Конструктивизм

Конструктивизм. Траектория метода. К 100-летию ОСА

in Новости музеев 24 views

Му­зей архи­тек­ту­ры име­ни А.В. Щу­се­ва при под­держ­ке Ми­ни­стер­ст­ва куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пред­став­ляет вы­став­ку «Кон­ст­рук­ти­визм. Траек­т­ория ме­тода. К 100-ле­тию ОСА», по­свящённую содружеству конструктивистов из ОСА – Объединения совре­менных архитекторов.

Теоре­тики и твор­ческие лидеры одной из ключевых архи­тектур­ных концепций ХХ столетия – Михаил Барщ, Андрей Буров, братья Вес­нины, Вячеслав Вла­дими­ров, Моисей Гинзбург, Яков Корн­фельд, Иван Леонидов, Игнатий Милинис, Алек­сандр Николь­ский и Георгий Орлов – не­гативно относились к восприятию конструктивизма как очередного ху­дожественного стиля. Архитекторы предпочитали использовать понятие «метод», который был для них не столько технологией проектирования, сколько способом осмысления процессов, новых социальных связей и практик, фор­мировав­шихся в советском обществе в 1920 – 1930-е годы.

Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева

Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры:

Объединения современных архитекторов сформировалось наиболее масштабное и влиятельное течение советского архитектурного авангарда – конструктивизм. Приуроченный к 100-летию ОСА выставочный проект – это глубокое теоретическое исследование, призванное показать, как формировалось творческое мышление кристаллизовался проектирования, оказавший мощное влияние на развитие отечественной и мировой архитектуры. Визуальный ряд выставки составляют наиболее эффектные и выразительные произведения мастеров конструктивизма, широко известные и представленные публике впервые, из коллекции Музея архитектуры и еще 16-ти государственных и частных собраний».

Зундблат Г.А. Проект курортной гостиницы в Мацесте. Фасад. Учебная работа архитектурного факультета Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа). Мастерская А.А. Веснина. 1928. Бумага, карандаш, тушь. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Зундблат Г.А. Проект курортной гостиницы в Мацесте. Фасад. Учебная работа архитектурного факультета Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа). Мастерская А.А. Веснина. 1928. Бумага, карандаш, тушь. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
  • Попова Л.С. Обложка каталога выставки «5×5=25».1921. Бумага, акварель, пастель, тушь, аппликация. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
  • Веснин А.А. Композиция. 1921. Холст, масло. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
  • Ле Корбюзье (Le Corbusier). Пуристический натюрморт. 1923. Калька на картоне, пастель, карандаш. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
  • Ханнес Майер (Hannes Meyer), Ханс Виттвер (Hans Wittwer). Конкурсный проект Дворца Лиги Наций в Женеве, Швейцария. Аксонометрия. 1927. Фотобумага, тушь, акварель, аппликация, типографская печать. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Бригада Секции социалистического расселения стройсектора Госплана РСФСР: М.Я. Гинзбург (руководитель), К.Н. Афанасьев, М.О. Барщ, В.Н. Владимиров, Г.А. Зундблат, И.Ф. Милинис, С.В. Орловский, М.А. Охитович, А.Л. Пастернак, Г.Г. Савинов, Н.Б. Соколов. Проект однокомнатной жилой ячейки (индивидуальное жилище). Аксонометрия. 1929–1930. Реконструкция Музея архитектуры им. А.В. Щусева. 1970-е. Картон, карандаш, акварель, тушь. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Бригада Секции социалистического расселения стройсектора Госплана РСФСР: М.Я. Гинзбург (руководитель), К.Н. Афанасьев, М.О. Барщ, В.Н. Владимиров, Г.А. Зундблат, И.Ф. Милинис, С.В. Орловский, М.А. Охитович, А.Л. Пастернак, Г.Г. Савинов, Н.Б. Соколов. Проект однокомнатной жилой ячейки (индивидуальное жилище). Аксонометрия. 1929–1930. Реконструкция Музея архитектуры им. А.В. Щусева. 1970-е. Картон, карандаш, акварель, тушь. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
  • Ле Корбюзье (Le Corbusier). Дом Гийет (Maison Guiette) в Антверпене. (1926-1927). Макет, 1994Пластик, окраска. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
  • Комарова Л.К. Здание Коминтерна в Москве. Дипломный проект архитектурного факультета Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа). Перспективный вид. 1929. Бумага, карандаш, тушь, типографская печать. Музей архитектуры им. А.В. Щусев
  • Павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне, Испания. Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe). Фотография. 1929. Фотоателье Atelier Mies Van Der Rohe / Berlin W. 35, AM Karlsbad 24. Фотобумага, серебряно-желатиновый отпечаток. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
  • Леонидов И.И., Чалый М.Т. Конкурсный проект комбината газеты «Известия» в Москве. Фасад редакционно-издательского корпуса. 1940. Дерево, карандаш, тушь, акварель, гуашь, белила, серебрение. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Дворец культуры Пролетарского района (автозавода им. И.В. Сталина, автозавода им. И.А. Лихачёва) в Москве. Архитекторы А.А. Веснин, В.А. Веснин, Л.А. Веснин. Фотография. 1940-е. Копия – цифровой отпечаток. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Дворец культуры Пролетарского района (автозавода им. И.В. Сталина, автозавода им. И.А. Лихачёва) в Москве. Архитекторы А.А. Веснин, В.А. Веснин, Л.А. Веснин. Фотография. 1940-е. Копия – цифровой отпечаток. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
  • Леонидов И.И. Проект клуба нового социального типа. «Схема пространственной культорганизации». 1928. Тонированная бумага, белила, аппликация. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
  • Веснин А.А. Проект обложки для книги М.Я. Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры». Вариант. 1924. Картон, бумага тонированная, аппликация, типографская печать, тушь. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
  • Веснин А.А., Веснин В.А., Веснин Л.А. Конкурсный проект Дворца Советов в Москве. Третий этап (первый закрытый конкурс). Перспективный вид части здания с зимним садом. 1932. Бумага, карандаш, карандаш цветной, тушь, акварель. Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Гинзбург М.Я., Милинис И.Ф. Проект Дома Правительства в Алматы. Перспектива, 1928 г. Бумага, картон, карандаш, тушь, аппликация, гуашь. 24,8х72,8 см. Из собрания Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Гинзбург М.Я., Милинис И.Ф. Проект Дома Правительства в Алматы. Перспектива, 1928 г. Бумага, картон, карандаш, тушь, аппликация, гуашь. 24,8х72,8 см. Из собрания Музея архитектуры
им. А.В. Щусева

Наталья Кочнева, старший вице-президент ВТБ: «Конструктивизм – это уникальное национальное наследие, которое особенно важно для банка. Мы бережно восстановили его памятник Хлебозавода № 5 в Москве – и сохранили его дух в созданном три года назад Центре «Зотов». Новая экспозиция в Музее архитектуры пройдет также при поддержке ВТБ, поскольку банку важно содействовать проектам и выставкам, способствующим распространению знания о конструктивизме и его наследии».

Отдел по связям с общественностью
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
25.12.2025

Музей архитектуры им. Щусева. Логотип

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева — один из крупнейших в мире научных центров по изучению и популяризации архитектурного наследия. Музей продолжает традиции объединенных в 1963 году Научно-исследовательского музея архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР (учрежден в 1934 году) и Музея русской архитектуры (учрежден в 1945 году). Носит имя своего основателя и первого директора, русского и советского архитектора Алексея Щусева.

Экспозиционные пространства музея включают три корпуса: Анфилада главного дома усадьбы Талызиных-Устиновых XVIII-XIX веков, обновленный Флигель «Руина» и средневековое пространство Аптекарского приказа — трапезных палат XVII века

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

Флигель «Руина»

Москва. Воздвиженка ул., 5/25,

19 декабря 2025 г. – 29 марта 2026 г.

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Сокровища полковых музеев. Тула

ГИМ 2026 год

Исто­­ри­чес­кий му­зей пред­­ста­вил в Ми­ни­стер­­ст­­ве культуры Рос­сий­ской Фе­де­рации вы­ста­вочные планы на 2026
Искусство труда

Искусство труда

Все­рос­сий­ский фес­ти­валь «Вре­мя, впе­рёд!» пред­став­ляет тра­ди­цион­ный масш­таб­ный вы­ста­воч­ный проект «Ис­кус­ст­во тру­да». В
Перейти К началу страницы