В ГИМ откроется выставка «Дикое поле. В вечном движении», посвящённая истории кочевого народа.
«Дикое поле» — область причерноморских и приазовских степей по сторонам от Днепра, — но кураторы выставки не ограничились конкретными географическими границами. Используя этот термин как метафору, они предлагают изучить особенности воинственного и мирного взаимодействия оседлого и кочевого населения на территории степей всей Северной Евразии, раскрыть многогранный образ кочевого мира Великой Степи.
«При слове «кочевник» каждый представляет грозного всадника, вооруженного луком и стрелами. Этот образ, существует в воображении современного человека в ореоле рассказов о былом могуществе и жестоких завоеваниях кочевых народов, а также о великих империях, которые они создавали на бескрайних степных просторах Северной Евразии. Скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, печенеги, половцы, монголы на протяжении тысячелетий наводили страх на население соседних государств завоевывая, грабя или вовсе уничтожая их города и поселения. Однако все это осталось в прошлом. Выставка раскрывает кочевничество не как отжившее себя явление прошлого и не только как воплощение степной разрушительной силы, но как источник особой энергии и динамики, исконно присущих человеку и столь необходимых ему в настоящем и будущем», — говорит Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.
Пронзительную хрупкость когда-то сильного и воинственного кочевого мира Великой степи отразил в своих работах знаменитый бурятский скульптор Даши Намдаков, создавший оригинальную работу специально для выставочного проекта в Историческом музее.
- Фибулы парные двупластинчатые. Вторая половина V–VI в. Поступление: в 1929 г. из Археологической комиссии; Таврическая губ., Ялтинский у., пос. Гурзуф, мыс Суук-Су, могильник Суук-Су, погребение 67; раскопки Н.И. Репникова 1903–1904 гг. ГИМ
- Модель колыбели. 2400–2350 гг. до н.э. Могильник Песчаный IV, курган 19, погребение, Ростовская область. Раскопки Д.С. Ковалева, 2021 г. ГИМ
Ещё один стереотип, связанный с распространёнными представлениями о кочевниках, вызван убежденностью в их культурной бедности, нецивилизованности и технологической отсталости. Но многолетние археологические раскопки, этнографические исследования, аналитические работы историков и искусствоведов показали, что это не так. Например, столь знакомые всем предметы, как седло, стремена, брюки и сапоги, изобрели именно покорители степей. На протяжении многих столетий воинственные номады способствовали развитию военного дела, дипломатии и торговли у оседлых жителей Старого Света, постепенно внедряясь во все сферы жизни средневековых государств.
- Халат. Конец XIII – первая половина XIV в. Поступление: в 1996 г., Астраханская обл., Красноярский р-н, могильник Маячный бугор II, погребение № 51; раскопки С.А. Котенькова. ГИМ
- Головной убор – саукеле. Середина XIX в. Северо-Восточный Казахстан. Приобретен у П.С. Кузнецова в 1899 г. ГИМ
Сохранилось немало свидетельств того, что и сами кочевые народы интегрировали в свою культуру достижения окружающего их мира. Они перенимали все новшества оседлых цивилизаций, любили красивые одежды, утварь и роскошное оружие. Многие вожди степных культур, ханы и беки получали высокое положение при дворе в крупных государствах, а их дочери становились женами князей и королей, простые воины в качестве наемников пополняли многочисленные армии Венгрии, Византии, Руси, а позже и России. Многоголосый культурный диалог взаимообогащал оседлое и кочевое население Евразии. Россия также постоянно находилась в контакте с кочевниками. В этом ее уникальность: в Европе нет другой страны, которая бы на протяжении всей своей истории взаимодействовала с кочевым миром. Несмотря на то, что европейские путешественники, дипломаты и купцы были прекрасно осведомлены о том, что Московия являлась оседлым православным и земледельческим государством, их намеренные отсылки к образам кочевников стали частью стереотипного представления об азиатской идентичности России. Кем же на самом деле были номады в контексте истории нашей страны: воплощением разрушительной силы, врагами, соперниками, торговыми и политическими партнерами, «своими» или «чужими»?
- Пайцза. Первая половина XIV в. Поступление: в 1964 г., в составе собрания Музея российских древностей П.И. Щукина. ГИМ
- Титулярник («Книга… откуда произыде корень великих государей царей и великих князей Российских…»). Россия, Москва. Рукопись – 1690-е гг.; переплёт – XVII в. ГИМ
В поиске ответов на эти вопросы авторы выставки предлагают зрителям совершить путешествие во времени, по-новому открыв для себя далекий мир кочевых народов. Выставка в Историческом музее впервые объединит уникальные археологические памятники, произведения ювелирного искусства, оружие, доспехи, одежду, предметы быта кочевых племён, населявших территории Северной Евразии с III тыс. до н. э., гравюры, рисунки, фотографии, произведения живописи и скульптуры XVIII — начала XXI в. из различных музейных и частных собраний нашей страны.
В выставке принимают участие крупнейшие музейные собрания России – Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Кунсткамера, Государственный музей Востока, Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, Ростовский областной музей краеведения.
- Постановление от его Царского величества з Войском Запорожским року 1659. Переплёт: XIX в. ГИМ
- Лицевой летописный свод. Синодальный том. Рукопись: Москва, 1570-е гг.; бумага, чернила, киноварь, темпера; русский полуустав. Поступление: в 1920 г., в составе Синодальной библиотеки. ГИМ
Специальный раздел экспозиции позволит посетителям совершить путешествие во времени и пространстве вместе с соцсетью LOOKY. Путь сквозь времена начнется при помощи искусственного интеллекта. Благодаря нейросети LOOKY каждый посетитель сможет создать свой уникальный портрет в образе цифрового кочевника, загрузив свои селфи в специальный раздел «Нейро аватары» и выбрав аватар #Кочевник.
Продолжить погружение в историческое прошлое наших предков поможет VR. Стоит только надеть специальные очки, и перед вами распахнется пространство кочевой юрты. Здесь посетители послушают эпос у костра, сыграют на виртуальных инструментах кочевых народов и познакомятся с их верованиями. Финальной точкой экспозиции станет возможность получить свой личный цифровой тотем, а вместе с ним и его силу, и напутствие от древних духов.
К выставке подготовлено издание, авторами которого выступили лучшие специалисты ведущих музеев России.
Пресс-служба ГИМ 19.03.2024
Государственный исторический музей
Выставочный комплекс Исторического музея
Москва, Площадь Революции, 2/3
9 апреля – 9 сентября 2024 г.
Купить билет в Исторический музей (ГИМ)
_________________
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
_________________
>>><<<