Уникальный по замыслу и блестящий по исполнению цикл видов монастырей и крепостей создал в 1950-е – 1980-е годы известный архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов. Среди них: Соловецкий монастырь, Псково-Печерская лавра, Саввино‑Сторожевский монастырь, Нило-Столобенская пустынь, московские обители, а также Новгородский Детинец, Псковский Кром и другие ансамбли. Хамцов был не только одним из ведущих специалистов Центральных научно‑реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), но и великолепным рисовальщиком, мастерски обращавшимся как с пером и тушью, так и с фломастером.
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку, посвящённую творчеству архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова (1914-1994).
Точка зрения.
К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры: «Жанр панорамы существует в изобразительном искусстве не одно столетие, и произведения, фиксирующие мир с недоступной человеку точки зрения, неизменно вызывают интерес и восхищение. Источником вдохновения для кураторов выставки послужили панорамы прославленных русских архитектурных ансамблей Алексея Хамцова, виртуозно исполненные и документально достоверные. В итоге получился многослойный и зрелищный проект. Посетителей ждут эффектные сопоставления панорамных изображений разных эпох, вдумчивый разговор об архитектурной реставрации и незабываемое визуальное путешествие по прекраснейшим местам нашей страны».
Серия работ Алексея Ивановича Хамцова побудила кураторов выставки представить величие ансамблей, красоту их архитектурно-ландшафтных комплексов глазами людей трех исторических эпох. Во-первых, это — «точка зрения» самого Хамцова, советского архитектора-реставратора; далее — парадные виды на гравюрах и литографиях XIX века, известных и всеми любимых, как воспоминание о лучших днях этих архитектурных ансамблей; и, наконец, съемка с дрона, выполненная фотографом Музея архитектуры Сергеем Шандиным и другими мастерами, дающая новый, ни с чем не сравнимый опыт познания архитектуры с помощью современной техники как взгляд с высоты наших дней.
Татьяна Дудина, заведующая Отделом архитектурно‑графических фондов XVIII‑XIX веков, куратор выставки: «Мы не сомневаемся, что выполненные Алексеем Ивановичем Хамцовым виды монастырей и крепостей будут «отслеживаться» посетителями выставки отдельно как блистательные образцы графического мастерства. В наше время, когда рукотворное искусство все чаще уходит в тень компьютерных технологий, рисунки Хамцова поднимаются на недосягаемую высоту и вызывают искреннее восхищение».
В год 110-летия со дня рождения Алексея Ивановича Хамцова музей ставит перед собой важную цель – представить его посетителям выставки в разных ипостасях профессиональной деятельности. В первую очередь – как реставратора памятников архитектуры, чему посвящен раздел на втором этаже Флигеля «Руина». Вернувшись с фронтов Великой Отечественной войны, где он был награждён медалями и орденами за боевые заслуги, Хамцов занимался восстановлением кремля древнего Пскова. В сложное послевоенное время ему оказалось под силу справиться с многими, казавшимися неразрешимыми, проблемами этого памятника, благодаря здравому и благожелательному отношению к выдающемуся сооружению русской архитектуры.
Ещё один раздел выставки посвящён реставрации Хамцовым стен и башен Московского Кремля, к которой он приступил в конце 1940-х годов. Целью всех реставрационных работ этого периода было скорейшее восстановление памятников архитектуры государства-победителя. Тогда впервые в реставрационной практике был использован метод стереофотограмметрии, что позволило провести обмеры в невероятно короткие сроки. Хамцов, как человек систематического склада ума, рациональный и педантичный, был в этом деле незаменим. В 1970-х годах наступил новый этап реставрации кремлёвских стен и башен, и трудами Хамцова в Кремле была разработана четкая, методически выверенная система ведения проектной, рабочей и отчётной документации. «Точка зрения» автора показана и в этом разделе: здесь представлена выполненная Хамцовым графическая серия реконструкций стен и башен Кремля на разные исторические периоды, перекликающаяся с широко известными работами, созданными Аполлинарием Васнецовым. Хамцов создает свой, более строгий, но не менее убедительный историко‑художественный образ Московского Кремля, свой вариант визуализации истории.
Свой досуг Алексей Хамцов также отдавал Москве: в 1960-1980-х годах он создал множество рисунков с видами известных московских памятников архитектуры, часть из которых демонстрируются на выставке.
В середине 1960-х годов Хамцов стал одним из первопроходцев в освоении фломастера как средства художественной выразительности
Наконец, на выставке представлены рисунки архитектора, выполненные во время служебных поездок и личных путешествий по России и разным странам, причем их география весьма обширна: Прибалтика, европейские государства и даже Шпицберген. Ему были равно подвластны любые графические техники – карандаш, акварель, мелки. А в середине 1960-х годов Хамцов стал одним из первопроходцев в освоении фломастера как средства художественной выразительности.
Последний раздел выставки, расположенный на третьем этаже выставочного пространства, посвящён фотографическим работам, выполненным фотографом Музея архитектуры Сергеем Шандиным, известным мастером и путешественником, лауреатом всероссийских и международных конкурсов фотографии. Это виды тех же монастырей, которые запе/чатлел Хамцов, но снятые с дрона. Сергей Шандин возрождает в музее традицию фотоэкспедиций для сохранения образов памятников русского зодчества. Фотосъёмки с дрона открывают совершенно уникальный, ни с чем не сравнимый опыт познания архитектуры. Сергей Шандин стал одной из движущих сил выставочного проекта «Точка зрения», показывающего разнообразные памятники архитектуры с точки, недоступной рядовому человеку, – с высоты птичьего полёта.
Сергей Шандин, фотограф Музея архитектуры, автор фото и видео: «Процесс работы над проектом «Точка зрения» был непростым, но очень интересным. Съемка с дрона позволяет увидеть архитектуру с необычного ракурса, который невозможно получить при съемке с земли. Это почти как в легенде о граде Китеже, скрытом от глаз: мы можем увидеть то, что прежде не видели глаза человека, и было доступно только птицам. На выставке посетители могут сами посмотреть эти снимки, и полюбоваться на древнюю архитектуру с высоты. А представленные в экспозиции гравюры и рисунки Алексея Ивановича Хамцова позволяют нам посмотреть еще и сквозь время».
Алла Семерзина, заведующая Отделом оцифровки фондов и создания баз данных, куратор выставки: «Нашу выставку можно рассматривать и как оммаж творчеству Хамцова-графика. Современные технологии открывают перед нами огромные возможности. То, что авторы‑рисовальщики в предыдущие годы могли по большей части только представить, мы видим своими глазами. Пускай и через объектив камеры дрона».
На выставке представлено более 100 подлинных работ в разных техниках, часть из которых экспонируются впервые: гравюры XVIII-XIX веков, работы Хамцова, современные фотографии.
Кураторы:
Татьяна Дудина, заведующая Отделом архитектурно-графических фондов XVIII‑XIX вв. Музея архитектуры имени А.В. Щусева;
Алла Семерзина, заведующая Отделом оцифровки фондов и создания баз данных Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Отдел по связям с общественностью Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева 27.03.2024
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Флигель «Руина»
119019 Москва, ул. Воздвиженка, 5/25
3 апреля – 9 июня 2024 г.
Купить билет в Музей архитектуры имени А.В. Щусева
__________________
>>><<<