Униформология >>>

Езучевский Михаил Дмитриевич. © Архив Государственного Дарвиновского музея. Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 297.

Езучевский Михаил Дмитриевич (1879 – 1928), живописец, график, иллюстратор. Сын Д.П. Езучевского и А.А. Езучевской. Детские и юношеские годы провел в Царицыно, где в 1881–1901 жил вместе с родителями на даче (см. ст. Езучевских дача).

После окончания 2-го Московского кадетского корпуса (1900) уволился в запас, решив посвятить себя живописи. Учился в студии Н.А. Мартынова. Художественное образование Езучевский продолжил в парижской Академии Художеств (окончил в 1903). В 1902–1903 совершил путешествие в Испанию, Италию и Марокко, откуда привёз множество набросков и этюдов, над которыми впоследствии продолжал работать. В 1910-е произведения Езучевского начинают экспонироваться на художественных выставках.  В марте 1914 он участвовал в сборной выставке русских художников в московской галерее К.А. Лемерсье вместе с крупными мастерами того времени: А.М. и В.М. Васнецовыми, М.А. Врубелем, И.Е. Репиным. Однако работы молодого художника не остались незамеченными и получили множество положительных отзывов. В 1913–1914 Езучевский опять жил в Париже, посещал Германию. С началом Первой мировой войны вернулся в Россию, был мобилизован в транспортную бригаду. «Ввиду выраженного им желания служить на передовых позициях» был переведён  в 7-ой  гренадерский Самогитский полк, участвовал в военных действиях; награждён боевыми орденами. В 1915–1918 находился в австрийском плену. После освобождения демобилизован по состоянию здоровья.

За несколько лет до войны Езучевский познакомился с Екатериной Васильевной Голиковой, ставшей его гражданской женой. В её  квартире  на Арбате он жил и работал до конца своих дней. В дальнейшем именно её родственники сохранили архив семьи Езучевских.

Езучевский Михаил Дмитриевич. Проект обмундирования ополченца (из коллекции Татьяны и Сергея Подстаницких)

В 1918–1922 Езучевский работал в Комитете по выработке новых форм обмундирования и снаряжения РККА при Всероссийском Генштабе; руководил мастерской по изготовлению рисунков и проектов новых форм обмундирования. В своих эскизах он использовал мотивы древнерусской воинской одежды. Вместе с другими известными художниками (В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, С. Аркадьевский и др.)  участвовал в конкурсе на лучший проект обмундирования РККА, объявленный Наркоматом по военным делам в мае 1918. Представленный Езучевским  проект головного убора красноармейца был близок к утверждённому РВСР.

Езучевский Михаил Дмитриевич. Проект обмундирования в русском стиле 1918 год (из коллекции Татьяны и Сергея Подстаницких)

В первые годы после революции совмещал множество должностей в советских учреждениях;  преподавал в техникуме и в детском доме имени III Интернационала; иллюстрировал детские книги («Приключения доисторического мальчика» д’Эрвильи и др.). Участвовал в художественных выставках: «Русская революция в произведениях художников» (Москва, 1926),  «Красная армия. 1918 – 1923» (Москва, 1932).

По приглашению основателя Дарвиновского музея А.Ф. Котса Езучевский с 1922 работал в музее в качестве художника. Для музея Езучевский создал четыре уникальные серии живописных работ и пастелей (54 работы, часть их незакончена), которые можно объединить под названием «К истории культуры». Самая большая серия (22 работы) посвящена эволюционному учению Дарвина.  Езучевский создавал не просто портреты, а жанровые сцены из жизни крупнейших естествоиспытателей разных времен – Дарвина, Ламарка, Гёте, Линнея, Менделя и др., выбирая значительные моменты в биографиях ученых. Излюбленной техникой художника была пастель, он также часто использовал комбинированные техники: пастель и гуашь, пастель и акварель.

В творческом наследии художника нашли отражение его впечатления от самого счастливого периода в жизни – царицынского. Он возвращался к царицынской теме неоднократно («Водяная мельница в Орехово», «Царицыно ночью» (1920-е), «В Царицыно» (1910)). С друзьями детства и знакомыми он сохранил дружбу на всю жизнь: брат и сестра Б.Н. и М.Н. Клеопины часто навещали его в 1920-е в Москве. А.В. Орешников, друг его родителей, организовал для нуждающегося художника в качестве заказа для Исторического музея портрет Петра I. Тесную связь он поддерживал с В.В. Казанцевым. Приблизительно в 1927–1928 Езучевский вместе с женой и её племянницей, Н.Б. Голиковой, приезжал в Царицыно и посетил Царицынский историко-художественный и краеведческий музей (см. ст. Ленинский краеведческий музей).  Н.Б. Голикова вспоминала, что Езучевский долго беседовал с Казанцевым, а потом  водил их по парку, показывал пруды,  Миловиду,  Нерастанкино, Башню-руину, «нашёл известное ему место, где росли его любимые голубые цветы,  барвинки… Потом мы с Катей (Е.В. Голиковой – авт.) специально ездили туда за этими барвинками, чтобы посадить их на его могиле».

Плен, голод и тревоги первых лет советской власти подорвали здоровье художника. Он умер, не успев завершить многие задуманные для музейной экспозиции работы. Сохранилось также большое количество набросков к иллюстрациям детских книг. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Лит.:  Новикова Н.А. М.Д. Езучевский. Судьба художника // Труды ГДМ. 2003. Вып. 6. С. 179–197; Муцетони В.М. Белый ворон и райские птицы. М., 1988; Сопельняк Б. Рождение будёновки // Родина. 1994. № 2. С.80–83.

Цит. по
© Офицерова Елена Викторовна.
ЕЗУЧЕВСКИЙ Михаил Дмитриевич //
Царицынская иллюстрированная энциклопедия.
Т. 1. Александр I — Кухонный корпус.
— М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 296—298.

«Электронной генеалогическая энциклопедия униформологов и фалеристов»

Униформология >>>

_________________

>>>