Леонид, Виктор и Александр Веснины работали как сольно, так и совместно, проектируя частные особняки, крупные общественные здания, храмы, мемориальные сооружения, промышленные предприятия и поселки при них. Их профессиональное становление началось в конце 1900-х годов, когда студентами они начали работать помощниками у известных архитекторов, участвовали в крупных архитектурных конкурсах, выполняли первые частные заказы. В годы Первой мировой войны и революции творческие пути братьев на некоторое время разошлись. Леонид был призван в армию, Виктор сосредоточился на проектировании крупных химических заводов, Александр занимался художественным оформлением для театра и полиграфии. В начале 1920-х годов, соединив свои навыки и опыт, они стали основоположниками нового направления советской архитектуры, которое сегодня ассоциируется с понятием «конструктивизм». Это во многом и определило их статус лидеров советской архитектуры на несколько десятилетий.

- Л.А. Веснин, В.А. Симов. Проект дачи В.А. Носенкова в деревне Иваньково под Москвой (Береговая улица в Москве). Вариант. Перспектива. 1909. Бумага, итальянский карандаш, масляная пастель. Проект осуществлён. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
- Л.А. Веснин, В.А. Веснин, А.А. Веснин. Конкурсный проект фасада здания Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице в Москве. Девиз «Школа искусств» (1-я премия). Перспектива. 1910. Калька, карандаш. Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Надпись на одном из черновых чертежей к проекту: «Леня прости, что долго не присылали, провозились с перспективой, все не выходило, что хотелось, напиши, пожалуйста, открытку, как только получишь проект. 11 числа декабря приедем помочь тебе закончить проект, перспективу подожди передавливать»

Бумага, акварель, карандаш. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
- Леонид, Виктор и Александр Веснины во время учёбы в Московской практической академии коммерческих наук. Фотография Г.В. Трунова. Середина 1890-х. Копия. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
- Открытка Александра Лидии(сестре) с акварельной зарисовкой интерьера петербургской квартиры Весниных и братьев за работой 27 (14) октября 1906. Бумага, типографская печать, акварель, карандаш, чернила. «…Мы все здоровы. Леня сдал вчера свой проект театра, вышло хорошо; мы с Виктором готовимся к экзамену. Никаких архитект[урных] журналов нам не пересылайте». Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Хотя в историю отечественной архитектуры Леонид, Виктор и Александр вошли как единый творческий союз – «братья Веснины», их профессиональные судьбы и жизнь сложились по-разному. Леонид ушёл из жизни рано, но уже признанным мастером. Свидетельством тому стало переименование Денежного переулка в Москве в улицу Веснина в те годы, когда улицы и города Советского Союза получали имена в честь вождей революции. Виктор был одним из лидеров Общества современных архитекторов (выставка о котором откроется в Музее архитектуры в декабре 2025 года), позднее вторым лицом в Союзе советских архитекторов СССР и президентом Академии архитектуры СССР. Александр разрабатывал теорию новой современной архитектуры, много работал как театральный художник, оформитель выставок и книг.
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры: «Жизненный путь каждого великого творца имеет своё начало, свой исток, и этот исток – семья и малая родина, то есть та среда, в которой прошли детство и юность, сформировалась личность. Творческий союз архитекторов братьев Весниных – уникальный пример в мировой истории. Каждый из них обладал ярким своеобразным талантом, каждому была уготована своя судьба и отпущен свой срок, но с детских лет и до последних дней, они были рядом друг с другом и в профессиональных поисках, и в житейских радостях и испытаниях. Братья Веснины выросли в красивом древнем городе Юрьевце на берегу Волги, воспитывались в крепкой купеческой православной семье. В годы исторических потрясений – революций и войн – они сохранили преданность профессии и стране, несгибаемый внутренний стержень, который позволил им не просто творить и работать, но завоевать авторитет и лидерские позиции в архитектурном сообществе. Их успех был в большой степени обусловлен деятельной взаимной заботой и умением совместно, без ревности и конкуренции, решать творческие задачи. Знакомясь с биографиями выдающихся людей, мы зачастую склонны сосредотачивать свое внимание на наивысших достижениях, иногда бросаем беглый взгляд на период ученичества, но для того, чтобы постичь подлинную природу творческого прорыва и источник духовной силы, важно осмыслить главное – начало пути».
В центре внимания выставочного проекта – начало пути Весниных. Материалы личного архива Леонида, Виктора и Александра Весниных из собрания Музея архитектуры им. А.В. Щусева дают уникальную возможность увидеть не только именитых архитекторов – авторов знаковых проектов своего времени, творцов советского архитектурного авангарда 1920-х годов, но и молодых специалистов, заявивших о себе в конце 1900-х годов. Впервые экспонирующиеся на выставке семейные реликвии, фотографии, личные письма и рабочие документы призваны обогатить знакомый хрестоматийный образ братьев и положить начало новому этапу изучения их наследия – всех вместе и каждого в отдельности.
Юлия Старостенко, куратор выставки: «Как правило, в исследованиях советского периода мастера архитектуры рисуются как гиганты мысли, творцы, создающие безусловно прекрасное и великое. За этими образами часто теряются те ищущие, думающие, сомневающиеся и ошибающиеся люди, которыми на самом деле были все выдающиеся архитекторы. И братья Веснины в этом ряду не исключение. Более того, декларируемая рядом исследователей монолитность этого творческого союза лишь усиливает ощущение их оторванности от обычного мира. Именно поэтому в рамках настоящей выставки очень хотелось представить «других» Весниных, показать их индивидуальность, вдохнуть жизнь в хрестоматийные портреты. И решить эту задачу во многом помогли голоса самих героев, дошедшие до нас благодаря их письмам, воспоминаниям и автобиографиям».

Весниных в честь 50-летия со дня свадьбы А.И. и Г.А. Весниных (дедушки и бабушки братьев). 1884. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Семь разделов выставки последовательно рассказывают о братьях Весниных и их творческом пути. Первые три раздела посвящены городу Юрьевцу, в котором прошло детство братьев, семье Весниных и учебе будущих архитекторов в Академии художеств и Институте гражданских инженеров в Петербурге. Эти разделы выставки перекликаются между собой благодаря фотографиям Юрьевца из архива семьи Весниных, обмерным чертежам старейшей Благовещенской церкви города, выполненным Леонидом в студенческие годы, письмам и самодельным открыткам, которыми братья обменивались с родителями и в которых делились своими успехами и переживаниями.

Ключевой раздел выставки, освещающий становление братьев Весниных как мастеров своего дела, включает несколько блоков: их работы в качестве помощников уже состоявшихся архитекторов; конкурсные проекты (театра в Ярославле, фасада здания Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице в Москве, надгробного памятника Сергею Андреевичу Муромцеву на Донском кладбище в Москве и другие), позволившие заявить о себе в публичном поле; первые самостоятельные проекты, выполнявшиеся для частных заказчиков. Завершается раздел работами братьев, относящимися к сложному периоду Первой мировой войны, революционных потрясений и первых лет советской власти. В их числе: проекты крупных химических заводов с поселками при них, проектировавшиеся Виктором; один из первых вариантов плана электрификации страны ГОЭЛРО – Шатурская государственная районная электростанция с поселком авторства Леонида; а также живописные и театральные работы Александра, например, оформление спектакля «Человек, который был Четвергом», принесшие ему широкую известность.

- Л.А. Веснин. Проект Шатурской государственной районной электрической станции. Перспектива. 1919. Калька, уголь. Проект осуществлён. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
- В.А. Веснин. Проект застройки «поселка-сада Никольское». Фрагмент общего перспективного вида (правая часть). Эскиз. 1914. Калька, карандаш, цветной карандаш. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

- В.А. Веснин. Проект Чернореченского суперфосфатного завода в Нижегородской губернии. Производственный корпус. Фасад. 1918. Бумага, картон, тушь, акварель. Проект осуществлён. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
- В.А. Веснин. Здание Ивановского сельскохозяйственного банка и универмага в городе Иваново-Вознесенск (Иваново). Перспектива. 1927. Бумага, тушь, бронзовый порошок. Проект осуществлён. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
В финальных разделах выставки представлены знаковые проекты 1920-х годов, связанные с поисками советского архитектурного авангарда, грандиозные проекты 1930-х годов совершенно иной архитектуры, а также живописные работы Александра и документы, относящиеся к позднему периоду жизни мастеров.
Анатолий Оксенюк, куратор выставки: «Одним из ключевых смыслов этого проекта является показ непрерывности развития отечественной архитектуры. Творческий путь Весниных подчеркивает: и авангардные эксперименты, и величественная архитектура сталинского времени основывались на той образовательной, технической и научной базе, которая была заложена ещё в Российской Империи».
На выставке «Архитекторы братья Веснины. Начало» будет представлено более 200 предметов. Это уникальная архитектурная графика – учебные работы и конкурсные проекты братьев Весниных, их знаковые проекты 1910-1930-х годов, исторические и семейные фотографии, документы, личные и деловые письма.

В экспозиции представлены предметы из собраний Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Областного музея «Музеи города Юрьевца», Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина, Государственного ордена Почёта музея А.М. Горького и Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург).

Кураторы проекта:
- Старостенко Юлия Дмитриевна, учёный секретарь Музея архитектуры им. А.В. Щусева, кандидат архитектуры
- Оксенюк Анатолий Анатольевич, заместитель директора по научной работе Музея архитектуры им. А.В. Щусева, кандидат исторических наук
Отдел по связям с общественностью Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева 21.10.2025
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева — один из крупнейших в мире научных центров по изучению и популяризации архитектурного наследия. Музей продолжает традиции объединенных в 1963 году Научно-исследовательского музея архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР (учрежден в 1934 году) и Музея русской архитектуры (учрежден в 1945 году). Носит имя своего основателя и первого директора, русского и советского архитектора Алексея Щусева.
Экспозиционные пространства музея включают три корпуса: Анфилада главного дома усадьбы Талызиных-Устиновых XVIII-XIX веков, обновленный Флигель «Руина» и средневековое пространство Аптекарского приказа — трапезных палат XVII века
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Аптекарский приказ
119019 Москва, ул. Воздвиженка, 5/25
7 ноября 2025 – 1 февраля 2026
Купить билет в Музей архитектуры имени А.В. Щусева
__________________























