Захаров-Чеченец Пётр Захарович (1816, аул Дады-Юрт Терской области — 1846, Москва). Один из тех известных авторов, о котором мало что известно. Вернее, правильнее сказать, что известно многое, но всё неточно, додумано или слабо подтверждено. Например, нам так никогда и не установить подлинное имя художника, мальчиком оказавшегося у казаков. Мальчик, как в своё время арап Петра Великого оказавшийся у императора, оказался у высшего должностного военного лица русской армии генерала Алексея Петровича Ермолова, который отдал его на воспитание казаку Захару, имя которого и стало фамилией будущего художника. Дальше воспитанием занимался адъютант Алексея Петровича Ермолова его двоюродный брат Пётр Николаевич Ермолов.

Возраст мальчика определён приблизительно. Дата рождения не известна (приблизительно 1816 год). Место рождения Дады-Юрт в Чечне определено по тому месту, где мальчик оказался во время боевых действий, так что также может быть иным. Большая часть жизни описывается словами «есть предположение», «по всей видимости», «документы отсутствуют» (мы также будем использовать подобные термины). Точно известна только дата смерти 15 сентября 1846 года и захоронение на Ваганьковском кладбище в Москве. Но не был ли камень передвинут?
Но точно известно, что у мальчика рано проявился и развился талант к изображению мира. Маленький Пётр Захаров сразу стал проявлять тягу к рисованию, что и послужило выбору его будущей профессии — художник. Уровень таланта был такой, что его приняли в Академию художеств в Санкт-Петербурге, которую он успешно окончил в 1836 году.
И тут же Захаров-Чеченец стал известным художником. Так говорят, но нам подтверждение не попалось. Так же существует утверждение, что Карл Брюллов называл Захарова своим преемником в области портретной живописи. И это утверждение нам не попалось в документированном виде — не встретились воспоминания Карла Павловича, а только все о нём. Но хочется думать, что это именно так.
До настоящего времени известно нахождение около сотни его работ, плюс известны утерянные работы. Среди утерянных числятся все произведения Захарова, переданные из Третьяковской галереи в Чечню, и пропавшие в 1990-е годы. Так что стоит понимать, что размещение художественных произведений лучше не изменять.
В музее В.А. Тропинина и московских художников его времени находится портрет генерала Алексея Петровича Ермолова работы Захарова-Чеченца. Подобный портрет большего размера располагается в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Также Музей Тропинина обладает по истине удивительной вещью. Это также работа Захарова-Чеченца — портрет Глафиры Львовны Волковой. Этот портрет можно увидеть на проходящей выставке «От портрета до лорнета» в музее Тропинина. И на этой работе остановимся подробнее, ведь нам интересна история любви этого нерядового художника.

Окончив Академию художеств в Санкт-Петербурге и получив звание свободного художника, Пётр Захарович, помимо серьёзной работы над портретами, начал открыто ухаживать за Глафирой Львовной Волковой, дочерью своего учителя художника-портретиста Льва Александровича Волкова. Вообще говоря о Петре Захарове-Чеченце нужно учесть, что он прожил всего около 30-ти лет и жизнь его была стремительной. Она вместила много всего и закончилась обидно быстро.
С Глафирой Львовной он познакомился (тут приходится добавить, скорее всего) до окончания академии. А раз потом он открыто заявил о своих намерениях начав ухаживание, то ясно, что он не был отвергнут девушкой и решил отношения перевести в новую фазу. Взаимность была первопричиной и его обращения к учителю, ведь без этого, как понимаете, он не получил бы отказ: учить безродного мальчишку за деньги — это одно. Но отдать за него свою дочь — это уже совсем другое. Тем более, что у Льва Александровича появилась на примете была выгодная партия для дочери, после того, как её от настойчивого внимания Петра Захарова отправили на Кавказ. Можно быть уверенными, что отправили не на пустое место. Как утверждают её тут же выдали замуж за французского эмигранта Бертье де-ла-Гарда. Наверное, это должен был быть богатый или влиятельный человек, но с определёнными хитросплетениями судьбы, раз он оказался на Кавказе составил партию девушке не из самой бедной семьи. Правда, не понятно, как всё же на Кавказе мог появиться такой Бертье-де-ла-Гард, учитывая, что именно Бертье-де-ла-Гарды (Делагарды) были серьёзными землевладельцами и моряками русского Крыма.
Тем не менее Петра и Глафиру разлучили.
Итак, в этот же 1836 переломный год Глафиру отсылают. Но остаётся её портрет авторства Петра Захаровича Захарова-Чеченца. Портрет, конечно же, не должен был находиться у Глафиры Львовны, но он был написан и поступил в музей «В.А. Тропинина и московских художников его времени» от её потомков. Получается, что портрет мог быть передан запечатлённой девушке автором Захаровым-Чеченцем или попасть к ней (или её потомку) уже после его смерти. Будем думать, что портрет она получила от автора в момент расставания и потом смотрела и предавалась светлым воспоминаниям.
Глафира Львовна Волкова на портрете изображена с непокрытой головой. Волосы убраны в косу. Значит, незамужняя. Левой рукой она держит обручальное кольцо. Она только держит его, но оно не надето на палец. Выглядит так, словно она сама сняла его с безымянного пальца правой руки и собирается вернуть жениху — она не может ослушаться отца и покорно выполнит все его требования.
Можно предположить. что на портрете запечатлена последняя встреча Петра Захаровича и Глафиры Львовны, которая скоро станет Глафирой Бертье-де-ла-Гард.
Интересную серьгу мы видим в ухе у девушки — это алое сердце. «Ты уезжаешь и увозишь с собой моё сердце!». Непростая картина непростого художника.

