Петров-Водкин Русского музея в Самаре

Петров-Водкин Русского музея в Самаре

in Новости музеев 1231 views

Русский музей представит в Самаре 60 про­из­ве­де­ний Кузьмы Пет­ро­ва-Водкина из своей коллекции.

26 октября в Самарском областном художе­ствен­ном музее от­кры­вает­ся масштабная рет­роспективная выставка Кузьмы Петрова-Водкина (1878-1939) из собрания Го­су­дар­ственного Русского музея. Она приурочена к 145-ле­тию худож­ника и 50-летию образования Самарского ху­до­жествен­ного училища, носящего имя Петрова-Водкина. В состав выставки войдут 60 произведений живописи и графики выдающегося мастера оте­чест­вен­ного изобра­зитель­ного искусства ХХ века, относящиеся к различным периодам его творчества.

К.С. Петров-Водкин. Эскиз панно Степан Разин. 1918. ГРМ
К.С. Петров-Водкин. Эскиз панно Степан Разин. 1918. ГРМ
К.С. Петров-Водкин. Девушка у окна. 1928. ГРМ
К.С. Петров-Водкин. Девушка у окна. 1928. ГРМ

Самара сыграла особую роль в творческом становлении мастера. Петров-Водкин приехал сюда из родного Хвалынска. Уже пробовавший писать иконы и пейзажи масляными красками юноша оказался в классах живописи и рисования Фёдора Бурова. Здесь Петров-Водкин получил первые представления о классическом рисунке, перспективе, теории цвета, познакомился по фотографиям и гравюрам с творчеством профессиональных художников.

Произведения, связанные с родным городом мастера, можно увидеть на экспозиции. Это пейзажи («Окрестности Хвалынска», около 1909), портреты членов семьи Петрова-Водкина («Портрет матери художника», 1909). Парижский период художника второй половины 1900-х представлен, в частности, картиной «Кафе» (1907 (8?)). Яркой страницей в жизни мастера стало путешествие по Северной Африке в 1907-м. Там, по признанию самого Петрова-Водкина, он «почти забыл… серые краски» («Поцелуй», «Негритянка»).

К.С. Петров-Водкин. Негритянка. 1907. Этюд для картины Семья кочевника (1907, ЧГХМ). ГРМ
К.С. Петров-Водкин. Негритянка. 1907. Этюд для картины Семья кочевника (1907, ЧГХМ). ГРМ

В золотой фонд отечественного искусства вошли произведения символистского периода художника. Это представленные на выставке полотно «Юность» (1913), этюды для картин «Сон» (1910), «Играющие мальчики» (1911), «Купание красного коня» (1912). Влияние древнерусской иконописи, характерное для творчества Петрова-Водкина этого периода, заметно в этюде для картины «Мать» (1912). В конце 1910-х также создаются выдающиеся произведения, среди которых знаменитый автопортрет мастера (1918).

Летом 1921 года Петров-Водкин в составе экспедиции Академии истории материальной культуры выезжал в Самарканд. Поездка запечатлена не только в живописи («Шах-и-Зинда. Самарканд», «Голова мальчика-узбека», обе – 1921), но и в литературном творчестве мастера («Самаркандия», 1923). К числу самых значительных работ на выставке относятся портреты 1920-х – «Девочка на пляже» (1925), «Девушка в сарафане», «Девушка у окна» (оба – 1928). Петров-Водкин является одним из самых известных отечественных мастеров натюрморта, что нашло отражение в экспозиции («Натюрморт (с женской головкой)», «Фрукты на синей скатерти», оба – 1921, «Яблоко и лимон», 1930).

К.С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. ГРМ
К.С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. ГРМ

Среди произведений Петрова-Водкина 1930-х выделяется большое полотно «Весна» (1935), на котором двое влюбленных как будто парят над деревенским миром. Оно знакомит зрителя с характерной сферической перспективой в творчестве художника, его своеобразным «космизмом».

 

Государственный русский музей

Самарский областной художественный музей

Самара, ул. Куйбышева, 92

27 октября 2023 г. — 28 января 2024 г.

Купить билет в Самарский областной художественной музей

Пресс-служба ГРМ
23.10.2023

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы