Архитекторы братья Веснины. Начало

Архитекторы братья Веснины. Начало

in Новости музеев 1148 views

Лео­нид, Вик­тор и Алек­сандр Вес­нины ра­бо­та­ли как соль­но, так и совме­стно, проек­тируя част­ные особ­няки, круп­ные обще­ст­венные зда­ния, храмы, ме­мориаль­ные со­ору­жения, про­мыш­ленные пред­приятия и посел­ки при них. Их про­фес­сио­нальное станов­ление началось в конце 1900-х годов, когда сту­дентами они начали ра­ботать помощ­никами у известных архи­текторов, уча­ствовали в крупных архи­тектурных кон­курсах, вы­пол­няли пер­вые част­ные заказы. В го­ды Пер­вой миро­вой вой­ны и рево­люции твор­ческие пу­ти братьев на неко­то­рое время разошлись. Леонид был призван в армию, Виктор сосре­до­то­чился на проекти­ровании круп­ных хи­мических за­водов, Александр занимался ху­до­же­ст­вен­ным оформ­ле­нием для театра и полиграфии. В начале 1920-х годов, соединив свои на­выки и опыт, они стали ос­ново­полож­ника­ми нового направления советской архитектуры, которое сегодня ассоции­руется с по­ня­тием «кон­струк­ти­визм». Это во мно­гом и опре­де­лило их статус ли­де­ров со­ветской архи­тек­туры на не­сколь­ко де­сятилетий.

А.А. Веснин. Дипломная работа (первая) в Институте гражданских инженеров. Проект церкви над Святым источником. Перспектива. Эскиз. 1911. Калька, бумага, уголь. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
А.А. Веснин. Дипломная работа (первая) в Институте гражданских инженеров. Проект церкви над Святым источником. Перспектива. Эскиз. 1911. Калька, бумага, уголь. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
  • Л.А. Веснин, В.А. Симов. Проект дачи В.А. Носенкова в деревне Иваньково под Москвой (Береговая улица в Москве). Вариант. Перспектива. 1909. Бумага, итальянский карандаш, масляная пастель. Проект осуществлён. Музей архитек­туры имени А.В. Щусева
  • Л.А. Веснин, В.А. Веснин, А.А. Веснин. Конкурсный проект фасада здания Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице в Москве. Девиз «Школа искусств» (1-я премия). Перспектива. 1910. Калька, карандаш. Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Надпись на одном из черновых чертежей к проекту: «Леня прости, что долго не присылали, провозились с перспективой, все не выходило, что хотелось, напиши, пожалуйста, открытку, как только получишь проект. 11 числа декабря приедем помочь тебе закончить проект, перспективу подожди передавливать»
Л.А. Веснин. Ученическая работа в Академии Художеств. Проект загородного дома-особняка. Фасад, перспектива, разрез. 1906. Бумага, акварель, карандаш. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Л.А. Веснин. Ученическая работа в Академии Художеств. Проект загородного дома-особняка. Фасад, перспектива, разрез. 1906.
Бумага, акварель, карандаш. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
  • Леонид, Виктор и Александр Веснины во время учёбы в Московской практической академии коммерческих наук. Фотография Г.В. Трунова. Середина 1890-х. Копия. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
  • Открытка Александра Лидии(сестре) с акварельной зарисовкой интерьера петербургской квартиры Весниных и братьев за работой 27 (14) октября 1906. Бумага, типографская печать, акварель, карандаш, чернила. «…Мы все здоровы. Леня сдал вчера свой проект театра, вышло хорошо; мы с Виктором готовимся к экзамену. Никаких архитект[урных] журналов нам не пересылайте». Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Хотя в историю отечественной архитектуры Леонид, Виктор и Александр вошли как единый творческий союз – «братья Веснины», их профессиональные судьбы и жизнь сложились по-разному. Леонид ушёл из жизни рано, но уже признанным мастером. Свидетельством тому стало переименование Денежного переулка в Москве в улицу Веснина в те годы, когда улицы и города Советского Союза получали имена в честь вождей революции. Виктор был одним из лидеров Общества современных архитекторов (выставка о котором откроется в Музее архитектуры в декабре 2025 года), позднее вторым лицом в Союзе советских архитекторов СССР и президентом Академии архитектуры СССР. Александр разрабатывал теорию новой современной архитектуры, много работал как театральный художник, оформитель выставок и книг.

Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры: «Жизненный путь каждого великого творца имеет своё начало, свой исток, и этот исток – семья и малая родина, то есть та среда, в которой прошли детство и юность, сформировалась личность. Творческий союз архитекторов братьев Весниных – уникальный пример в мировой истории. Каждый из них обладал ярким своеобразным талантом, каждому была уготована своя судьба и отпущен свой срок, но с детских лет и до последних дней, они были рядом друг с другом и в профессиональных поисках, и в житейских радостях и испытаниях. Братья Веснины выросли в красивом древнем городе Юрьевце на берегу Волги, воспитывались в крепкой купеческой православной семье. В годы исторических потрясений – революций и войн – они сохранили преданность профессии и стране, несгибаемый внутренний стержень, который позволил им не просто творить и работать, но завоевать авторитет и лидерские позиции в архитектурном сообществе. Их успех был в большой степени обусловлен деятельной взаимной заботой и умением совместно, без ревности и конкуренции, решать творческие задачи. Знакомясь с биографиями выдающихся людей, мы зачастую склонны сосредотачивать свое внимание на наивысших достижениях, иногда бросаем беглый взгляд на период ученичества, но для того, чтобы постичь подлинную природу творческого прорыва и источник духовной силы, важно осмыслить главное – начало пути».

В центре внимания выставочного проекта – начало пути Весниных. Материалы личного архива Леонида, Виктора и Александра Весниных из собрания Музея архитектуры им. А.В. Щусева дают уникальную возможность увидеть не только именитых архитекторов – авторов знаковых проектов своего времени, творцов советского архитектурного авангарда 1920-х годов, но и молодых специалистов, заявивших о себе в конце 1900-х годов. Впервые экспонирующиеся на выставке семейные реликвии, фотографии, личные письма и рабочие документы призваны обогатить знакомый хрестоматийный образ братьев и положить начало новому этапу изучения их наследия – всех вместе и каждого в отдельности.

Юлия Старостенко, куратор выставки: «Как правило, в исследованиях советского периода мастера архитектуры рисуются как гиганты мысли, творцы, создающие безусловно прекрасное и великое. За этими образами часто теряются те ищущие, думающие, сомневающиеся и ошибающиеся люди, которыми на самом деле были все выдающиеся архитекторы. И братья Веснины в этом ряду не исключение. Более того, декларируемая рядом исследователей монолитность этого творческого союза лишь усиливает ощущение их оторванности от обычного мира. Именно поэтому в рамках настоящей выставки очень хотелось представить «других» Весниных, показать их индивидуальность, вдохнуть жизнь в хрестоматийные портреты. И решить эту задачу во многом помогли голоса самих героев, дошедшие до нас благодаря их письмам, воспоминаниям и автобиографиям».

А.А. Веснин (дядя братьев). Генеалогическое древо семьи Весниных в честь 50-летия со дня свадьбы А.И. и Г.А. Весниных (дедушки и бабушки братьев). 1884. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
А.А. Веснин (дядя братьев). Генеалогическое древо семьи
Весниных в честь 50-летия со дня свадьбы А.И. и Г.А. Весниных (дедушки и бабушки братьев). 1884. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Семь разделов выставки последовательно рассказывают о братьях Весниных и их творческом пути. Первые три раздела посвящены городу Юрьевцу, в котором прошло детство братьев, семье Весниных и учебе будущих архитекторов в Академии художеств и Институте гражданских инженеров в Петербурге. Эти разделы выставки перекликаются между собой благодаря фотографиям Юрьевца из архива семьи Весниных, обмерным чертежам старейшей Благовещенской церкви города, выполненным Леонидом в студенческие годы, письмам и самодельным открыткам, которыми братья обменивались с родителями и в которых делились своими успехами и переживаниями.

А.А. Веснин. Эскиз декорации к постановке пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта» в Московском Камерном театре. 1921. Бумага, акварель, карандаш, краска золотая. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
А.А. Веснин. Эскиз декорации к постановке пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта» в Московском Камерном театре. 1921. Бумага, акварель, карандаш, краска золотая. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Ключевой раздел выставки, освещающий становление братьев Весниных как мастеров своего дела, включает несколько блоков: их работы в качестве помощников уже состоявшихся архитекторов; конкурсные проекты (театра в Ярославле, фасада здания Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице в Москве, надгробного памятника Сергею Андреевичу Муромцеву на Донском кладбище в Москве и другие), позволившие заявить о себе в публичном поле; первые самостоятельные проекты, выполнявшиеся для частных заказчиков. Завершается раздел работами братьев, относящимися к сложному периоду Первой мировой войны, революционных потрясений и первых лет советской власти. В их числе: проекты крупных химических заводов с поселками при них, проектировавшиеся Виктором; один из первых вариантов плана электрификации страны ГОЭЛРО – Шатурская государственная районная электростанция с поселком авторства Леонида; а также живописные и театральные работы Александра, например, оформление спектакля «Человек, который был Четвергом», принесшие ему широкую известность.

В.А. Веснин, А.А. Веснин. Конкурсный проект здания Наркомата тяжёлой промышленности в Зарядье в Москве. 1935. Бумага, тушь. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
В.А. Веснин, А.А. Веснин. Конкурсный проект здания Наркомата тяжёлой промышленности в Зарядье в Москве. 1935. Бумага, тушь. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
  • Л.А. Веснин. Проект Шатурской государственной районной электрической станции. Перспектива. 1919. Калька, уголь. Проект осуществлён. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
  • В.А. Веснин. Проект застройки «поселка-сада Никольское». Фрагмент общего перспективного вида (правая часть). Эскиз. 1914. Калька, карандаш, цветной карандаш. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Л.А. Веснин. Проект планировки и застройки Ленинской слободы, выполненный в рамках разработки плана «Новая Москва». Перспектива. 1924. Бумага, карандаш, акварель, тушь. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Л.А. Веснин. Проект планировки и застройки Ленинской слободы, выполненный в рамках разработки плана «Новая Москва». Перспектива. 1924. Бумага, карандаш, акварель, тушь. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
  • В.А. Веснин. Проект Чернореченского суперфосфатного завода в Нижегородской губернии. Производственный корпус. Фасад. 1918. Бумага, картон, тушь, акварель. Проект осуществлён. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
  • В.А. Веснин. Здание Ивановского сельскохозяйственного банка и универмага в городе Иваново-Вознесенск (Иваново). Перспектива. 1927. Бумага, тушь, бронзовый порошок. Проект осуществлён. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

В финальных разделах выставки представлены знаковые проекты 1920-х годов, связанные с поисками советского архитектурного авангарда, грандиозные проекты 1930-х годов совершенно иной архитектуры, а также живописные работы Александра и документы, относящиеся к позднему периоду жизни мастеров.

Анатолий Оксенюк, куратор выставки: «Одним из ключевых смыслов этого проекта является показ непрерывности развития отечественной архитектуры. Творческий путь Весниных подчеркивает: и авангардные эксперименты, и величественная архитектура сталинского времени основывались на той образовательной, технической и научной базе, которая была заложена ещё в Российской Империи».

На выставке «Архитекторы братья Веснины. Начало» будет представлено более 200 предметов. Это уникальная архитектурная графика – учебные работы и конкурсные проекты братьев Весниных, их знаковые проекты 1910-1930-х годов, исторические и семейные фотографии, документы, личные и деловые письма.

Л.А. Веснин. Благовещенская церковь в Юрьевце. Вид с юга. 1902–1903. Бумага, тушь, акварель, карандаш. Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Л.А. Веснин. Благовещенская церковь в Юрьевце. Вид с юга. 1902–1903. Бумага, тушь, акварель, карандаш. Музей архитектуры имени А.В. Щусева

В экспозиции представлены предметы из собраний Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Областного музея «Музеи города Юрьевца», Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина, Государственного ордена Почёта музея А.М. Горького и Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург).

Архитекторы братья Веснины. Начало
Архитекторы братья Веснины. Начало

Кураторы проекта:

  • Старостенко Юлия Дмитриевна, учёный секретарь Музея архитектуры им. А.В. Щусева, кандидат архитектуры
  • Оксенюк Анатолий Анатольевич, заместитель директора по научной работе Музея архитектуры им. А.В. Щусева, кандидат исторических наук
Отдел по связям с общественностью
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
21.10.2025

Музей архитектуры им. Щусева. Логотип

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева — один из крупнейших в мире научных центров по изучению и популяризации архитектурного наследия. Музей продолжает традиции объединенных в 1963 году Научно-исследовательского музея архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР (учрежден в 1934 году) и Музея русской архитектуры (учрежден в 1945 году). Носит имя своего основателя и первого директора, русского и советского архитектора Алексея Щусева.

Экспозиционные пространства музея включают три корпуса: Анфилада главного дома усадьбы Талызиных-Устиновых XVIII-XIX веков, обновленный Флигель «Руина» и средневековое пространство Аптекарского приказа — трапезных палат XVII века

Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Аптекарский приказ

119019 Москва, ул. Воздвиженка, 5/25

7 ноября 2025 – 1 февраля 2026 

Купить билет в Музей архитектуры имени А.В. Щусева

__________________

 Обсудить материал >>>