Искусствовед Михаил Михайлович Тренихин

Тренихин Михаил Михайлович – искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Sammlung/Коллекция», художник-график, коллекционер-фалерист.

Персональный сайт – trenihin.ru

Михаил ВКонтакте

Родился 20 июня 1988 года в Москве в семье художников. Дед — Борисов Анатолий Викторович (1933—1969), окончил МГАХИ им. В. И. Сурикова (1960), член Союза художников СССР, график. Бабушка — Борисова Галина Алексеевна (1935), окончила МПГУ (бывш. МГПИ им. В. И. Ленина, 1962), член Союза художников СССР, график. Мать — Борисова Татьяна Анатольевна (1962), окончила МГХПА им. Строганова (1988), член Творческого Союза художников РФ, художник-дизайнер, книжный график. Отец — Тренихин Михаил Рюрикович (1957), окончил МГХПА им. Строганова (1988), художник-дизайнер.

Образование

В 2011 году с отличием окончил Государственную академию славянской культуры, присуждена квалификация искусствовед по специальности «Теория и история изобразительного искусства».

В декабре 2015 года — защитил кандидатскую диссертацию «Камерная лирика в московской живописи 1930-х годов («Группа пяти»)» по специальности 17.00.04 — «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура», присуждена учёная степень кандидата искусствоведения. Научный руководитель — доктор искусствознания, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, Почётный член РАХ Игорь Евгеньевич Светлов.

Опыт работы

Галереи / музей / издания

С октября 2011 года по октябрь 2012 года — директор по организации выставок «Галереи на Чистых прудах». Среди наиболее значимых проектов: 50-я юбилейная выставка «Диалог с продолжением» Ольги Булгаковой и Александра Ситникова; выставка «Два мастера» в проекте «Диалоги» — Дмитрий Иконников, Михаил Дронов; «Неизвестный Зарипов» — Аннамухамеда Зарипова.

С ноября 2012 года по февраль 2015 года и с сентября 2015 года по июнь 2017 года — директор Галереи современного искусства фарфора Императорского (Ломоносовского) фарфорового завода.

С ноября 2011 года — член Творческого Союза художников России.

С февраля по июль 2015 года — руководитель музейно-выставочного направления многофункционального комплекса «Кремль в Измайлово». Среди подготовленных проектов: Музей Шоколада, мультимедийный историко-культурный проект «Ожившие газеты. Армия-освободительница» при поддержке Российской государственной библиотеки.

В 2016—2018 годах — член Государственной экзаменационной комиссии в Институте славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина.

Один из авторов Большой российской энциклопедии.

С октября 2017 года – научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно». В качестве куратора подготовил выставку керамической игрушки «Зачем ребёнку медведь?» (2018, реэкспозиция 2019), выставку «Портрет XVIII века: собрание Сергея и Татьяны Подстаницких» (2018), «Нестрашные сказки. Художественное стекло Юлии Мерзликиной» (2019). В качестве секретаря оргкомитета организовал Андреевские научные чтения (2018, 2019, 2021), круглый стол «Авторское ювелирное искусство: вчера, сегодня, завтра» (2022), IV международные Андреевские научные чтения (2023). Секретарь научно-методического совета ГМЗ «Царицыно».

В 2018—2022 годах участвовал в создании Генерального каталога ГМЗ «Царицыно». Автор ряда статей в Царицынскую иллюстрированную энциклопедию.

В 2019—2023 годах читал публичные лекции о наградах Российской империи, СССР и РФ в Государственном Историческом музее, Музее В.А. Тропинина и московских художников, на Международном фестивале «Интермузей-2020», музее Казанской епархии, в ГМЗ «Царицыно».

В феврале 2023 года приглашён в Редакционный Совет журнала «Гербовый курьер» (свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-83641, выдано Роскомнадзором 26.07.2022 года).

Участник проектов межинститутской научной группы «Европейский символизм и модерн».

С 2007 года — участник, в 2016—2021 годах — администратор Интернет-форума «FALERISTIKA.info», объединившего в настоящее время более 36 тысяч коллекционеров и дилеров.

Участник проектов клуба коллекционеров «Искатель», собирающегося в усадьбе «Кузьминки-Люблино».

Преподавательская деятельность

В 2016—2018 годах — член Государственной экзаменационной комиссии в Институте славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина.

С 30 апреля 2021 года по 2 ноября 2022 года — доцент кафедры Культурного наследия Московского государственного института культуры (МГИК). Читал курсы «Фалеристика», «Русская фалеристика», «Основы музеологии». (страница кафедры архив).

26 февраля 2022 года приглашён в качестве председателя жюри Всероссийского фестиваля исследовательских и проектных работ «Вектор» (входит в Перечень мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации на 2021/22 учебный год за №139) на секцию «История и культура». 19 ноября 2022 вновь стал председателем жюри в этой же секции.

В июне 2022 года приглашён в качестве председателя Государственной экзаменационной комиссии в Луганскую государственную академию культуры и искусств имени М. Матусовского. Принял защиты дипломов у 66 бакалавров и 14 магистрантов по направлениям:
— Изящные искусства (Художественная анимация)
— Изящные искусства (Станковая живопись)
— Изящные искусства (Художественно-историческая живопись, иконописание)
— Изящные искусства (Искусство фотографии, фотожурналистика)
— Дизайн (Графический дизайн)
— Дизайн (Дизайн среды)
— Искусство костюма и текстиля

С 1 сентября 2022 года приглашён на должность доцента кафедры теории искусств и эстетики Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского. Читал курс по искусству советского времени до 31 января 2023 года.

С сентября 2023 года — доцент кафедры истории Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет). Читает курсы вспомогательных исторических дисциплин и истории России.

Повышение квалификации:

2021 год — «Обучение безопасным методам и приёмам работы на высоте», 16 часов. АНО ДПО УЦ «Мосстройкадры». Удостоверение № 187-23 от 14 апреля 2021 г.

2021 год — «Инклюзивные практики в сфере культуры и художественного образования», 72 часа. ФГБОУ ВО «МГИК» Удостоверение № 180001493912 от 29 декабря 2021 г.

2022 год — «Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве», 28 часов. АНО ДПО УЦ «Мосстройкадры». Удостоверение № 4707 от 3 марта 2022 г.

2023 год — «Актуальные проблемы геральдического обеспечения управленческой деятельности в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях», 16 часов. ФГБОУ ВО «РГСУ». Удостоверение № 026576-ПК от 16 июня 2023 г.

2023 год — «Использование (применение) средств индивидуальной защиты», 16 часов. АНО ДПО УЦ «Мосстройкадры». Удостоверение № 755-15 от 14 августа 2023 г.

2024 год — «Обучение безопасным методам и приёмам работы на высоте», 16 часов. АНО ДПО УЦ «Мосстройкадры». Удостоверение № 071-22 от 12 февраля 2024 г.

Международные стажировки

В 2008 году стал участником XI этапа Международной миссии «Юность славянского мира», проходившего в трёх польских городах – Белостоке, Гданьске и Варшаве.

В январе 2018 года участвовал в музейной стажировке в Лондоне, в сентябре 2019 — в Дубровнике (The Best best in Heritage).

В составе рабочей группы осуществлял свод и подготовку документации к участию в конкурсе Živa Award 2019 на английском и русском языках, представлял проект жюри при очном посещении ГМЗ «Царицыно», разрабатывал электронную презентацию по заявленной тематике на основании положения о конкурсе и актуальном и инновационном подходе музея.

Готовил документацию для участия ГМЗ «Царицыно» в The European Museum of the Year Award (EMYA-2021), но из-за ограничений в связи с пандемией короновируса участие в конкурсе было перенесено на 2022 год. Представлял проект жюри при очном посещении ГМЗ «Царицыно». ГМЗ «Царицыно» вошёл в шорт-лист EMYA-2022. Однако, 5 марта 2022 года Европейский музейный форум и жюри EMYA сообщили о временной приостановке сотрудничества с российскими музеями.

В 2019 году на Международном симпозиуме по скульптуре «Восхождение-2» в городе Гюмри был председателем научной конференции «Трансформация градостроения в постсоветстком пространстве и во времени».

В ноябре 2021 года по приглашению Академии художеств Узбекистана участвовал в Международной научно-практической конференции «Современное декоративно-прикладное искусство: декор и стиль» в Ташкенте, проходящей в рамках III Международного биеннале декоративного искусства. В марте 2022 года участвовал в международной научно-практической конференции «Прикладное искусство и ремесло Узбекистана: традиции и инновации».

Награды и достижения

Впервые в истории Государственной академии славянской культуры удостоен стипендии Президента Российской Федерации (2010–2011).

Отмечен благодарностями Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ, Дипломатическо-курьерской службы МИД РФ, Музея Космонавтики, Департамента внешнеэкономических связей Правительства Москвы, 154 Отдельного комендантского Преображенского полка, Геликон-оперы, НПФ «Газфонд», МГХПА им. С.Г. Строганова, ГМЗ «Царицыно» и др. Лауреат Вики-премии-2021 «Свободные знания» (англ. Free Knowledge Award). Лауреат IV московского городского конвента «Проксима Центавра – 2022» в номинации «Лучший художник-иллюстратор».

_______________

В сфере научных интересов — коллекционирование и изучение нагрудных знаков, наградных медалей и орденов, балканская фалеристика конца XIX— начала XX века.

Женат. Воспитывает дочь Лию (2014 г.р.) и сына Давида (2020 г.р.).

_______________

Художник-график, иллюстратор ряда книг по истории России, а также изданий писателей-фантастов. Издано около 40 книг с оформлением. За время работы на Императорском фарфоровом заводе также выступил в качестве художника, создал сервиз и серию из восьми декоративных тарелок «Грузинский дневник» (2014), сервиз «Грузинский дневник-2015», семь декоративных тарелок по заказу Правительства Российской Федерации (2016), сервиз «Колокольное семихолмие» (2017).  Разработал серию эскизов для декоративных тарелок для ГМЗ «Царицыно» (2018). Разработал дизайн ювелирно-текстильных коллекций «Город Золотой» (2018) и «Монеты» (2019) для бренда Culture Codes. Разработал эскизы двух декоративных тарелок для Московского музыкального театра «Геликон-Опера» и фирменной чайной пары ГМЗ «Царицыно» (2019; всё для изготовления на АО «ИФЗ»).

ПРИМЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАБОТ

«Грузинский дневник-2015» — сервиз кофейный на шесть персон. Автор росписи Михаил М. Тренихин. Костяной фарфор, надглазурное декорирование, золото. ИФЗ. 2015. Тираж 50 экз.
«Колокольное семихолмие» — сервиз чайный на шесть персон. Автор росписи Михаил М. Тренихин. Фарфор, надглазурное декорирование, золото. ИФЗ. 2017
Знак литературной премии «Карамзинский крест» (2 тип, 1 вариант). Художники М.М. Тренихин, А.А. Сидельников. Фабрика Lüdenscheid (Германия). 2012. Никель, холодные эмали, алюминиевая пятиконечная колодка образца РФ, муаровая лента. Тираж 20 экземпляров. Фото Михаила Тренихина
Тренихин М.М. Тарелки декоративные из серии «Осетры. Посвящение Билибину». Твёрдый фарфор, ручная надглазурная полихромная роспись. Диаметр 240 мм, 175 мм. 2017. Собственность автора, коллекция А.К. Акимова
Юсупов Ю.К., Теплов Ю.Д. Золотая книга рыболова. — М.: Вече, 2005, — 368 с.: ил. Титульный лист и шмуцтитулы работы художника М.М. Тренихина

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

«Книга и фарфор: графика Михаила Тренихина». Государственный литературный музей (Дом И.С. Остроухова). Москва, Трубниковский переулок.
29 августа—13 сентября 2015.

«Москва—Закавказье: фрагменты национального пейзажа». ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры», Москва, Хибинский проезд, дом 6. 3 ноября—31 декабря 2015.

«Credo (творчество и созидание)». ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Институт славянской культуры. Москва, Хибинский проезд, дом 6. 17 ноября—31 декабря 2017.

ПУБЛИКАЦИИ

Основные темы публикаций: искусство, живопись, фарфор, фалеристика, коллекционирование, музеи. Публикации размещены в обратном хронологическом порядке.

С более чем 200 статьями и интервью, подготовленными для журнала Sammlung/Коллекция в 2016—2022 годах можно ознакомиться непосредственно на сайте. Все материалы автора в Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ

2024

Тренихин М.М. ВОВ: награды и герои. О союзных награждениях в годы Великой Отечественной войны // Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы Интернет-газета «Столетие». Дата публикации: 14.03.2024. Режим доступа: https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/vov_nagrady_i_geroi_871.htm [Статья публикуется в рамках мультимедийного издательского проекта «»Возвращение украденных смыслов». Правда о Великой Отечественной войне в англоязычной прессе, 1941 – 1945», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив].

Тренихин М.М. Московская керамика VII — Культурный слой. Диалог с классикой в контексте современного художественного процесса // Культурный слой. Межсекционный выставочный проект Московского союза художников : Каталог выставки / РОО «Московский союз художников». — Москва: 2024. С.5—9.

Тренихин М.М. Эстетика сокольского движения: знаки, открытки, униформа // Дискуссии о символизме в особняке русского модерна. Сборник научных статей по материалам заседаний межинститутской группы «Символизм и модерн / сост. И. Светлов, Л. Марихбейн, С. Колотилина. М.: Историко-культурный комплекс «Особняк купца Носова» РГБМ, 2024. С. 46—51.

2023

Тренихин М.М. Архивация наследия Экспериментального творческо-производственного комбината (ЭТПК) «Воронцово» в государственном музее-заповеднике «Царицыно» // Научно-исследовательская работа в музее: сборник материалов ХХ Всероссийской научно-практической конференции (24 марта 2023 г.) / Под науч. ред. Е. Ю. Пухначевой, В. Г. Ивановой. Москва: МГИК, 2023. С. 34—43.

Тренихин М.М. Фарфор как агитация. Истории столетней давности // Московское наследие, 2023. №5. С. 96—108.

Тренихин М.М. Сервиз «Три века русской усадьбы» и традиция усадебных видов в современном искусстве фарфора // Московское наследие, 2023. №4. С. 104—111.

Тренихин М.М. Сила льва, полёт сокола… Сокольское движение – забытая страница панславизма // Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы Интернет-газета «Столетие». Дата публикации: 19.09.2023. Режим доступа: https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/sila_lva_polot_sokola_996.htm [Статья публикуется в рамках проекта «„Сим победиши!“ Российское общество и армия в моменты испытаний», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив].

Тренихин М.М. Культурный слой. О выставке из цикла «Московская керамика» // Московское наследие, 2023. №3. С. 90—102.

Тренихин М.М. Сокольское движение. Забытая эстетика // Московское наследие, 2023. №2. С. 66—85.

Тренихин М.М. Полёт «Сокола»: символика, знаки, открытки, униформа Сокольского движения // Гербовый курьер, 2023. №2 (3). С. 116—127, 79—80 цветные вкладки.

Тренихин М.М. Балканская россика. По следам ветерана русско-турецкой войны // Московское наследие, 2023. №1. С. 74—81.

Тренихин М.М. Отныне именовать селом Царицыным // Традиции : всероссийский ежеквартальный познавательный журнал. Санкт-Петербург : Союз художников. 2023. № 2. С. 48—53.

Тренихин М.М. Симпозиумы и творческие группы по декоративно-прикладному искусству в системе Союза художников СССР // Декоративное искусство, 2022–2023. №426. С. 84—93.

Тренихин М.М. Советская история в миниатюрах: фалеристика пошагово // Декоративное искусство, 2022–2023. №426. С. 18—23.

2022

Петухова В.В., Тренихин М.М. Организация выставочной деятельности в музее // Культурное наследие. Том 2. Материальное наследие (музей, дом, храм). Учебное пособие / Под ред. и сост. Д.М. Володихин. — М.: «Снежный Ком М», 2022. 175—207.

