Степан Петрович Яремич

Степан Петрович Яремич. 1869–1939

in Новости музеев 2376 views

Русский музей 3 августа в Садовом вес­ти­бю­ле Михайловского дворца открывает выставку «Степан Петрович Яремич. 1869–1939», по­свя­щён­ную жиз­ни и творчеству известного художника и дея­те­ля культуры первой трети ХХ века. Яремич внёс весомый вклад в расширение собрания Русского музея. Располагая коллекцией его произведений, Русский музей в год своего 125-летия открывает выставку в память об этом незаурядном человеке. Новая экспозиция впервые представит более 20 произведений мастера, включая живописные и гра­фи­ческие работы. Они будут дополнены архивными документами и информационными материалами.

Среди деятелей отечественной культуры, внесших важнейший вклад в развитие Русского музея, особое место принадлежит Степану Яремичу. С 1917 по 1934 год он был членом Совета Художественного отдела музея и принимал активное участие в пополнении его коллекции. В историю русской культуры Яремич вошёл также как самобытный художник, талантливый историк искусства и художественный критик.

Яремич С.П. Автопортрет. 1900-е. ГРМ
Яремич С.П. Автопортрет. 1900-е. ГРМ

Выставка представляет 5 живописных работ  Яремича и 17 графических произведений. Среди них – книжная графика, портреты известных личностей, виды Санкт-Петербурга, Парижа, Крыма. Камерная экспозиция позволит зрителям получить представление о наследии художника, чья профес­сио­наль­ная и твор­ческая жизнь была плотно переплетена с художественной жизнью России в целом. Об основных этапах становления мастера, его достижениях и влиянии на развитие русской культуры посетители смогут узнать, ознакомившись с бесценными архивными документами и информационными материалами.

Яремич С.П. Пейзаж. Париж. 1904. ГРМ
Яремич С.П. Пейзаж. Париж. 1904. ГРМ

Творческий путь Степана Яремича начался со знакомства с великими мастерами русской живописи — Михаилом Врубелем и Николаем Ге. В 1888 году художник, еще учившийся в киевской рисовальной школе, помогал Врубелю в работе над орнаментальным оформлением стен Владимирского собора. Также он подолгу жил на хуторе у своего учителя Ге, где написал живописные произведения, которые можно будет увидеть на выставке («В лесу. (На хуторе Н.Н. Ге в Черни­говской губернии)», 1898). Тогда же с разрешения Льва Толстого Яремич посетил Ясную Поляну и сделал несколько набросков («Лев Толстой, рисунок с натуры», 1897).

  • Яремич С.П. Екатерининский канал в Петербурге. 1908. ГРМ
  • Яремич С.П. Крюков канал в белую ночь. Петербург. 1908. ГРМ

Впоследствии благодаря Врубелю Яремич познакомился с худож­никами «Мира искусства». Как художественный критик, историк искусства и ху­дожник-офор­митель Яремич работал в журналах «Мир искусства» и «Художественные сокровища России». Среди разнообразия его графических произведений выделяются портретные зарисовки друзей и соратников по «Миру искусства». Портреты Александра Бенуа 1902 и 1904 годов будут показаны на выставке.

Начиная с 1902 года, Яремич сотрудничал с издательством «Общины святой Евгении Красного Креста». Он исполнил ряд заказов, среди которых самые ранние — Обложка для альбома «Музей императора Александра III», состоящего из 12 отдельных фототипий (1903), и Обложка для набора открыток «Пётр I», изданных в 1903 году к 200-летию Санкт-Петербурга. Хранящиеся в собрании Русского музея эскизы войдут в состав камерной экспозиции.

С 1904 по 1908 гг. Яремич жил и работал во Франции, посещал Италию. Он изображал исторически значимые места Парижа и окрестностей («Пейзаж. Париж», 1904, «Лев в Люксембургском саду», 1907, «Пруд в саду Тюильри», 1904-1908). В парижский период сложился стиль пейзажей худож­ника. Посетители выставки смогут оценить его самобытную живописную манеру.

По возвращении в Петербург Яремич собрал материал о Михаиле Врубеле и в 1911 году выпустил монографию о своем учителе и друге. Он написал также книги и статьи об Александре Бенуа, Константине Сомове, Николае Рерихе, Валентине Серове и Павле Чистякове. В 1930 году Яремич издал книгу «Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка» со своими примечаниями. Именно Николая Ге художник считал своим главным учителем. Один из рисунков, иллюстрировавших эту книгу, сейчас хранится в собрании Русского музея и будет представлен на выставке.

В живописи и графике Яремича важную роль играл город, где он жил и работал – Петербург, Петроград, Ленинград. Экспозиция представит ряд характерных работ художника, посвященных досто­приме­чатель­нос­тям любимого города: «Крюков канал в белую ночь. Петербург», 1908, «Екате­рининский канал в Петербурге», 1908.

Яремич С.П. Зелень. 1897. ГРМ
Яремич С.П. Зелень. 1897. ГРМ

После 1917 года Яремич много и активно работал для сохранения культурных ценностей и развития музейного дела в России. В 1917 он был избран членом Совета художе­ственного отдела Русского музея. С 1919 по 1929 гг. с участием Яремича было проведено 46 аукционов, при этом более 300 произведений искусства передано в дар Русскому музею.

При жизни художника не было организовано ни одной персональной выставки мастера. Единственная выставка состоялась в 1969 году в Научно-ис­следо­ватель­ском музее Академии художеств. Русский музей, стремясь исправить историческую неспра­ведли­вость, познакомит зрителей с самобытным художником на примере его наиболее характерных произведений.

Государственный русский музей

Михайловский дворец

Санкт-Петербург, Инженерная ул., 2-4

3 августа — 9 октября 2023 г.

Пресс-служба ГРМ
23.05.2023

Русский музей реставрирует таганрогские шедевры пострадавшие при взрыве

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы