Архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Хамцова

in Новости музеев 685 views

Уникальный по замыслу и блестящий по исполнению цикл видов монастырей и крепостей создал в 1950-е – 1980-е годы известный архитектор-рес­тавратор Алексей Иванович Хамцов. Среди них: Соловецкий монастырь, Псково-Печерская лавра, Сав­вино‑Сторо­жев­ский монастырь, Нило-Столобенская пустынь, московские обители, а также Новгородский Детинец, Псковский Кром и другие ансамбли. Хамцов был не только одним из ведущих специалистов Цент­ральных науч­но‑рес­­тав­ра­цион­ных проектных мас­тер­ских (ЦНРПМ), но и вели­ко­леп­ным рисо­валь­щиком, мастерски обра­щавшим­ся как с пером и тушью, так и с фломастером.

Государственный науч­но-иссле­до­­ватель­ский музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку, посвящённую твор­честву архи­тек­тора-рес­тавра­тора Алексея Ивановича Хамцова (1914-1994).

Точка зрения.
К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры: «Жанр панорамы существует в изобразительном искусстве не одно столетие, и произведения, фиксирующие мир с недоступной человеку точки зрения, неизменно вызывают интерес и восхищение. Источником вдохновения для кураторов выставки послужили панорамы прослав­лен­ных русских архитектурных ансамблей Алексея Хамцова, виртуозно исполненные и документально достоверные. В итоге получился много­слойный и зрелищный проект. Посетителей ждут эффектные сопо­ставления пано­рамных изображений разных эпох, вдумчивый раз­говор об архи­тектурной реставрации и незабываемое визуальное путешествие по прекраснейшим местам нашей страны».

Архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов
Архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов

Серия работ Алексея Ивановича Хамцова побудила кураторов выставки представить величие ансамблей, красоту их архи­тектур­но-ланд­шафтных комплексов глазами людей трех исторических эпох. Во-первых, это — «точка зрения» самого Хамцова, совет­ского архи­тектора-рес­тавратора; далее — парадные виды на гравюрах и лито­графиях XIX века, известных и всеми любимых, как воспоминание о лучших днях этих архи­тектур­ных ансамблей; и, наконец, съемка с дрона, выполненная фотографом Музея архи­тектуры Сергеем Шандиным и другими мастерами, дающая новый, ни с чем не сравнимый опыт познания архитектуры с помощью современной техники как взгляд с высоты наших дней.

Татьяна Дудина, заведующая Отделом архи­тек­тур­но‑гра­фи­чес­ких фондов XVIII‑XIX ве­ков, куратор выставки: «Мы не сомневаемся, что выпол­­ненные Алексеем Ивановичем Хамцовым виды монастырей и крепостей будут «отсле­живаться» посе­тите­лями выставки отдельно как блистательные образцы графического мастерства. В наше время, когда рукотворное искусство все чаще уходит в тень компьютерных тех­нологий, рисунки Хамцова поднимаются на недо­сягаемую высоту и вызывают искреннее восхищение».

В год 110-летия со дня рождения Алексея Ивановича Хамцова музей ставит перед собой важ­ную цель – представить его посетителям выставки в разных ипостасях профессиональной деятельности. В первую очередь – как реставратора памятников архитектуры, чему посвящен раздел на втором этаже Флигеля «Руина». Вернувшись с фронтов Великой Отечественной войны, где он был награждён медалями и орденами за боевые заслуги, Хамцов занимался восстановлением кремля древнего Пскова. В сложное послевоенное время ему оказалось под силу справиться с многими, казавшимися неразрешимыми, проблемами этого памятника, благодаря здравому и благо­желательному отношению к выдающемуся сооружению русской архитектуры.