Петухова В.В., Тренихин М.М. Проектирование и создание экспозиций // Культурное наследие. Том 2. Материальное наследие (музей, дом, храм). Учебное пособие / Под ред. и сост. Д.М. Володихин. — М.: «Снежный Ком М», 2022. 208—235.

Тренихин М.М. Эхо прошедшего времени. Беседы с Лидией Владимировной Андреевой // Андреевские научные чтения. Новые поступления, атрибуции, исследования архивов. Сборник статей / ред.-сост. А. Г. ГерасимоваМ. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2022. 231—241.

Тренихин М.М. Симпозиумы «Стекло в ландшафте» в «Царицыне». Воспоминания участников // Андреевские научные чтения. Новые поступления, атрибуции, исследования архивов. Сборник статей / ред.-сост. А. Г. ГерасимоваМ. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2022. 256—265.

Андреевские научные чтения. Новые поступления, атрибуции, исследования архивов. Сборник статей / ред.-сост. А. Г. ГерасимоваМ. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2022. — 272 с.

Тренихин М.М. Путь лётчика: Внуково – Тегеран – Югославия – Эстония // Московское наследие, 2022. №6. С. 54—61.

Тренихин М.М. ЭТПК – московская кузница значков // Московское наследие, 2022. №4. С. 116—125.

Тренихин М.М. Девятая книга Казимовой // Про книги. Журнал библиофилов, 2022. №1—2. С. 162—165.

Тренихин М.М. Москва и москвичи эпохи Александра I: выставка духоподъёмного времени // Московское наследие, 2022. №3. С. 104—111.

Тренихин М.М. Калейдоскоп императоров // Московское наследие, 2022. №2. С. 90—99.

Тренихин М.МСимпозиумы и творческие группы по декоративно-прикладному искусству в 1957–1991: общий обзор / опыт Узбекистана // Сборник статей международной научно-практической конференции «Прикладное искусство и ремесленничество Узбекистана: традиции и инновации» (Ўзбекистон амалий санъати ва ҳунармандчилиги: анъана ва инновациялар. Халқаро илмий-амалий конференция тўплами. Practical arts and crafts of Uzbekistan: traditions and innovations) / Отв. ред. А. Мирзорахимова. Ташкент: 2022. С. 53—60.

2021

Тренихин М.МНе бойся вращенья минут и миров: о созерцании старых артефактов // Московское наследие, 2021. Спецвыпуск. С. 104—127.

Тренихин М.М. Белостокские православные храмы: устойчивость и экспрессия форм // Польская художественная культура в историческом и современном контексте. Тр. / Отв. ред. И. Светлов и И. Люба. Москва : Гнозис, 2021. С. 559—569.

Тренихин М.М. Жажда подлинности — это то, на чём зиждется коллекционирование // Культура. № 11 (8195). 25 ноября 2021 года. С. 6—7.

Тренихин М.МПри исполнении служебных обязанностей. Должностные знаки Москвы и Московской губернии в Российской империи // Московское наследие, 2021. №3. С. 106—115.

Тренихин М.МШанель — простая и сложная. Портрет знаменитой «шляпницы» на фоне эпохи // Книжное приложение «Ex libris НГ». Еженедельное приложение к «Независимой газете». № 206 (8257). 22.09.2021. С. 13.

Стёпина А.Г., Тренихин М.М. Под гербом Москвы: страницы истории гарднеровского фарфора // Московское наследие, 2021. №2. С. 102—115.

Тренихин М.М. К вопросу об иконографических типах портретов императрицы Екатерины II и великого князя Павла Петровича в собрании ГМЗ «Царицыно» // Андреевские научные чтения. Сборник статей к 290-летию со дня рождения императрицы Екатерины II / ред.-сост. М. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2021. С. 122—134.

Андреевские научные чтения. Сборник статей к 290-летию со дня рождения императрицы Екатерины II / ред.-сост. М. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2021 — 236 с.

2020

Андреева Л.В., Тренихин М.М. Царицыно в произведениях из коллекции музея // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 2. Лавин П.Н. — Язвенка.— М.: КОДЕКС, 2020. С. 226.

Авторская керамика XX — начала XXI века. Книга II. Л—Я: [Генеральный каталог]. Серия I. Авторское декоративное и прикладное искусство XX—XXI веков. Генеральный каталог ГМЗ «Царицыно» / Авт. вступ. ст.: Л.Ф. Романова; Авт.-сост.: Л.Ф. Романова, О. А. Копейчикова; Подготовка материалов: М. М. Тренихин. М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2020.

Тренихин М.М. Велопрогулка Медведково — ВДНХ // Московское наследие, 2020. №5. С. 70—81.

Книга-альбом Сервиз «Три века русской усадьбы» мастерской Лады Быстрицкой: обращение к прошлому в контексте современности / Авт.-сост. М.М. Тренихин. — М.: «Кожаная мозаика», 2020. — 289 с.:ил.

Тренихин М.М. Русская усадьба // Сервиз «Три века русской усадьбы» мастерской Лады Быстрицкой: обращение к прошлому в контексте современности. М.: «Кожаная мозаика», 2020. С. 9—23.

Тренихин М.М. Русский фарфор // Сервиз «Три века русской усадьбы» мастерской Лады Быстрицкой: обращение к прошлому в контексте современности. М.: «Кожаная мозаика», 2020. С. 24—33.

Тренихин М.М. Художественная мастерская Лады Быстрицкой // Сервиз «Три века русской усадьбы» мастерской Лады Быстрицкой: обращение к прошлому в контексте современности. М.: «Кожаная мозаика», 2020. С. 34—36.

Тренихин М.М. Традиции русской трапезы // Сервиз «Три века русской усадьбы» мастерской Лады Быстрицкой: обращение к прошлому в контексте современности. М.: «Кожаная мозаика», 2020. С. 241—264.

Тренихин М.М. «Врубелевское многоцветие». Декоративное начало Серебряного века в керамике и фарфоре Нины Павловны Полынской // Три века поисков и достижений. Отечественное искусство XVIII–XX веков / под ред. Е.В. Грибоносовой-Гребневой. – М.: БуксМАрт, 2020. С. 47–49.

Тренихин М.М. Выставка керамической игрушки «Зачем ребёнку медведь?» в ГМЗ «Царицыно»: междисциплинарная коммуникация // Глиняная игрушка России: история, новые открытия и перспективы // Сборник научно-практической конференции в рамках VIII Всероссийской выставки-смотра «Гончары России» 10–11 октября 2018 года, г. Тверь / Сост. Бойцова А. С. — Тверь, ГБУК ТО «Тверской областной Дом народного творчества», 2020. С. 51–55.

Тренихин М.М. Эстетика ВДНХ 1960-х в произведениях Анатолия Борисова // Московское наследие, 2020. №2. С. 28—35.

Тренихин М.М. Образ Победы. Московский метрополитен // Московское наследие, 2020. №1. С. 32—43.

Авторская керамика XX — начала XXI века. Книга I. А—Л: [Генеральный каталог]. Серия I. Авторское декоративное и прикладное искусство XX—XXI веков. Генеральный каталог ГМЗ «Царицыно» / Авт. вступ. ст.: Л.Ф. Романова; Авт.-сост.: Л.Ф. Романова, О. А. Копейчикова; Подготовка материалов: М. М. Тренихин. М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2019 (2020).

2019

Тренихин М.М. Колокольное семихолмие: «визитная карточка» Москвы для внутреннего пользования // Московское наследие, 2019. №6. С. 88—91.

Тренихин М.М., Головин С.Н. Екатерина II: из Мальты в Россию // Электронная публикация на сайте журнала «Дилетант». 17.09.2019

Андреева Л.В.,  Ермолов П.Б.,  Иванова Н.Ю.,  Романова Л.Ф.,  Тренихин М.М. Музейные коллекции // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 49—107.

Тренихин М.М. Андреева Лидия Владимировна (1930–2018) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 134—135.

Докучаева О.В., Ермолов П.Б., Тренихин М.М. Аникович Всеволод Иванович (1925–2016) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 136—138.

Авторское ткачество XX‒XXI веков. Гобелены, мини-гобелены, таписсерия: [Генеральный каталог]. Серия I. «Авторское декоративное и прикладное искусство XX‒XXI веков» / Государственный музей-заповедник «Царицыно»; Авт.-сост. каталога и авт. вступ. ст. Л.Ф. Романова; Под ред. О.В. Докучаевой, А.Г. Стёпиной, М.М. Тренихина. ‒ Белгород: КОНСТАНТА, 2018. ‒ 260 с.: цв. ил. ‒ (Авторское декоративное и прикладное искусство XX‒XXI веков).

2018

Тренихин М.М. Арон Ржезников. О живописных традициях французского пейзажа. Предисловие // Импрессионизм в авангарде: каталог выставки — М. «Музей русского импрессионизма», 2018 (2019). С. 180—184.

Тренихин М.М. «Группа пяти»: островок лирического импрессионизма в океане соцреализма // Импрессионизм в авангарде: сборник материалов международной конференции, прошедшей в рамках выставки «Импрессионизм в авангарде» (Москва, 7–8 июня 2018 года) — М.: «Музей русского импрессионизма», 2018 (2019). С. 138—147.

2017

Тренихин М.М. Русский фарфор: мануфактуры, артефакты, традиции // Электронная публикация на сайте общества «Двуглавый орёл» https://rusorel.info/. 23.06.2017

Тренихин М.М., Сидельников А.А. Фалеристика // Большая Российская энциклопедия: В 35 т. / Председатель Науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 33. Уланд — Хватцев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2017. С. 185 [подробнее о создании этой статьи см. в журнале Sammlung/Коллекция]

2016

Тренихин М.М. Императорский фарфор. Национальные традиции // Электронная публикация на сайте Всероссийского конгресса этножурналистов http://ethnokongress.ru. 18.02.2016.

Тренихин М.М.Императорский фарфоровый завод. Образы Грузии // Вестник Московского дома национальностей. 2016. № 1. С. 62—65.

Тренихин М.М. Образы народов СССР в фарфоре: монументальные произведения Императорского фарфорового завода // Вестник Московского дома национальностей. 2016. № 2. С. 73—76.

2015

Тренихин М.М. Камерная лирика в московской живописи 1930-х годов: «Группа пяти»: диссертация … кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Тренихин Михаил Михайлович; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова]. — Москва, 2015. — 187 с.: ил.

Тренихин М.М. Фалеристика славянских стран (из коллекции Михаила Тренихина) // Славянства многоликий мир. Орнамент в традиционной культуре славянских народов. Выставка из фондов Музея славянских культур ФГБОУ ВПО «ГАСК». Каталог. — М.: ФГБОУ ВПО ГАСК, 2015. С. 48—67.

Тренихин М.М. Императорский фарфоровый завод. Коллекция скульптур «Народности России» // Вестник Московского дома национальностей. 2015. № 3. С. 58—60.

Тренихин М.М. Императорский фарфоровый завод. Коллекция скульптур «Народности России». Крымские и казанские татары // Вестник Московского дома национальностей. 2015. № 4. С. 59—60.

2014

Тренихин М.М. Импрессионизм. Теоретические споры и советская живопись 1930-х годов // Искусство XIX—XX веков: контрасты и параллели. Сб. ст. / отв. ред. И.Е. Светлов. — М.: МГАХИ им. В.И. Сурикова. — Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 309—316.

Тренихин М.М. Нина Казимова — «королева акватинты» // Электронная публикация на сайте Всемирного русского народного собора http://www.vrns.ru. 16.04.2014.

Тренихин М.М. Фарфоровые письма Сергея Русакова // Филателия. № 11 (581). М. Издатцентр «Марка». 2014. — с. 64, 3 обл.

Тренихин М.М. Камерная лирика в московской живописи 1930-х — начале 1940-х годов (Группа Пяти) как пример протононконформизма // Неофициальное искусство в СССР. 1950—1980-е годы: Сборник / Ред.-сост. А.К. Флорковская, отв. ред. М. А. Бусев. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, БуксМАрт, 2014. С. 90-97.

2013

Тренихин М.М. Импрессионизм, Сезанн, традиции французского искусства XIX века в теоретической интерпретации Арона Ржезникова // Искусствознание № 3–4/2013. — М.: Государственный институт искусствознания, 2013. — с. 478–490.

Тренихин М.М. В его душе была гармония… К 80-летию художника Анатолия Борисова (1933—1969) // Филателия №4 (562). М. Издатцентр «Марка». 2013. — с. 6—9, 4 обл.

Тренихин М.М. Императорский фарфоровый завод и династия Романовых // Свой. 2013. № 8. С. 82–87.

Тренихин М.М. Императорский фарфор, русский дух и династия Романовых // Собрание шедевров. 2013. № 3 (38). С. 60—67.

2012

Тренихин М.М. Московская рефлексия символизма // Искусствознание, № 3–4. М. Государственный институт искусствознания. 2012. – с. 629–636.

Тренихин М.М. Камерная лирика в московской живописи 1930-х – начала 1940-х годов (Группа пяти) // Художественная жизнь старой Москвы. Сборник статей. – М.: ОАО «Центральное издательство «Воздушный транспорт», 2012. С. 46-65.

Тренихин М.М. Тихие миры художника Льва Аронова // Свой. 2012. № 3. С.20–23.

Тренихин М.М. Михаил Дронов. Скульптура // Собрание шедевров. 2012. № 2 (33). С. 56—59.

Тренихин М.М. Диалог с продолжением // Диалог искусств. 2012. № 4. С. 141.

Тренихин М.М. Медальерное искусство и Отечественная война 1812 года // Свой. 2012. № 9. С. 18–23.

Тренихин М.М. Русские нумизматические памятники Отечественной войны 1812 года // Собрание шедевров. 2012. № 4 (35). С. 54—60.

2011

Тренихин М.М. Поэтика одухотворённой артистической личности: портреты кисти Льва Зевина // Вестник славянских культур. — № 3 (XXI). – М.: ГАСК, 2011. С. 111–118.

Тренихин М.М. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью». Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов в фалеристике // Роль славянской молодёжи в процессе устойчивого цивилизационного развития. История культуры славян в оценках молодёжи / Отв. ред. и сост. И.И. Калиганов. – М.: ГАСК, 2011. С. 166 – 180.

Тренихин М.М. Художник с музыкальной душой: очерки о творчестве Льва Зевина // Сборник тезисов Международной молодёжной межвузовоской конференции: Роль славянской молодёжи в процессе устойчивого цивилизационного развития. – М.: ГАСК, 2011. Выпуск 2: Славянства многоликий мир. Москва 27 мая 2011 / Отв. ред. и сост. И.И. Калиганов, ред. О.А. Туфанова. С. 84 – 87.

2010

Тренихин М.М. Символика и эмблематика ГАСК: логотипы и знаки // Вестник славянских культур, 2010. № 2 (XVI). С. 91–95.

Тренихин М.М. Храм национальной истории // Свой. 2010. № 4. С. 50–53.

Тренихин М.М. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. в фалеристике // Сборник тезисов Первой Международной молодёжной межвузовской конференции: Роль славянской молодёжи в процессе устойчивого цивилизационного развития. (История культуры славян в оценках молодёжи) / Отв. ред. и сост. И.И. Калиганов, ред. О.А. Туфанова. – М.: ГАСК, 2010. С. 62–64.

Тренихин М.М. Московский дворик 1920-х годов // Свой. 2010. № 7. С. 76–79.

Тренихин М.М. «Не нам, не нам, а имени Твоему». Христианская символика на дореволюционных наградах // Свой. 2010. № 10. С. 54–58.

2009

Тренихин М.М. Мячковский объединённый авиаотряд воздушных съёмок и 229 лётный отряд // Sammlung/Коллекция. 2009–2010. №3. С. 24–31.

Тренихин М.М. Россия и Болгария: точки соприкосновения // Глаголь_Добро. 2009. № 3 (март-май). С. 1, 4–5.