворе Генриха II и связанных с рас­цветом портретной эмали. На вы­ставке пред­став­лен портрет Ека­терины Медичи, вы­пол­ненный в тра­дициях ренессансного парадного образа, с со­хра­нив­шейся эма­левой рамой — ещё одним редким элементом.

Портрет Екатерины Медичи
Портрет Екатерины Медичи

Издание «Житие Жанны д’Арк»

В XIX веке Лимож вновь становится точкой притяжения на волне интереса к историзму и де­ко­ра­тив­ности. Появляются ре­про­дук­цион­ные эмали: миниатюрные копии зна­менитых полотен, вы­полненные с виртуозной точностью и ин­тер­пре­тацией. Мас­тера этого времени — Фо­ре, Кармона, Бонно — возвращают эмали место на границе между живописью и предметом быта. Кульминацией этого периода становится особенный экспонат выставки — издание «Житие Жанны д’Арк», офор­млен­ное эма­левыми накладками, созданными Жюлем Сарланди. Эта книга выпущена в честь канонизации святой и издана тиражом всего в 50 экземп­ляров. Редкость её столь велика, что аналогов с подобным оформлением не существует ни в Эрмитаже, ни в Музее епархии Лиможа во Франции. Экземпляр, представленный в коллекции, — №41, и, возможно, единственный уцелевший в полном оформлении, что делает его исключительным памятником как искусства эмали, так и европейской книжной культуры.

Лиможская эмаль — это не только техника, но и зеркало эпохи: её духовных поисков, ху­дожественных идеалов и технических воз­можностей. Этот исторический путь, пред­ставлен­ный в экс­позиции, поз­воляет уви­деть не просто произведения ис­кус­ства, но свидетельства времени, про­шедшие сквозь огонь и века.

  • Лошади на водопое
  • Кавалер и кухарка
Театральный бинокль, декорированный живописной эмалью
Театральный бинокль, декорированный живописной эмалью

Выставка организована при участии Эмалевого Фонда Натальи Карпович.

Выставка реализована совместно с Тверской областной картинной галереей и Меж­дународ­ной кон­федерацией кол­лек­цио­неров, ан­тикваров и арт-ди­леров при поддержке Пра­ви­тельства Тверской области и Ми­ни­стерства культуры Твер­ской области и пред­ставляет новое событие программы «Большое искусство – Большой России».

Французский Лимож — мировой центр эмалевого искусства, где уже восемь столетий мастера превращают металл и стекло в иконы, триптихи, бытовые шедевры. Эта выставка позволяет увидеть, как изменялись стили, сюжеты и технологии от выемчатой и перегородчатой эмали до изысканной гризайли и декоративных панно ар-деко.

В экспозиции представлено сто шестьдесят семь произведений из частной коллекции искусствоведа, коллекционера, эксперта по французским эмалям XII–ХХ веков Натальи Николаевны Карпович, в числе которых — редчайший ларец-ре­лик­варий XII века, триптихи «старой школы» XVI века, работы мастеров Пенико и Пьера Реймона, де­ко­ративные предметы XIX–XX столетий, а также один ис­клю­чи­тель­ный экспонат — издание «Житие Жанны д’Арк» 1920 года, украшенное эмалями Жюля Сарланди.

Эта выставка — не просто де­монстрация редкостей, а возмож­ность заглянуть в историю, написанную огнём и сохранённую в цвете. Каждый предмет здесь — часть большой культурной памяти Европы. Приглашаем вас прикоснуться к ней.

