Джованни Франческо Барбьери. Мадонна с Младенцем

Мадонна с Младенцем Джованни Франческо Барбьери (Гверчино)

in Новости музеев 1127 views

ГМИИ име­ни А.С. Пуш­ки­на пред­став­ляет пя­тую и за­клю­чи­тель­ную часть проек­та «Новые ше­дев­ры Пуш­кин­ско­го». Кар­тина «Ма­донна с Мла­ден­цем» Джо­ван­ни Фран­чес­ко Барбьери, про­зван­но­го Гвер­чи­но, на про­тя­жении дол­гого вре­мени счи­талась утра­ченной. Впер­вые за поч­ти сто лет произ­ве­де­ние воз­вра­щает­ся в му­зейное про­стран­ство в рамках проекта в Пушкинском музее.

Картина «Мадонна с Младенцем» с 1811 года принадлежала супруге Наполеона императрице Жозефине, которая приобрела ее у антиквара Лудовико Вариско. После смерти Жозефины полотно унаследовала ее дочь Гортензия. Работа Гверчино появилась в России благодаря Александру I: в 1820 году он купил ее для Императорского Эрмитажа. В Москве картина оказалась спустя 42 года, когда некоторые произведения из Эрмитажа вошли в коллекцию Румянцевского музея. В 1924 году его собрание западноевропейской живописи перешло в Музей изящных искусств (ныне — ГМИИ им. А.С. Пушкина), однако картина Гверчино туда не попала: в 1925 году она поступила в существовавшее на тот момент Центральное хранилище Государственного музейного фонда, откуда в ноябре 1928-го была передана в советскую внешнеторговую организацию «Антиквариат», продававшую произведения искусства за рубеж. Тем не менее работа Гверчино осталась в России и попала в частную коллекцию. С середины 1980-х картина находилась в собрании художника Ильи Глазунова, в ГМИИ им. А.С. Пушкина поступила от его дочери Веры Глазуновой.

Ольга Галактионова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина: «Картина “Мадонна с Младенцем” является одним из последних приобретений музея. И мы с особой гордостью представим публике шедевр, история которого достойна большой экранизации. Ближайшие две недели картина будет выставляться в проекте “Новые шедевры Пушкинского”, а затем займет свое место в постоянной экспозиции. Работой Гверчино мы заканчиваем выставочный цикл одного произведения. Но в будущем планируем его повторить и показать еще серию новых поступлений в нашу коллекцию — проект “Новые шедевры Пушкинского” вызвал огромный интерес у публики и превзошел все наши ожидания».

Джованни Франческо Барбьери. Мадонна с Младенцем
Джованни Франческо Барбьери. Мадонна с Младенцем. Середина 1640-х годов. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Гверчино написал картину «Мадонна с Младенцем» в середине 1640-х годов, в период творческой зрелости. В ней встречаются характерные для работ того времени тип лица Мадонны, легкий наклон головы и мягко написанные глубокие тени. Мастерство художника проявилось в аранжировке складок, увлекающих причудливой игрой и наполняющих картину движением внутренней жизни. Горячим поклонником творчества Гверчино был Диего Веласкес, считавший болонского мастера одним из выдающихся колористов, а среди русских художников его произведения высоко ценил Александр Бенуа.

Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель: «У картины “Мадонна с Младенцем” Гверчино непростая судьба. Приобретение музеем произведения столь высокого уровня — уже само по себе событие. Однако в данном случае это еще и возвращение работы в музейный фонд России, где она находилась более ста лет: вначале в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а затем в Румянцевском музее в Москве. Возвращаясь в музейное собрание, картина Гверчино обретает свое законное место в истории искусства».

ГМИИ им. А.С. Пушкина, один из крупнейших музеев страны, регулярно расширяет свою коллекцию, приобретая уникальные памятники культуры. Но не все они сразу попадают в постоянную экспозицию. Именно поэтому Пушкинский музей открыл свои запасники и начал знакомить посетителей с выдающимися произведениями искусства.

В серии «Новые шедевры Пушкинского» уже были показаны магический жезл — уникальный памятник древнеегипетского искусства эпохи Среднего царства (XXI–XVIII века до н. э.), «Портрет офицера» выдающегося французского живописца, великого портретиста эпохи Людовика XIV Никола де Ларжильера, рисунок «Два мексиканца» одного из ведущих мастеров Парижской школы Леонара Фужиты (Цугухару Фудзиты), а также самая большая гравюра, когда-либо выполненная по рисункам Питера Брейгеля Старшего, «Морское сражение в Мессинском проливе».

Все показы сопровождают образовательная и экскурсионная программы, которые представляют экспонаты в широком историческом и культурном контексте.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
26.08.2025

Логотип ГМИИ им. ПушкинаГосударственный му­зей изобра­зи­тель­ных искусств имени А.С. Пушкина – му­зейный комп­лекс, обла­дающий одним из крупнейших в Рос­сии ху­доже­ствен­ных собраний за­рубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700000 па­мятников, создан­ных мастерами раз­ных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произ­веде­ния ми­ровой жи­вописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других в­ыдающих­ся ху­дожников. Все­мирно из­вестна кол­лекция фран­цузского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, По­ля Го­гена, Вин­сента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Госу­дарствен­ный центр со­вре­менного ис­кусства с фи­лиалами во Вла­дикавказе, Ека­теринбурге, Ка­лининграде, Нижнем Нов­городе, Санкт-Пе­тербурге и Томске.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Главное здание (Волхонка, 12), Белый пол (площадка перед залом 7)

2–14 сентября 2025 г.

Купить билет в Пушкинский музей

Магический жезл в Пушкинском

Никола де Ларжильер. Портрет офицера

Два мексиканца Леонара Фужиты

Морское сражение в Мессинском проливе работы Брейгеля

__________________

 Обсуждение материала >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы