Юрий Ларин

Юрий Ларин, художник, сын Николая Бухарина

in Новости музеев 1065 views

Государственная Третьяков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­ста­воч­ный проект рос­сий­ско­го жи­во­пис­ца и гра­фи­ка Юрия Ни­ко­лае­ви­ча Ла­ри­на. В экс­по­зи­цию вой­дут жи­во­пис­ные и ак­ва­рель­ные ра­бо­ты ху­дож­ни­ка, а так­же до­ку­мен­таль­ный раз­дел. Выстав­ка вклю­чает в себя произ­ведения 1970–2010-х го­дов из фон­дов Третья­ков­ской галереи, собра­ния семьи ху­дож­ника и ча­ст­ной коллекции семьи Дмитрия Вла­димировича Сарабьянова.

Юрий Ларин. Живопись предельного состояния

  • Ларин Ю.Н. Цветущее дерево. 2002. Собрание семьи художника
  • Ларин Ю.Н. Барки. 2003. Из серии «Сан-Поль-де-Мар». Собрание семьи художника
  • Ларин Ю.Н. Сосна в Ниде. 2002. Из серии «Нида». Третьяковская галерея

Примечательна судьба самого художника.

Юрий Николаевич Ларин (с 1938 г. — Юрий Борисович Гусман; 8 мая 1936, Москва — 15 сентября 2014, Москва) — российский художник, живописец и график; член Союза художников СССР (1977). Серебряная медаль Академии художеств (2001).

Юрий Ларин родился в семье видного государственного деятеля Николая Бухарина (27 сентября [9 октября] 1888, Москва — 15 марта 1938, Коммунарка, Московская область) и Анны Лариной (1914—1996). С 1938 по 1946 год после ареста родителей воспитывался в семье родственников — Бориса Израилевича Гусмана и его жены Иды Григорьевны (родной тети Анны Лариной); после их ареста с десятилетнего возраста — в детском доме под Сталинградом.

«…Искусство Ларина рас­кры­вает­ся не сра­зу: оно не­гром­ко, замк­ну­то и под­чёрк­нуто не­эмо­цио­наль­но. Его без­люд­ные пей­зажи, по­гру­жён­ные в ти­ши­ну и оди­но­че­ст­во, при­гла­шают к мол­ча­ли­во­му ме­лан­хо­личе­скому созерцанию; эта природа как бы не требует зри­тель­ского со­учас­тия… Диа­лог ху­дож­ника с при­ро­дой вы­гля­дит как мо­но­лог са­мой при­ро­ды — эс­те­ти­чес­ки ор­га­ни­зо­ван­ной, — но чувство ав­то­ра спря­та­­но за аб­со­лют­нос­тью этой ор­га­ни­за­ции. …кро­ме те­мы чис­то пей­заж­ной, здесь есть и те­ма ху­дож­ни­че­ской реф­лек­сии, и тема самого искус­ства как ме­ха­низ­ма твор­чес­кого преобра­же­ния на­ту­ры, как спо­соба гар­мо­ни­за­ции ми­ра. …От­бра­сы­вая де­та­ли, идя на сме­лые плас­ти­че­ские де­фор­мации, Ла­рин об­на­жает „душу“ ланд­шафтного вида».

Г. Ельшевская. Журнал «Советская графика», № 9, 1985

В 1958 окон­чил Но­­вочеркасский ин­же­нер­но-ме­лио­ра­тив­ный ин­сти­тут. В 1958—1960 ра­ботал ин­же­нером-гидро­­техником на строительстве Саратовской ГЭС и в проект­ных организациях. В 1960 начал заниматься в Заочном народном универ­си­те­те ис­кус­ств им. Н. К. Круп­ской на фа­культете рисунка и живописи. В 1965—1970 учил­ся в Московском высшем худо­жествен­но-про­­мыш­лен­ном училище (быв­шее Стро­гановское), на фа­культете ху­до­жествен­ного кон­­ст­руи­ро­ва­ния (про­мыш­­лен­ный дизайн). Как про­фес­сиональ­ный ху­дожник начал работать в начале 1970-х годов. С 1970 по 1986 пре­пода­вал в Мос­ковском ху­­до­жественном учи­ли­ще Памяти 1905 года. С 1972 го­да Ю. Ла­рин уча­ст­вовал в мос­ков­ских, рос­сийских и все­союзных выставках. В 1977 году стал членом МОСХ СССР. В 1982 году состоялась первая пер­сональная выставка Ю. Ла­ри­на в Мос­ков­ском драматическом театре им. М.Н. Ер­мо­ло­вой (совместно с художником Евгением Ни­колаеви­чем Крав­ченко (1937–2010). В 1987 го­ду — первая персональная выставка за рубежом: выставка акварелей в галерее «Books&Com­pany Art», Нью-Йорк, США. В 1989 году сос­тоя­лась пер­сональная выставка в Центральном доме художника на Крым­ском валу.

В 1988 году Н.И. Бу­харин был реа­би­ли­ти­ро­ван и Ю. Ларин по­менял от­чество «Бо­рисович» на «Ни­колаевич».

В 1980 в письме Вит­торио Страда обосновал свой художественный метод, впоследствии названный им концепцией предельного состояния. Оставил пре­по­давание после тяжёлой болезни (1985), приведшей к утрате движений в правой руке. С 1986 работал только левой рукой. (Прим. ред. на основании данных Википедии).

  • Ларин Ю.Н. Малаховка. Выход из вод. 2012. Собрание семьи художника
  • Ларин Ю.Н. Сосна. 1985. Из серии «Пейзажи Прибалтики». 1979-1990. Третьяковская галерея
  • Ларин Ю.Н. Сад. 2000. Собрание семьи художника

Юрий Ларин сформулировал соб­ст­вен­ный ме­тод, на­зван­ный им кон­цепцией пре­дельного сос­тоя­ния, к се­ре­ди­не 1970-х. Цель своей работы ху­дожник видел в том, чтобы «борьба с изо­бра­зи­тель­ностью за му­зы­каль­ность», про­ис­хо­дя­щая на холсте или бумаге, была доведена до того предела, когда музыкальное начало в живописи начинает брать верх, но не унич­тожает изо­бра­зительное. При всей дальнейшей трансформации взгля­дов этот прин­цип оставался для Л­арина ос­новополагающим.

Ларин Ю.Н. Трой. 2002. Собрание семьи художника
Ларин Ю.Н. Трой. 2002. Собрание семьи художника

Первая выставка Юрия Ларина в Третья­ковской га­лерее приз­вана дать пред­ставление о пути, пройденном художником в стремлении утвердить и обо­гатить нюан­сами ту кон­цеп­цию пре­дель­ного состояния, что была когда-то им за­декларирована.

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
30.09.2024

 

Третьяковская галерея

Новая Третьяковка, Москва, Крымский вал, 10, зал 38

с 11 октября 2024 г.

Купить билет в Третьяковскую галерею

Третьяковская галерея 2024

__________________

 В Телеграмм >>> 

Рекомендуем

ЛЕНИН

Выставка «ЛЕНИН»

Выставочный проект Исто­ри­чес­кого му­зея по­свя­щён лич­нос­ти В.И. Ленина — од­ного из са­мых
Передвижники

Передвижники в Третьяковке

Центральный выставочный проект Третья­ков­ской га­лереи 2024 года по­свя­щён твор­­чес­кой дея­­тель­нос­ти ху­­дож­­ни­ков — чле­нов
Линия. Штрих. Пятно. ГРМ

Линия. Штрих. Пятно

Экспозиция Русского музея с 4 октября по­зна­ко­мит с вы­даю­щи­ми­ся про­из­ве­де­ния­ми, ко­то­рые ред­ко
Пушкин у Тропинина

Пушкин у Тропинина

Сегодня в Музее В.А. Тропи­нина к 225-ле­тию со дня рож­дения А.С. Пуш­кина от­крыт
Перейти К началу страницы