Из Лиможа — сквозь века: искусство, рожденное в огне История лиможской эмали — это история постоянного ху­до­же­ст­вен­ного поиска. В течение более восьми веков мастера этого юго-за­пад­ного фран­цуз­ского го­рода открывали всё новые способы рас­сказа — о ве­ре, влас­ти, кра­соте и человеческой душе — через огонь, стекло и металл. Каждая эпоха оставляла в эмали свой след. В XII–XIII веках — это глубокие, условные, но вы­ра­зи­тель­ные образы, созданные в технике выемчатой и перегородчатой эмали. Именно тогда появляются реликварии и складни — предметы па­лом­ни­чества, пред­на­зна­ченные для молитвы, благословения и обретения защиты. Их заказывали для храмов, увозили в дорожных сундуках. Простота форм соседствовала с сиянием красок, а святые изображались с ико­но­графической строгостью и мо­ну­мен­таль­ностью. К XV–XVI векам ху­до­же­ст­вен­ный язык эмали становится сложнее и жи­вописнее. Под влия­нием Воз­рождения появляется тех­ника гризайли — тонкой, почти гра­фической росписи по чёрному фону, позволяющей мастеру передавать полутон, объём и даже эмоции. Эмаль становится не только религиозным артефактом, но и средством изображения античных мифов, портретов и бытовых сцен. В XVII веке техник продолжает развиваться, сохраняя высокое качество исполнения, особенно в мастерских семей Лоден и Пенико. А в XIX веке начинается ренессанс эмалевого искусства. В этот период Лимож вновь становится точкой притяжения на волне интереса к историзму и декоративности. Появляются ре­про­дук­цион­ные эмали: миниатюрные копии знаменитых полотен, выполненные с виртуозной точностью и ин­тер­пре­тацией. Мас­тера этого времени — Форе, Кармона, Бонно — возвращают эмали место на границе между живописью и предметом быта.

Таким образом, лиможская эмаль — это не только техника, но и зеркало эпохи: её духовных поисков, ху­до­же­ст­венных идеалов и технических воз­мож­ностей. Этот ис­то­ри­чес­кий путь, пред­став­ленный в на­шей экс­позиции, позволяет увидеть не просто произведения искусства, но свидетельства времени, прошедшие сквозь огонь и века.

Старая школа: рождение образа. XII–XVI века Эпоха «старой школы» в истории лиможской эмали охватывает период с XII по XVI век — время, когда религиозное чувство и ремесленная традиция слились воедино, породив произведения, наполненные символикой и строгостью. Наиболее ранний памятник, представленный на выставке, — ларец-реликварий XII века, уникальный по своей сохранности и художественному решению. Созданный на стыке западноевропейской и византийской традиций, он сочетает резную слоновую кость и рельефные эмалевые вставки, в которых можно проследить истоки техники эмали по рельефу. В композиции — сцены из евангельской истории, пророки, символы евангелистов, фрагменты архитектурных элементов. Каждая сторона ларца словно раскрывает страницу алтарной композиции. В XIII–XIV веках техника продолжает развиваться. Мастера используют выемчатую и перегородчатую эмаль, украшая складни, оклады и реликварии. Цветовая гамма насыщенна: глубокий синий, кроваво-красный, золотые вкрапления. Эти произведения были не только объектами поклонения, но и выразителями идеалов эпохи: вертикали духа, ясности образа, небесной красоты, воплощённой в материале. К XV–XVI векам возникает целый круг мастерских, которые сегодня искусствоведы объединяют под именами по характерным работам. Понятие «старая школа» было введено в научный оборот в 1921 году, когда французский исследователь М. де Вассело доказал, что все известные произведения эмальерного искусства изготовлены шестью мас­тер­скими. Он дал им ус­ловные на­звания: мас­терская Монверни, Ор­леанского триптиха, Нар­дона Пенико, Высокого чела, Триптиха Лю­довика XII, Жана I Пенико. Их отличают особенности трак­товки лиц, пропорций, дра­пировок, а также ма­нера при­менения золота. Так, для мастерской «Высокого чела» характерна спе­ци­фи­че­ская деформация лиц с уд­линён­ными лбами, миниатюрными под­бо­род­ками и вздёрнутыми носами, отчего образы приобретают условную возвышенность. На выставке представлен один из таких ха­рактер­ных экс­понатов — трип­тих «По­кло­не­ние младенцу Христу со сценой Благовещения», относящийся к кругу мастерской «Высокого чела». Ещё один триптих — «Встреча Христа и Марии Магдалины, со святыми Марфой и Марией» — ил­люстрирует работу мастера Ме­ниль-су-Жу­мьеж: гармония ком­позиции, стилизо­ван­ный пейзаж, деко­ративная трак­товка фона золотыми облаками. Эти произ­ведения были рассчитаны как на частное бла­гочестие, так и на цер­ковное ис­поль­зование. Они компактны, но насыщены деталями. Именно в них эмаль становится интимной живописью, способной говорить языком света, рельефа и знака. Важно отметить, что некоторые предметы из этой частной коллекции имеют прямые аналогии с произ­ве­де­ниями, хранящимися в собраниях Го­су­дар­ст­вен­ного Эрмитажа, музея Ласарио Гальдиано в Мадриде, коллекции Фрика в Нью-Йорке и других крупных музейных ин­ститу­циях. Это не просто со­впа­дения формы или сюжета — речь идёт о реальных ти­по­ло­ги­ческих и сти­лис­тических па­раллелях, поз­во­ляющих ат­ри­бу­тировать экспонаты и включать их в ис­сле­до­ватель­ский оборот. Именно это делает пред­ставлен­ную коллекцию не только художественно ценной, но и научно значимой: это продолжение музейных традиций в частном собрании, которое сохраняет редкие образцы и демонстрирует их зрителю. Так называемая «старая школа» завершает своё развитие к XVI веку, уступая место новым формам. Но именно она заложила основы — как технические, так и выразительные — на которых и выстраивалась вся дальнейшая история лиможского эмальерного искусства.

Несение креста XVII
Несение креста XVII

Возрождение и новая манера: от библейской строгости к языку Ренессанса. С XV–XVI века лиможская эмаль переживает подлинный художественный перелом: влияние итальянского Возрождения преобразует не только стилистику, но и сам язык эмали. Условность и фронтальность прежней эпохи сменяются интересом к объёму, анатомии, перспективе и эмоции. Меняется и тематика: к религиозным образам прибавляются сюжеты из античной мифологии, аллегории, портреты, бытовые сцены. Решающим новшеством становится появление гризайльной техники — тончайшей живописи по тёмному фону с использованием белой эмали, создающей эффект объёмного рисунка, почти графического. Эта техника, по сути, позволяет говорить на новом художественном языке, максимально приближённом к ренессансной живописи.

Упрощение технологии (меньше обжигов) также способствует её популярности.

На выставке представлен один из важнейших памятников этой эпохи — триптих Пьера Реймона «Оммаж короля Эдуарда французскому Филиппу». Этот уникальный экспонат, подписанный мастером и датированный 1563 годом, является одним из немногих станковых произведений исторического характера, выполненных в технике полихромной эмали. Тема подчинения английского короля французской короне взята из французских хроник XIII века, но трактована в эстетике Возрождения: с классической архитектурой, ренессансными фигурами, орнаментальным фризом, развевающимися драпировками и композицией, построенной по законам перспективы. По уровню исполнения этот триптих сопоставим с работами Реймона, хранящимися в Государственном Эрмитаже и Лувре, однако отличается своей редкой темой и полной подписью автора на всех створках, что делает его музейным исключением. Важным направлением становятся и изделия с мифологическим и аллегорическим содержанием, среди которых — шестигранная солонка с изображениями героев античности из мастерской семьи Пенико. Такие предметы украшали интерьеры знати и нередко создавались по гравюрам итальянских и французских художников. Отдельно стоит отметить произведения Леонара Лимозена — мастера, работавшего при дворе Генриха II. Его имя связывают с расцветом портретной эмали. На выставке представлен портрет Екатерины Медичи, выполненный в традициях ренессансного парадного образа, с сохранившейся эмалевой рамой — ещё одним редким элементом. Также в собрании представлены произведения в смешанных техниках, где гризайль сочетается с цветной живописью, — например, в триптихе со сценой Распятия и апостолами. Такие работы позволяют наблюдать, как лиможские мастера пробовали новые изобра­зи­тельные воз­можности и ба­лан­си­ро­вали меж­ду тра­дицией и ин­новацией. Таким образом, лиможская эмаль XVI века — это эпоха формального и смыслового обновления, в которой ху­до­же­ст­вен­ный язык становится вы­ра­зи­тельным, мно­го­слой­ным, «ре­нес­санс­ным» не только по стилю, но и по духу. Эмаль перестаёт быть лишь религиозным артефактом и становится самостоятельным видом изобразительного искусства.

Эмаль в эпоху модерна: от ре­про­дукции к ре­фор­ме XIX век стал для Лиможа временем воз­вра­щения и пе­ре­ос­мыс­ления. После дли­тель­ного спада ин­тереса к эмали, свя­зан­ного с про­мыш­ленной ре­во­люцией и из­менением ху­до­же­ст­вен­ных вкусов, мас­тера вновь обращаются к этому искусству — теперь уже как к способу воссоздания живописного наследия. Возникает феномен ре­про­дук­цион­ных эмалей: миниатюрных копий по­лотен известных художников, выполненных с ювелирной точностью и сти­листической ин­тер­претацией. Такие произведения украшали интерьеры бур­жуазных особняков, витрины магазинов, кабинеты кол­лек­ционеров. Не­смотря на свою «вторичную» природу, они ста­новились ори­ги­наль­ными объектами в силу мастерства исполнения, трактовки света, фактуры, формы. В Лиможе фор­мируются ведущие мастерские: Камиля Форе, Жюля Сарланди, Поля Бонне, Жюля Кармона. Их работы отличает виртуозная живописность, использование новых стекловидных составов, внимание к нюансам цвета и игре отражений. На выставке представлены работы всех четырёх мастеров, каждый из которых был не только продолжателем традиции, но и новатором, приблизившим эмаль к эстетике своего времени — историзма, символизма, модерна, а позднее и ар-деко. Особенно выделяются панно, созданные в мастерской Сарланди, где эмаль становится полноценной живописью — с динамикой мазка, игрой света и стилистической свободой.

Кульминацией этого периода становится уникальный экспонат выставки — издание «Житие Жанны д’Арк» (1920), оформленное эмалевыми накладками, созданными Жюлем Сарланди. Эта книга выпущена в честь канонизации святой и издана тиражом всего в 50 экземпляров. Редкость её столь велика, что аналогов с подобным оформлением не существует ни в Эрмитаже, ни в Музее епархии Лиможа во Франции. Экземпляр, представленный в коллекции, — №41, и, возможно, единственный уцелевший в полном оформлении, что делает его исключительным памятником как искусства эмали, так и европейской книжной культуры. Эмаль — это живопись, рожденная в пламени. Она не просто переносит изображение на металл — она вжигает в него образ времени, веры, вкуса, судьбы. Представленная коллекция охватывает почти восемь столетий: от строгих реликвариев XII века до изысканных декоративных панно эпохи ар-деко, от монастырей Лиможа до мастерских Сарланди, от триптихов «старой школы» до модернистских репродукций. Каждый из ста шестидесяти семи экспонатов — свидетельство и носитель памяти. Их объединяют не только техника, но и способность говорить на универсальном языке — языке света, золота, стекла и тишины. Эмаль запоминает прикосновение огня, но не выгорает. В этом — её уникальное свойство.

ЭКСПО-ПАРК ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
10.09.2025

Эмалевый фонд Натальи Карпович

Эмалевый фонд Натальи Карпович – это уникальная инициатива, призванная сохранить, популяризировать и развивать искусство горячих эмалей в России и за её пределами. Фонд, учрежденный в 2023 году, ставит перед собой амбициозную цель не только продемонстрировать красоту и богатство эмальерного искусства, но и вдохнуть в него новую жизнь, объединив усилия опытных мастеров и талантливой молодёжи. Одной из задач Фонда является интеграция эмали в современную жизнь. Сотрудничая с современными мастерами, мебельными фабриками, интерьерными дизайнерами, Фонд демонстрирует возможности применения эмальерного искусства в предметах быта, ювелирных украшениях и дизайне интерьера. Выставка «Сокровища Лиможа: огненная живопись на эмали XII -XX веков» знакомит российскую публику с историей развития эмальерного искусства, а лекционные мероприятия и мастер-классы, проводимые Фондом в дни работы экспозиции, нацелены на заботу о сохранении техник горячей эмали и популяризацию традиционных ценностей семьи через искусство.

О МКААД

Ассоциация «Меж­дународная кон­фе­дерация кол­лекцио­неров, ан­тикваров и арт-дилеров» ос­нована в 2004 году. В настоящее время организация объединяет более пятидесяти галерей, за­ре­ко­мен­до­вав­ших себя на рос­сийском ху­до­жествен­ном рынке. Ос­нов­ными задачами дея­тельности Кон­федерации являются: оз­накомление ши­рокого круга зрителей с произ­ведения­ми искусства, хра­нящимися в частных собраниях; систематический обмен ин­формацией с му­зейным сообществом по вопросам научно-технологической экспертизы, атрибуции, оценки, рес­таврации, различным правовым аспектам, связанным с владением произведениями искусства, помощь в комплектовании музейных коллекций. Галереи из состава МККААД активно за­ни­маются выставочной и научно-исследовательской дея­тельностью. При участии членов Кон­федерации подготовлено и издано более 300 статей, каталогов, про­фес­сио­наль­ных и научно-по­пу­ляр­ных изданий по теории и истории искусства; десятки произведений искусства были безвозмездно переданы в музейные фонды. Выставка «Сокровища Лиможа: огненная живопись на эмали XII -XX веков» является составной частью раз­ра­ботан­ной региональной программы МККААД, в рамках которой уже состоялись ху­до­жествен­ные вы­ставки в Твери, Плесе, Рже­ве, Зве­ни­городе, Тарусе, Владимире, Калуге, Арзамасе. Ре­гио­наль­ная вы­ста­воч­ная программа «Боль­шое искусство – Большой России» стар­товала в 2013 году. Выставка из наследия искусства эмали — это новое событие программы, представляющая произ­ведения из коллекций членов МККААД.

О ТОКГ

Тверская областная картинная галерея как са­мо­стоятельный ху­до­жественный музей была основана в 1937 году после выделения её из состава Ка­ли­нинского областного краеведческого музея – бывшего «Тверского музеума», открытого стараниями тверской общественности в 1866 году. В настоящее время ху­до­же­ст­вен­ное собрание галереи насчитывает около 50 тысяч экспонатов. Оно включает в се­бя коллекции куль­то­вого (религиозного) искусства XIV–XX веков, русской живописи, графики и скульптуры XVIII–XX веков, за­пад­но­евро­пейского искусства XV–XX веков, де­ко­ративно-при­клад­ного ис­кусства Рос­сии, Ев­ропы, Вос­тока. Постоян­ная экс­позиция (более 2500 произведений) раз­ме­щается в здании Тверского им­пе­ра­тор­ско­го дворца, построенного для им­ператрицы Ека­терины II в XVIII веке по проекту русского гра­до­строи­теля Петра Романовича Никитина и за более чем двух­вековую историю не­однократ­но ме­нявшего свой облик, отражая стили и вкусы эпох. Сегодня в галерее проводятся не только вы­став­ки, но и раз­личные му­зейно про­све­ти­тель­ские мероприятия и лекционные занятия для детей и взрослых.

Тверская областная картинная галерея

г. Тверь, ул. Советская, д. 3 (Тверской императорский дворец)

12 сентября — 7 декабря 2025 г.

Лиможские эмали Натальи Карпович

_________________

Обсуждение статьи >>>