Исследование картины Антиведуто Граматика (?) «Христос и грешница»

Исследование картины Антиведуто Граматика (?) «Христос и грешница»

in Новости музеев 1031 views

ГМИИ имени А.С. Пушкина при­сту­пает к изу­че­нию произ­ве­де­ния из кол­лек­ции Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ского му­зея-за­по­вед­ни­ка «Хрис­тос и греш­ни­ца», ав­тор­ст­во ко­то­ро­го при­пи­сы­вает­ся Антиведуто Граматика (1570/71–1626). Ана­лиз кар­тины осу­ществит груп­па спе­циалистов ГМИИ им. А.С. Пушкина, в которую вошли технологи, рес­таврато­ры и ис­кус­ствоведы.

Исследование картины Антиведуто Граматика (?) «Христос и грешница» из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Полотно «Христос и грешница» находилось в художественной коллекции представителя древнего дворянского рода, отставного полковника лейб-гвардии Гусарского полка Владимира Семёновича Храповицкого. В собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника работа поступила как картина «неизвестного художника эпохи Позднего Возрождения».

Исследование картины Антиведуто Граматика (?) «Христос и грешница»
Исследование картины Антиведуто Граматика (?) «Христос и грешница»

Впервые предположение о принадлежности создателя полотна к итальянским мастерам выдвинул в 1924 году дирек­тор Владимирского губернского музея Алексей Иванов, предложив имя Луки Джордано. В 1996–1997 годах картину рестав­рировал извест­ный владимирский реставратор Александр Некрасов (1927–2007). Версию об авторстве Луки Джордано высказал и ав­тор-составитель каталога выставки, посвящённой 50-летию деятельности Владимирских ху­дожествен­но-рестав­рационных мас­терских, Александр Скворцов.

Исследование картины Антиведуто Граматика (?) «Христос и грешница»
Исследование картины Антиведуто Граматика (?) «Христос и грешница»

В 2021 году исследователь из Нижнего Новгорода Сергей Акимов, основываясь на очень убедительном сравнительно-стилистическом анализе данного произведения, выдвинул аргументы, подтверждающие авторство итальянского мастера Антиведуто Граматика. В 2023 году полотно было подвергнуто исследованию специалистами Лаборатории изучения культурного наследия ИТМО (г. Санкт-Петербург), результаты которого позволили установить не копийный, а оригинальный характер живописи.

Комплексные технико-технологические исследования картины специалистами ГМИИ им. А.С. Пушкина будут включать в себя подробное изучение красочного слоя и химического состава пигментов, а также холста, на котором написано произведение. Данный анализ вместе с искусствоведческими исследованиями позволит не только лучше понять особенности живописной техники художника, но и уточнить атрибуцию картины.

Руководитель проекта: Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
14.03.2024


5 июня 2024 г.

В ГМИИ им. А.С. Пушкина завершилось исследование картины Антиведуто Граматики «Христос и грешница» из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина завершил исследование полотна «Христос и грешница» из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника и подтвердил авторство итальянского художника Антиведуто Граматики (1571–1626).

Анализ картины был осуществлён группой специалистов ГМИИ им. А.С. Пушкина, в которую вошли технологи, реставраторы, искусствоведы. После завершения исследования произведение временно займёт место в постоянной экспозиции Пушкинского музея.

Екатерина Владимировна Проничева, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Елизавета Стани́славна Лихачёва Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина
Екатерина Владимировна Проничева, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Елизавета Стани́славна Лихачёва
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина

Елизавета Стани́славна Лихачёва. Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина

Результаты исследования:

— по морфологическим особенностям холст можно соотнести с т.н. римскими холстами, широко применявшимися в качестве основы для живописи итальянскими мастерами первой половины XVII века;

— изучение красочного слоя не выявило авторских изменений как композиции в целом, так и отдельных деталей;

— при исследовании картины в отраженных ИК-лучах был сделан вывод, что живопись выполнена без предварительного рисунка графическим материалом. Композиция была намечена непосредственно кистью, коричневой охрой. Отсутствие авторских изменений свидетельствует об основательной проработке композиции уже на стадии предварительного наброска.

По совокупности технико-технологических признаков (таких, как тип и способ подготовки основы, технические приемам живописи, использованные пигменты и наполнители, особенности естественного старения материалов), исследуемая картина была создана в Риме одним из последователей Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610).

Принадлежащая к собранию Владимиро-Суздальского музея-заповедника картина «Христос и грешница», созданная в начале XVII века художником Антиведуто Граматикой, другом и последователем Караваджо, без сомнения, принадлежит к числу не только значительных, но и редких произведений итальянской живописи эпохи раннего барокко.

Полотно займёт место в постоянной экспозиции музея – в зале итальянской живописи XVII века, где останется до 22 сентября 2024 года.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
5.06.2024


ГМИИ им. А.С. Пушкина

Москва, Волхонка, 12 (Главное здание)

Начало проекта: март 2024 г.

Купить билет в Пушкинский музей

ГМИИ им. А.С. Пушкина 2024

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Формы и образы. Стекло

Формы и образы. Стекло

В выставочных залах РОСИЗО стар­тует вы­став­ка «Фор­мы и об­ра­зы. Стек­ло», от­кры­ваю­щая се­рию вы­ста­воч­ных и куль­тур­но-про­све­ти­тель­ских ме­ро­прия­тий в рам­ках
Перейти К началу страницы