Последние несколько лет Музеи Московского Кремля готовятся к открытию нового здания, которое позволит представить музейные коллекции за пределами Кремля. Строительство здания близится к завершению. В преддверии переезда запускается новый онлайн-проект, который познакомит аудиторию с будущим музеем, расскажет об архитектурных решениях, экспозиционных пространствах, экспонатах и коллекциях, которые переедут в новое здание.
Участники презентации:
- Е.Ю. Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля
- А.Л. Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной деятельности
- Н.А. Масталерж, главный архитектор проекта музея на Красной площади, 5 и партнёр архитектурного бюро NOWADAYS.
Собрание музея уникально и обширно, и мы давно стремимся к тому, чтобы показать его достойно, как оно того заслуживает. В новом здании значительно увеличатся и экспозиционные площади, и административные, и реставрационные. Появятся залы, где мы разместим выставки, о которых сейчас можем только мечтать. Вопрос переезда вызывает у всех интерес. На завершающем этапе строительства мы приняли решение создать сайт, который позволит всем, кто интересуется, быть в курсе того, что происходит.
<…> В 2024 году будет только завершено строительство. Для того, чтобы сделать витрины нужно ещё два года.
Елена Юрьевна Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля
Презентация онлайн-проекта, посвящённого новому зданию
Музеев Московского Кремля на Красной площади
https://k5.kreml.ru/
- Наталья Масталерж, главный архитектор проекта, Андрей Леонидович Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе, Елена Юрьевна Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля
- Новое здание Музеев Московского Кремля
- Историческое здание Старых торговых рядов
- Корпус нового здания
Исторический корпус музея тщательно и бережно отреставрирован, новое здание органично вписано в архитектурный ансамбль.
Коллеги, нам досталось очень сложное здание. Его сложность пространственно-планировочной структуры определяется его местоположением. Оно было построено на склоне бровки Москва-реки, в её пойме. Это определило его разноэтажность. И эту сложность удалось решить архитекторам при приспособлении его под музей. Второе обстоятельство нам, наоборот, очень помогло: по своей структуре Торговые ряды были утроены не так, как классический Гостиный двор. Это было скорее конторское здание. У него был кольцевой, сохранившийся, исторический корпус и четыре корпуса внутри, ограждённые кольцевой стеной этого корпуса. Здесь находились представительства разных фирм, не обязательно связанные с торговлей (здесь, например, находилось представительство Товарищества Северной железной дороги). Здесь не было стеклянных фасадов, как в ГУМе. Но из-за рельефа здесь существуют этажи, которые значительно отличаются. Размещение музея в таком помещении представляло особые трудности. В здании, построенном в русском стиле в композиции и фасадах прослеживаются элементы Кремлёвского Теремного дворца.
Роман Иванович Клейн, создатель этого здания, учился и был чертёжником у Владимира Осиповича Шервуда при проектировании Исторического музея. Это сыграло свою роль. Все древнерусские элементы на фасадах Исторического музея были прорисованы им. Поэтому мы не только видим некое ансамблевое начало, связывающее все здания, выходящие на Красную площадь. Здание обладает своей сложной историей. После революции все товарищества были распущены, имущество их национализировано. Дом был назван Вторым Домом Реввоенсовета. Потом перешёл в ведомство Наркомата Обороны, а потом — Министерства. И есть особенность — после оставления зданий министерством я убеждался, что денег на переустройство у министерства не было. И поэтому интерьеры в той, или иной степени сохранялись до конца ХХ века. Но, к сожалению, это здание претерпело новые изменения после того, как оттуда выехало силовое ведомство, когда его стали приспосабливать под другие нужды. Все исторические лестницы были практически разобраны и та реставрация, которая началась после передачи нам этого здания (и перед передачей частично) заключалась в восстановлении элементов интерьера, парадных лестниц. Но было и ещё одно обстоятельство — очень трагическое для этого здания. В 2006 году были снесены четыре внутренних корпуса. Несмотря на протесты научно-методического совета Министерства культуры и общественников, их указом тогдашнего председателя Правительства вывели из списка объектов культурного наследия и снесли. Поэтому «кровь» этого здания не на наших руках. Собирались на их месте построить апартаменты, значительно выше чем кольцевые здания. К счастью, этому не суждено было свершиться. При подготовке уже другого сооружения были уничтожены подвалы под мощение внутреннего двора, о которых пишут все историки архитектуры. И на этом месте появился котлован.
И уже когда мы туда пришли — сформировался замысел того нового музейного корпуса, о котором говорила Елена Юрьевна. Оно никак не нарушает силуэт Нижних торговых рядов. Крыши его можно будет увидеть только с Большого Каменного моста. Я думаю, что Роман Иванович был бы очень доволен тем, что мы вселяемся в его здание. Я думаю, что без этого сайта зрителю, будущему посетителю, невозможно будет понять сложную пространственную структуру здания. И музей, и архитекторы сделали всё, чтобы экспозиция воспринималась как единая река времени.
Баталов Андрей Леонидович, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе
Экспозиция музея распределена между двумя корпусами и спроектирована так, чтобы подчеркнуть разнообразие и ценность коллекции. Многочисленные камерные залы исторического корпуса дополнены масштабными выставочными пространствами нового здания.
Наталья Масталерж, главный архитектор проекта и партнёр архитектурного бюро NOWADAYS
Пресс-служба Музеев Московского Кремля [email protected] Тел.: +7 (495) 695-41-87 24.11.2022
__________________
>>><<<