Ещё один раздел выставки посвящён реставрации Хамцовым стен и башен Московского Кремля, к которой он приступил в конце 1940-х годов. Целью всех рестав­рацион­ных ра­бот это­го периода было скорейшее восстановление памятников архи­тек­туры госу­дарства-побе­дителя. Тогда впервые в рестав­рацион­ной практике был использован метод стерео­фотограм­метрии, что позволило провести обмеры в невероятно короткие сроки. Хамцов, как человек система­тического склада ума, рациональный и педантичный, был в этом деле незаменим. В 1970-х годах наступил новый этап реставрации кремлёвских стен и башен, и трудами Хамцова в Кремле была разработана четкая, методически выверенная система ведения проектной, рабочей и отчётной документации. «Точка зрения» автора показана и в этом разделе: здесь представлена выполненная Хамцовым графическая серия реконструкций стен и башен Кремля на разные исто­рические периоды, пере­кликаю­щаяся с широко известными работами, созданными Аполлинарием Васнецовым. Хамцов создает свой, более строгий, но не менее убеди­тельный историко‑ху­дожествен­ный образ Московского Кремля, свой вариант визуализации истории.

Свой досуг Алексей Хамцов также отдавал Москве: в 1960-1980-х годах он создал множество рисунков с видами известных московских памятников архитектуры, часть из которых демонстрируются на выставке.

В середине 1960-х годов Хамцов стал одним из перво­проход­цев в освое­нии фломастера как сред­ства худо­жествен­ной выра­зитель­ности

Наконец, на выставке представлены рисунки архитектора, выполненные во время служебных поездок и личных путешествий по России и разным странам, причем их география весьма обширна: Прибалтика, европейские государства и даже Шпицберген. Ему были равно подвластны любые гра­фичес­кие техники – карандаш, акварель, мелки. А в середине 1960-х годов Хамцов стал одним из перво­проходцев в освое­нии фломастера как средства худо­жествен­­ной вы­разитель­ности.

Архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов
Архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов

Последний раздел выставки, распо­ложен­ный на третьем этаже выста­вочного пространства, по­свя­щён фотогра­фическим работам, выполненным фотографом Музея архитектуры Сергеем Шандиным, известным мастером и путеше­ствен­ником, лауреатом всерос­сийских и меж­дународных конкурсов фотографии. Это виды тех же монастырей, которые запе­/чатлел Хамцов, но снятые с дрона. Сергей Шандин возрождает в музее традицию фото­экспедиций для сохранения образов памятников русского зодчества. Фотосъёмки с дрона открывают совершенно уникальный, ни с чем не сравнимый опыт познания архитектуры. Сергей Шандин стал одной из движущих сил выставочного проекта «Точка зрения», пока­зывающего разно­образные памятники архитектуры с точки, недоступной рядовому человеку, – с высоты птичьего полёта.

Сергей Шандин, фотограф Музея архитектуры, автор фото и видео: «Процесс работы над проектом «Точка зрения» был непростым, но очень интересным. Съемка с дрона позволяет увидеть архитектуру с необычного ракурса, который невозможно получить при съемке с земли. Это почти как в легенде о граде Китеже, скрытом от глаз: мы можем увидеть то, что прежде не видели глаза человека, и было доступно только птицам. На выставке посетители могут сами посмотреть эти снимки, и полю­боваться на древнюю архитектуру с высоты. А пред­ставлен­ные в экспозиции гравюры и рисунки Алексея Ивановича Хамцова позволяют нам посмотреть еще и сквозь время».

Алла Семерзина, заведующая Отделом оцифровки фондов и создания баз данных, куратор выставки: «Нашу выставку можно рас­сматривать и как оммаж творчеству Хамцова-графика. Совре­менные технологии открывают перед нами огромные возможности. То, что авторы‑ри­соваль­щики в пре­дыдущие годы могли по большей части только представить, мы видим своими глазами. Пускай и через объектив камеры дрона».

На выставке представлено более 100 подлинных работ в разных техниках, часть из которых экспонируются впервые: гравюры XVIII-XIX веков, работы Хамцова, современные фотографии.

Кураторы:

Татьяна Дудина, заве­дующая Отделом архи­тектурно-гра­фических фондов XVIII‑XIX вв. Музея архи­тектуры имени А.В. Щусева;

Алла Семерзина, заве­дующая Отделом оци­фровки фондов и создания баз данных Музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Отдел по связям с общественностью
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
27.03.2024

Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Флигель «Руина»

119019 Москва, ул. Воздвиженка, 5/25

3 апреля – 9 июня 2024 г.

Купить билет в Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Музей архитектуры им. А.В. Щусева 2024

__________________

>>><<<