Практически десять лет Захаров-Чеченец посвятил только работе. Только к 1846 году он встретил девушку, на которой решил жениться или опять же судьба заставила его это сделать. Он выбрал в жёны Александру Ивановну, сестру Ивана Петровича Постникова, московского медика, знакомого с массой известнейших людей. Чтобы представить себе клан Постниковых несколько слов ниже. Родным братом Ивана Петровича является художник Сергей Петрович Постников, оставившим нам ряд картин с классическим изображением любимой им Италии, а также портрет Александра Андреевича Ива́нова (1863. ГТГ). Семье Постниковых принадлежало «Товарищество фабрики металлических изделий А.М. Постникова» в Москве, в основном занимавшееся изготовлением церковной утвари. Это производство изготавливало украшения для храма Христа спасителя. также Постниковым принадлежал дом, так называемый «Пассаж Постникова (или Постниковой)» в Москве на Тверской, который сегодня занимает театр Ермоловой. Кстати, Иван Петрович Щукин, коллекционер, приходится Ивану Петровичу Постникову двоюродным племянником со стороны матери.
Причина женитьбы Захарова-Чеченца на Александре Постниковой не понятна. Надеемся, что это любовь. Но всего через полгода Александра угасла от чахотки. Сам художник не на много пережил жену и скончался тем же годом в сентябре…
Портрет Глафиры Львовны Волковой находился у художника и потом переходил по наследству между его потомками, пока не был передан в дар в музей, где его можно сегодня увидеть в музее В.А. Тропинина на выставке «От портрета до лорнета».
Ну и как постскриптум. Алексей Петрович Ермолов, генерал русской армии изображён на нескольких картинах. Наиболее запомнившийся портрет авторства… И даже тут укажем не конкретного автора, а мастерскую: портрет мастерской Джорджа Доу, находящийся в Государственном Эрмитаже.
Портрет генерал-лейтенанта Алексея Петровича Ермолова. Мастерская Джорджа Доу. 1819-1824 гг. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж. Два другие портрета похожи. Портрет из Русского музея большего размера наверняка написан позднее портрета из Музея Тропинина. Но портрет из Тропининского музея не похож на эскиз или этюд. Скорее это именно портрет уменьшенного размера, но несущий на заднем плане какие-то авторские воспоминания. Обратите внимание на изображённые строения с правой стороны. Это что-то связанное скорее с автором, чем изображённым. Изображённый генерал мог там быть и всё это видеть, но первопричина того, что это запечатлено — это Захаров-Чеченец. На большом портрете эти строения уже отсутствуют, так они потребовали более точного отображения, а точность могла быть утеряна прошедшими годами.
Так что музей В.А. Тропинина обладает меньшей по размеру, но более глубокой и личной работой для Петра Захарова-Чеченца.
- Захаров-Чеченец П.З. Портрет Алексея Петровича Ермолова. Около 1843. Холст, масло. 52 х 43. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
- Захаров-Чеченец П.З. Портрет Алексея Петровича Ермолова. 1843. Холст, масло. 150 х 108. ГРМ (Фрагмент)
И ещё. В Государственном Эрмитаже есть портрет неизвестного отставного военного кисти П.З. Захарова-Чеченца 1840 года работы. Можно выдвинуть версию, что изображён выше упомянутый приёмный отец Пётр Николаевич Ермолов (1787-1844), вышедший в отставку в 1828 году.
Алексей Сидельников Главный редактор журнала "Коллекция"
Мария Кузнецова искусствовед, заведующий экспозиционно-выставочным отделом Музея В.А. Тропинина
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени основан 8 января 1969 года, с 11 февраля 1971 года открыт для посетителей. Созданный на основе личной коллекции произведений русского искусства XVII-XIX вв., дарован городу Москве вместе со зданием №10 в Щетининском переулке Феликсом Евгеньевичем Вишневским, известным коллекционером, энтузиастом и знатоком русской живописи.
Собрание музея В.А. Тропинина и художников его времени насчитывает около 3000 единиц живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Большинство произведений создано в период первой трети XVIII — середины XIX века.
Музей обладает одним из самых значительных собраний произведений В.А. Тропинина — основоположника «московской школы» живописи, любимого портретиста Москвы 1-й половины XIX века, а также работ выдающихся художников прошлого: И.Я. Вишнякова, И.П. Аргунова, А.П. Антропова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, С.Ф. Щедрина, С.С. Щукина и др.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
1 августа 2025 г. — 29 марта 2026 г.
Купить билеты в Тропининский музей
__________________


