Государственная Третьяковская галерея представляет выставочный проект российского живописца и графика Юрия Николаевича Ларина. В экспозицию войдут живописные и акварельные работы художника, а также документальный раздел. Выставка включает в себя произведения 1970–2010-х годов из фондов Третьяковской галереи, собрания семьи художника и частной коллекции семьи Дмитрия Владимировича Сарабьянова.
Юрий Ларин. Живопись предельного состояния
- Ларин Ю.Н. Цветущее дерево. 2002. Собрание семьи художника
- Ларин Ю.Н. Барки. 2003. Из серии «Сан-Поль-де-Мар». Собрание семьи художника
- Ларин Ю.Н. Сосна в Ниде. 2002. Из серии «Нида». Третьяковская галерея
Примечательна судьба самого художника.
Юрий Николаевич Ларин (с 1938 г. — Юрий Борисович Гусман; 8 мая 1936, Москва — 15 сентября 2014, Москва) — российский художник, живописец и график; член Союза художников СССР (1977). Серебряная медаль Академии художеств (2001).
Юрий Ларин родился в семье видного государственного деятеля Николая Бухарина (27 сентября [9 октября] 1888, Москва — 15 марта 1938, Коммунарка, Московская область) и Анны Лариной (1914—1996). С 1938 по 1946 год после ареста родителей воспитывался в семье родственников — Бориса Израилевича Гусмана и его жены Иды Григорьевны (родной тети Анны Лариной); после их ареста с десятилетнего возраста — в детском доме под Сталинградом.
«…Искусство Ларина раскрывается не сразу: оно негромко, замкнуто и подчёркнуто неэмоционально. Его безлюдные пейзажи, погружённые в тишину и одиночество, приглашают к молчаливому меланхолическому созерцанию; эта природа как бы не требует зрительского соучастия… Диалог художника с природой выглядит как монолог самой природы — эстетически организованной, — но чувство автора спрятано за абсолютностью этой организации. …кроме темы чисто пейзажной, здесь есть и тема художнической рефлексии, и тема самого искусства как механизма творческого преображения натуры, как способа гармонизации мира. …Отбрасывая детали, идя на смелые пластические деформации, Ларин обнажает „душу“ ландшафтного вида».
Г. Ельшевская. Журнал «Советская графика», № 9, 1985
В 1958 окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт. В 1958—1960 работал инженером-гидротехником на строительстве Саратовской ГЭС и в проектных организациях. В 1960 начал заниматься в Заочном народном университете искусств им. Н. К. Крупской на факультете рисунка и живописи. В 1965—1970 учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское), на факультете художественного конструирования (промышленный дизайн). Как профессиональный художник начал работать в начале 1970-х годов. С 1970 по 1986 преподавал в Московском художественном училище Памяти 1905 года. С 1972 года Ю. Ларин участвовал в московских, российских и всесоюзных выставках. В 1977 году стал членом МОСХ СССР. В 1982 году состоялась первая персональная выставка Ю. Ларина в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой (совместно с художником Евгением Николаевичем Кравченко (1937–2010). В 1987 году — первая персональная выставка за рубежом: выставка акварелей в галерее «Books&Company Art», Нью-Йорк, США. В 1989 году состоялась персональная выставка в Центральном доме художника на Крымском валу.
В 1988 году Н.И. Бухарин был реабилитирован и Ю. Ларин поменял отчество «Борисович» на «Николаевич».
В 1980 в письме Витторио Страда обосновал свой художественный метод, впоследствии названный им концепцией предельного состояния. Оставил преподавание после тяжёлой болезни (1985), приведшей к утрате движений в правой руке. С 1986 работал только левой рукой. (Прим. ред. на основании данных Википедии).
- Ларин Ю.Н. Малаховка. Выход из вод. 2012. Собрание семьи художника
- Ларин Ю.Н. Сосна. 1985. Из серии «Пейзажи Прибалтики». 1979-1990. Третьяковская галерея
- Ларин Ю.Н. Сад. 2000. Собрание семьи художника
Юрий Ларин сформулировал собственный метод, названный им концепцией предельного состояния, к середине 1970-х. Цель своей работы художник видел в том, чтобы «борьба с изобразительностью за музыкальность», происходящая на холсте или бумаге, была доведена до того предела, когда музыкальное начало в живописи начинает брать верх, но не уничтожает изобразительное. При всей дальнейшей трансформации взглядов этот принцип оставался для Ларина основополагающим.
Первая выставка Юрия Ларина в Третьяковской галерее призвана дать представление о пути, пройденном художником в стремлении утвердить и обогатить нюансами ту концепцию предельного состояния, что была когда-то им задекларирована.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 30.09.2024
Третьяковская галерея
Новая Третьяковка, Москва, Крымский вал, 10, зал 38
с 11 октября 2024 г.
Купить билет в Третьяковскую галерею
10 октября 2024 г.
- Юрий Ларин. Цветущие яблони в Коломенском. 1993. ГТГ
- Юрий Ларин. Весна в Коломенском. 1992. ГТГ
- Юрий Ларин. Церковь Вознесения в Коломенском. 1996. ГТГ
- Юрий Ларин. Художник Женя Коробейников. 1998. ГТГ
- Юрий Ларин. Оля в розовом. 2009. Собрание семьи художника, Москва
- Юрий Ларин. Река Воря. Из серии «Подмосковье». 1978. Собрание семьи художника, Москва
- Юрий Ларин. Гора с двумя облаками. 1983. Собрание семьи художника, Москва
- Юрий Ларин. После болезни. Автопортрет. 1998. ГТГ
- Юрий Ларин. Коля в карнавальном костюме. 1981. Собрание семьи художника, Москва
Третьяковская галерея
Новая Третьяковка, Москва, Крымский вал, 10, зал 38
с 11 октября 2024 г.
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________