Захаров-Чеченец

Любовь художника Захарова-Чеченца

in Музей/Художники 1583 views

За­ха­ров-Че­че­нец Пётр За­ха­ро­вич (1816, аул Да­ды-Юрт Тер­ской об­лас­ти — 1846, Мос­ква). Один из тех из­ве­ст­ных ав­то­ров, о ко­то­ром ма­ло что из­ве­ст­но. Вер­нее, правильнее сказать, что из­вестно мно­гое, но всё неточно, до­думано или слабо подтверждено. На­пример, нам так никогда и не ус­та­новить под­линное имя ху­дожника, маль­чиком оказавшегося у казаков. Мальчик, как в своё время арап Петра Великого оказавшийся у императора, оказался у высшего должностного военного лица русской армии ге­не­рала Алексея Пет­ро­ви­ча Ер­молова, который отдал его на воспитание казаку Захару, имя ко­то­ро­го и стало фа­ми­лией бу­дущего ху­дож­ника. Даль­ше воспитанием за­ни­мался адъютант Алексея Петровича Ермолова его двою­­род­ный брат Пётр Николаевич Ермолов.

Захаров-Чеченец П.З. Портрет Алексея Петровича Ермолова. Около 1843. Холст, масло. 52 х 43. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Захаров-Чеченец П.З. Портрет Алексея Петровича Ермолова. Около 1843. Холст, масло. 52 х 43. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Возраст мальчика оп­ре­де­лён при­бли­зи­тель­но. Да­та рождения не известна (при­бли­зи­тель­но 1816 год). Мес­то рождения Дады-Юрт в Чеч­не определено по тому месту, где маль­чик ока­зался во время боевых дей­ст­вий, так что также может быть иным. Большая часть жизни описывается словами «есть пред­по­ло­же­ние», «по всей види­мости», «документы от­сутствуют» (мы также будем использовать подобные термины). Точно известна только дата смерти 15 сентября 1846 года и захо­ро­не­ние на Ва­гань­ков­ском кладбище в Москве. Но не был ли камень передвинут?

Но точно известно, что у мальчика рано проявился и развился талант к изображению мира. Маленький Пётр Захаров сразу стал прояв­лять тягу к рисованию, что и по­слу­жило выбору его будущей профессии — художник. Уровень таланта был такой, что его приняли в Академию художеств в Санкт-Пе­тер­бур­ге, которую он успешно окончил в 1836 году.

И тут же Захаров-Чеченец стал известным ху­дожни­ком. Так говорят, но нам под­твер­ждение не попалось. Так же существует ут­верж­де­ние, что Карл Брюллов называл Захарова своим преем­ником в об­ласти портретной живописи. И это ут­верж­дение нам не попалось в до­ку­мен­ти­ро­ван­ном виде — не встретились вос­по­ми­на­ния Карла Павловича, а только все о нём. Но хочется думать, что это именно так.

До настоящего времени известно на­хождение около сотни его работ, плюс из­вестны уте­рянные работы. Среди уте­рянных чис­лятся все произ­ведения Захарова, переданные из Третья­­ковской галереи в Чечню, и пропавшие в 1990-е годы. Так что стоит по­ни­мать, что раз­мещение ху­до­же­ст­венных произ­ведений лучше не изменять.

В музее В.А. Тро­пинина и мос­ков­ских ху­дож­ников его времени находится портрет генерала Алексея Петровича Ермолова работы Захарова-Чеченца. Подобный портрет большего размера располагается в Русском музее в Санкт-Пе­тер­бурге.

Также Музей Тропинина обладает по истине уди­ви­тель­ной вещью. Это также ра­бота За­ха­рова-Че­ченца — портрет Глафиры Львов­ны Волковой. Этот портрет можно увидеть на про­ходящей выставке «От портрета до лорнета» в му­зее Тро­пинина. И на этой работе ос­та­но­вимся подробнее, ведь нам интересна ис­тория любви этого не­ря­дового художника.

Захаров-Чеченец Пётр Захарович (1816-1846). Портрет Глафиры Львовны Волковой (дочь художника Л.А. Волкова, в замужестве Бертье де Ла Гард). 1836. Холст, масло. Источник поступления: дар Андреенкова В.Е., потомка художника Л.А. Волкова и Г.Л. Бертье де Ла Гард. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Захаров-Чеченец Пётр Захарович (1816-1846). Портрет Глафиры Львовны Волковой (дочь художника Л.А. Волкова, в замужестве Бертье де Ла Гард). 1836. Холст, масло. Источник поступления: дар Андреенкова В.Е., потомка художника Л.А. Волкова и Г.Л. Бертье де Ла Гард. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Окончив Академию художеств в Санкт-Петербурге и получив звание свободного художника, Пётр Захарович, помимо серьёзной работы над портретами, начал открыто ухаживать за Глафирой Львовной Волковой, дочерью своего учителя художника-портретиста Льва Александровича Волкова. Вообще говоря о Петре Захарове-Чеченце нужно учесть, что он прожил всего около 30-ти лет и жизнь его была стремительной. Она вместила много всего и закончилась обидно быстро.

С Глафирой Львовной он познакомился (тут приходится добавить, скорее всего) до окончания академии. А раз потом он открыто заявил о своих намерениях начав ухаживание, то ясно, что он не был отвергнут девушкой и решил отношения перевести в новую фазу. Взаимность была первопричиной и его обращения к учителю, ведь без этого, как понимаете, он не получил бы отказ: учить безродного мальчишку за деньги — это одно. Но отдать за него свою дочь — это уже совсем другое. Тем более, что у Льва Александровича появилась на примете была выгодная партия для дочери, после того, как её от настойчивого внимания Петра Захарова отправили на Кавказ. Можно быть уверенными, что отправили не на пустое место. Как утверждают её тут же выдали замуж за французского эмигранта Бертье де-ла-Гарда. Наверное, это должен был быть богатый или влиятельный человек, но с определёнными хитросплетениями судьбы, раз он оказался на Кавказе составил партию девушке не из самой бедной семьи. Правда, не понятно, как всё же на Кавказе мог появиться такой Бертье-де-ла-Гард, учитывая, что именно Бертье-де-ла-Гарды (Делагар­ды) были серьёз­ными земле­владель­цами и моряками русского Крыма.

Тем не менее Петра и Глафиру разлучили.

Итак, в этот же 1836 переломный год Глафиру отсылают. Но остаётся её портрет авторства Петра Захаровича Захарова-Чеченца. Портрет, конечно же, не должен был находиться у Глафиры Львовны, но он был написан и поступил в музей «В.А. Тропинина и московских художников его времени» от её потомков. Получается, что портрет мог быть передан запечатлённой девушке автором Захаровым-Чеченцем или попасть к ней (или её потомку) уже после его смерти. Будем думать, что портрет она получила от автора в момент расставания и потом смотрела и предавалась светлым воспомина­ниям.

Глафира Львовна Волкова на портрете изображена с непокрытой головой. Волосы убраны в косу. Значит, незамужняя. Левой рукой она держит обручальное кольцо. Она только держит его, но оно не надето на палец. Выглядит так, словно она сама сняла его с безымянного пальца правой руки и собирается вернуть жениху — она не может ослушаться отца и покорно выполнит все его требования.

Можно предположить. что на портрете запечат­лена последняя встреча Петра Захаровича и Глафиры Львовны, которая скоро станет Глафирой Бертье-де-ла-Гард.

Интересную серьгу мы видим в ухе у девушки — это алое сердце. «Ты уезжаешь и увозишь с собой моё сердце!». Непростая картина непростого художника.

Захаров-Чеченец Пётр Захарович (1816-1846). Портрет Глафиры Львовны Волковой (дочь художника Л.А. Волкова, в замужестве Бертье де Ла Гард). 1836. Холст, масло. Источник поступления: дар Андреенкова В.Е., потомка художника Л.А. Волкова и Г.Л. Бертье де Ла Гард. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Захаров-Чеченец Пётр Захарович (1816-1846). Портрет Глафиры Львовны Волковой (дочь художника Л.А. Волкова, в замужестве Бертье де Ла Гард). 1836. Холст, масло. Источник поступления: дар Андреенкова В.Е., потомка художника Л.А. Волкова и Г.Л. Бертье де Ла Гард. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени (Фрагмент)

Практически десять лет Захаров-Чеченец посвятил только работе. Только к 1846 году он встретил девушку, на которой решил жениться или опять же судьба заставила его это сделать. Он выбрал в жёны Александру Ивановну, сестру Ивана Петровича Постникова, московского медика, знакомого с массой из­ве­ст­нейших людей. Чтобы представить себе клан Постниковых несколько слов ниже. Родным братом Ивана Петровича является художник Сергей Петрович Постников, оставившим нам ряд картин с классическим изображением любимой им Италии, а также портрет Александра Анд­реевича Ива́нова (1863. ГТГ). Семье Постниковых принадлежало «То­ва­ри­ще­ст­во фаб­рики ме­тал­ли­ческих из­делий А.М. Постникова» в Мос­кве, в ос­нов­ном за­ни­мав­шееся из­го­тов­ле­нием цер­ковной утвари. Это произ­вод­ство из­го­тав­ли­ва­ло ук­рашения для храма Христа спасителя. также Постниковым при­надлежал дом, так на­зы­вае­мый «Пассаж Пост­никова (или Постниковой)» в Москве на Тверской, который сегодня за­нимает театр Ермоловой. Кстати, Иван Петрович Щукин, коллекционер, приходится Ивану Петровичу Постникову двоюродным племянником со стороны матери.

Причина же­нитьбы За­харова-Чеченца на Александре Постниковой не понятна. Надеемся, что это любовь. Но всего через полгода Александра угасла от чахотки. Сам художник не на много пережил жену и скончался тем же годом в сентябре…

Портрет Глафиры Львовны Волковой находился у художника и потом переходил по наследству между его потомками, пока не был передан в дар в музей, где его можно сегодня увидеть в музее В.А. Тропинина на выставке «От портрета до лорнета».


Ну и как постскриптум. Алексей Петрович Ермолов, генерал русской армии изображён на нескольких картинах. Наи­бо­лее за­пом­нив­ший­ся портрет авторства… И даже тут ука­жем не конк­ретного автора, а мас­тер­скую: портрет мас­терской Джорджа Доу, на­ходя­щий­ся в Го­су­дар­ст­вен­ном Эрмитаже.

Портрет генерал-лейтенанта Алексея Петровича Ермолова. Мастерская Джорджа Доу. 1819-1824 гг. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж. Два другие портрета похожи. Портрет из Русского музея большего размера наверняка написан позднее портрета из Музея Тропинина. Но портрет из Тропининского музея не похож на эскиз или этюд. Скорее это именно портрет уменьшенного размера, но несущий на заднем плане какие-то авторские воспоминания. Обратите внимание на изображённые строения с правой стороны. Это что-то связанное скорее с автором, чем изображённым. Изображённый генерал мог там быть и всё это видеть, но первопричина того, что это запечатлено — это Захаров-Чеченец. На большом портрете эти строения уже отсутствуют, так они потребовали более точного отображения, а точность могла быть утеряна прошедшими годами.

Так что музей В.А. Тропинина обладает меньшей по размеру, но более глубокой и личной работой для Петра Захарова-Чеченца.

  • Захаров-Чеченец П.З. Портрет Алексея Петровича Ермолова. Около 1843. Холст, масло. 52 х 43. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
  • Захаров-Чеченец П.З. Портрет Алексея Петровича Ермолова. 1843. Холст, масло. 150 х 108. ГРМ (Фрагмент)

И ещё. В Государственном Эрмитаже есть портрет неизвестного отставного военного кисти П.З. Захарова-Чеченца 1840 года работы. Можно выдвинуть версию, что изображён выше упомянутый приёмный отец Пётр Николаевич Ермолов (1787-1844), вышедший в отставку в 1828 году.


Алексей Сидельников
Главный редактор журнала "Коллекция"
Мария Кузнецова
искус­ствовед, заведующий экс­позицион­но-выставочным от­де­лом
Музея В.А. Тропинина


Логотип музея ТропининаМузей В.А. Тро­пи­ни­на и мос­ков­ских ху­дож­ни­ков его вре­ме­ни ос­но­ван 8 ян­ва­ря 1969 года, с 11 фев­раля 1971 года открыт для посетителей. Созданный на основе личной коллекции произведений русского искусства XVII-XIX вв., дарован городу Москве вместе со зданием №10 в Щети­нинском переулке Феликсом Евгеньевичем Вишневским, из­ве­ст­ным коллекционером, энтузиастом и знатоком русской живописи.

Собрание музея В.А. Тропинина и худож­ников его времени нас­читывает око­ло 3000 единиц живописи, графики и де­ко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства. Большинство произ­ведений соз­да­но в период первой трети XVIII — сере­дины XIX века.

Музей обладает одним из са­мых зна­чи­тель­ных собраний произ­ведений В.А. Тропи­нина — ос­но­во­полож­ника «мос­ковской школы» живописи, лю­бимого порт­ре­тиста Москвы 1-й по­ловины XIX века, а также работ вы­дающихся ху­дож­­ни­ков прош­лого: И.Я. Виш­някова, И.П. Ар­гунова, А.П. Ант­ро­по­ва, Ф.С. Ро­котова, Д.Г. Ле­виц­ко­го, В.Л. Боро­ви­ков­ско­го, С.Ф. Щед­ри­на, С.С. Щу­кина и др.

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1

1 августа 2025 г. — 29 марта 2026 г.

Купить билеты в Тропининский музей

От портрета до лорнета в музее Тропинина

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы