William Merritt Chase. Tienda de antigüedades Española. Pintura, 1883, 74.9×122.5 cm (Fragmento)

Коллекция и время

in Интервью/О коллекционировании 7702 views

Время и кол­лекциони­ро­ва­ние. Как связаны эти яв­­ле­ния? Как одно влияет на дру­гое? Как вре­мен­­ные пе­рио­ды пе­ре­­текают один в другой? Что такое время и что такое не­­по­нимание вре­мени? Древность, ретро, винтаж, старина, антик­ва­риат. Знают ли кол­­лекцио­неры и про­давцы, что такое время? Редакция Sammlung/Коллекция продолжает разговор на око­­ло­­­кол­­лек­цион­ные фи­ло­соф­ские темы.

«Мы, люди XX века, так привыкли к эволюционной теории, что дискретность (разрывность) исторических процессов нами не воспринимается. В наше время кажется, что русские происходят если не прямо от питекантропов, то как минимум от скифов, конечно пахарей, а древние русичи XII века совсем свои, вроде двоюродных дедов».

Лев Гумилёв «Древняя Русь и Великая степь», 1989

«Всё, что есть – бывало и прежде. То, что будет – только новое рождение ушедших лет. Помолчи, пока я сочту мои года» (англ. “What is has been. What will be is no more than a forgotten year striking backward. Be still while I count those my years” – питон Каа).

Сэр Джозеф Редьярд Киплинг «Вторая книга джунглей», 1895

Алексей Сидельников и Михаил Тренихин, редакция журнала Sammlung/Коллекция

М.Т.: Сегодня продолжаем разговор и говорим о времени и коллекционировании.

А.С.: О трате времени…

М.Т.: О пользе времени.

А.С.: О быстротечности времени…

М.Т.: О… длительности времени, проведённого в «само» изоляции. Уже встречал упоминание «посткороновирусного периода». В общем, время.

А.С.: Самоизоляция — это…

М.Т.: Если не ругаясь?

А.С.: Тогда промолчу. А вот Евгений Рейн о времени, отрывок.

Но я говорю перед самой зимой:
— Что делать — таков распорядок земной.
Четыре сезона, двенадцать часов
— Таков зодиак, распорядок таков.

Пусть стрелка уходит, стоит циферблат,
Его неподвижность лишь учетверят
Четыре сезона, двенадцать часов.
Не бойся вращенья минут и миров.

М.Т.: Это Евгений Рейн «Тревожная осень». Но у него есть точнее об одном сезоне «Воздушный календарь»:

…Примёрзнут пароходы,
Разорены, мертвы;
Продёрнут переходы
Сквозь рукава Невы.

А.С.: А Геннадий Шпаликов просто ещё точнее время показал — «Половина девятого»:

Солнцем обрызган целый мир,
Празднично блещет улица.
После утренней тьмы квартир
Люди стоят и щурятся.
Сдвинься, попробуй, — не хватит сил,
И у подъездов, спросонок,
Город большой на мгновенье застыл,
Зажмурившись,
как котёнок.

М.Т.: Продолжим о времени.

А.С.: Понятие времени. Для коллекционера это важно. Более того, часто для коллекционера оно течёт иначе, чем для других. Так что такое «время»?

М.Т.: В смысле?

А.С.: Ну что это такое? Условно. Наглядно. Что связано? Что определяет?

М.Т.: Есть коллекционирование времени.

А.С.: Это что такое?

М.Т.: Это коллекционирование часов! Часы — совершенно особенный предмет для коллекционирования. А ещё есть наградные с дарственными подписями.

Медведев Виктор Павлович (1932—1990) — главный художник Центрального музея МВД СССР и фотограф в издательстве «Колос» — награждён именными часами «Слава» «За создание экспозиции Центрального музея МВД СССР 12 ноября 1981 года Приказом №454». Из собрания Михаила Тренихина

А.С.: Я не коллекционирую часы. Леонид Скнар — вот он имеет к этому вкус. Я — нет. Помню фильм, какой-то дед коллек­ционировал часы. Внук его в конце фильма поселил деда с коллекцией в новой квартире.

Так, время — часы.

М.Т.: На стене.

А.С.: Отлично.

М.Т.: Циферблат и стрелки по кругу двигаются постоянно. И отмеряют время час за часом, минуту за минутой. Не дотронуться до него. Бежит.

А.С.: И что дальше?

М.Т.: А мы смотрим на циферблат и понимаем, который сейчас час. И такой час повторится завтра. И вчера тоже был. И что-то в определённое время произойдёт, например, спать нужно идти.

А.С.: Замечательно! Вот и наше понимание времени. Обобщу вышесказанное.

Время

Коллега предложил, что понятие время не осязаемо, хотя и существует, как категория. Время достаточно условно, но имеет точку отсчёта, определённую и установленную людьми в процессе развития и/или общей договорённости. Время также условно можно поделить на временные промежутки, которые будут важны для закрепления и понимания происходящего. Время упоря­доченно. Время являет собой плавное безостано­вочное чередование прошедшего, перетекающего в настоящее, а настоящего в будущее (хотя есть предположение что настоящего и нет вовсе), а настоящего — сразу в прошедшее. Время необратимо. Это имелось в виду?

М.Т.: Именно. Что же ещё? 🙂 А как это всё для коллекционирования применить?

А.С.: А это ещё и не всё.

Как-то хотели написать материал о социологии коллекцио­ниро­вания, так вот при рассмотрении коллекцио­ниро­вания вообще, как части культуры, можно применить к рассмотрению коллекционирования методы, применяемые при рассмотрении культуры. Но сейчас не об этом. А о том, что коллекционирование может быть взято к рассмотрению, как культурная система. А культурная система, как целостность, стремиться к стабильности и сохранении своего существования во времени — она отличается от других рядом признаков, личной специфич­ностью. При этом все коллекционеры обладают общими признаками. Например, …

М.Т.: Это я знаю: Например мгновенно оказаться там, где можно найти предмет в свою коллекцию! А если предмет и дешевле, чем у других?!

В курсе, что у древних греков время было троичным? Кронос (Κρόνος) — линейное время, которое «утекает». В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее). Но у греков были ещё Циклос (κύκλος) — повторяемость, частота. «Всё возвращается на круги своя». И ещё одно — Кайрос (Καιρός) — качественность, фаза, благоприятный момент, счастливый случай. Для коллекционера это понимание времени должно быть понятно 🙂

А.С.: У испанцев aprovechar — воспользоваться счастливым моментом.

М.Т.: Вспоминаю школьные и институтские годы. Программа построена по времени. Искусство разных периодов: Первобытное и традиционное, Древний мир, Античность, Средневековье, Ренессанс, Новое время, Новейшее время…

А.С.: Зачем это вспоминать?

М.Т.: Просто интересно, сейчас ещё также преподают? А то я ведь такой древний, что ещё в школе застал предмет «Астрономия» и, Слава Богу, не застал ЕГЭ, бакалавриат и магистратуру.

А.С.: Действительно. Хотя «Астрономия» и «Слава Богу» рядом, выглядят интересно. Но вернёмся к коллекционированию!

М.Т.: Ну вот время и коллекцио­нирование…

А.С.: А тут особенно никуда не уйдёшь! Конкретное время и деление времени на какие-то определённые периоды, принятые всеми.

М.Т.: Названия «царизм» — период до 1917. Чётко. «Советский» — 1917—1991. С другой стороны «эмиграция» — но тот же период, от революции и до новой революции, но географически отличный. Ещё мы всегда говорим «довоенный» — созданный до Великой Отечественной. «Довоенная живопись» — это 1920-1930-е. То есть война — как рубеж, который чувствуется до сих пор. До и после. Наверняка война 1812 года ощущалась также. А вот Крымская, Русско-турецкая 1877-1878, Русско-японская 1904-1905 — скорее всего не так. Кстати, на Западе есть другое определение — интербеллум — межвоенный период, между Первой и Второй Мировыми войнами.

А.С.: Но интербеллум не приживётся, а если начнут пользоваться будет такой же словесный урод, как популярное ныне биеннале, которое стало появляться где только можно. Ведь с этим интербеллум какой вопрос: для кого-то это период времени между чем-то там, а для кого-то — это период строительства индустриального государства, к уровню которых Европа шла сотню лет, а СССР — всего двадцать.

М.Т.: Хорошо. Плавность переломов видится на расстоянии. Древний Рим и готы. Переломы и ощущение переломов, как хорошего и дурного. Представляешь себе ситуацию: сидит Овидий и говорит: «Ну всё, кончилась Античность! Такую страну пролюбили! Начались мрачные Средние века!». Заметили они этот перелом? Был ли он таким резким? А мы сегодня в учебниках это видим. Некоторые переломы не ощущаются из-за удалённости во времени.

Кстати, что такое Древнее?

Древний, Старый, Старинный

А.С.: Древний — это что-то до времени царя Гороха и те предметы, которые уже не кол­лекционируются, т.к. они и громоздкие, и ветхие, и за них могут наказать, если попытаешься это утащить домой. 🙂 Не так?

М.Т.: Ну тогда можно не про «царя Гороха» гово­рить, а про вполне себе египетских царей. Тогда, например, твой тезис о запрете на вывоз культурных ценностей правильный, помнишь, недавно у нас был материал Египетские древности в России. Там всё рассказано подробно.

Есть ещё характеристики. Старый — долго бывший в употреблении. Уже не действительный, негодный. Прежний, не современный, устаревший. Бывший прежде чего-нибудь другого, предшествующий. Это из словаря Ожегова.

Старинный — древний, сохранившийся от давних времён. Это тоже из Ожегова.

А.С.: Старое и старинное — это самые сложные понятия для молодёжи. Для многих они стали синонимами, но это паронимы. Ну а так как о синонимах многие имеют лишь относительное представление, то о паронимах знают лишь профессионалы, а теперь и вы. Для примера можно вспомнить Стиль и стильность — разные вещи, но для многих не понятные даже по одиночке, а не то что парой.

И есть ещё одно употребление слова «старинный» — примеры вам понятны: это употребление слова продавцами антиквариата для увеличения стоимости товара: старинный сундук 1969-го года. Так что употребление совершенно неуместное, но для торговцев регулярное.

Свидетельства неправильного употребления можно найти на любом интернет-ресурсе, связанном с торгами. Ниже примеры просто некорректного использования термина «старинный», даже если его применять относительно торгов для увеличения заинтересованности покупателей.

Вот пример: «Старинная настольная медаль 60 лет СССР»! Бред сумасшедшего! А вот для продавца может быть верное решение. 🙂 Только мы поймём, что это сделано может быть специально в разрез с нормой, а кто-то посмотрит и начнёт так употреБлять.

М.Т.: Что-то не верится, что продавцы не понимают, что пишут чепуху! Старинная медаль 1988-го года! Может дело в образовании, а не в коммерческой хитрости?

А.С.: В размере образования? Не исключено. Ведь для многих мiр появился только с изобретением Айфона, а до этого динозавры не давали из подъездов выйти чтобы чипсы с поля набрать.

Сталинский

Но вот ещё пример термина, который упо­требляется для привязки ко времени, в т.ч. для притягивания за уши ко времени. Это слово «Сталинский». Временной период «Сталинский» входит в период «Советский». Но «Сталинский» — это сразу говорит о солидности предмета и, обязательно, о его «правильной» высокой цене. До сталинского — там нужно разбираться, т.к. не всё ровно в отношении цен. После — стремительное падение.

Предположим, что продаётся настольная лампа. Если она в нерабочем виде — так и пишут: не работает. А если написано «сталинский ампир» — то поку­патель уже должен рвать с руками в любом состоянии, даже не представляя, как лампа должна выглядеть.

Есть ещё интереснее пример. Предположим, про­даётся изображение фотографии актёра на почтовой открытке. А сам факт суще­ствования открытки уже говорит о немалом тираже. Но продавец обязательно пишет: Лауреат Сталинской премии. Или даже так: снимался в фильмах сталинских времён.

Но бывают просто мастера торговли! Продаётся изображение кого-то на фотографии или на открытке. Часто кто там изображён и не известно. Но зато неизвестный запечатлён на фоне сталинской высотки, сталинского дома, сталинского проспекта, или, для гурманов, в городе, который отстояли сталинские воины!

Был случай, когда продавец пояса для чулок написал «сталинский пояс для чулок», но быстро одумался, когда, по-видимому, ночью ему привиделся столы­пинский вагон, увозящий его, утеплённого только этим поясом, ближе к белым медведям.

М.Т.: Ругаешь продавцов?

А.С.: Восхищаюсь! Как можно ругать продавцов? Ругать можно только покупателей. А продавцы смотрят и подстраиваются. Хотя и они не понимают некоторых элементарных вещей.

М.Т.: В смысле?

А.С.: Продавцы, если только они хотят долго оставаться в своём бизнесе, должны развивать стремление покупателей при­обретать их товар, приучать к нему, направлять их вкус. А для этого нужно общаться не только с коллегами, но и с популяризаторами, с теми, кто продвигает их бизнес в массы. Т.е. с СМИ, в т.ч. с нами. Это тоже вопрос времени (а не реклама). Покупателей нужно делать и брать в обработку, пока они маленькие. А то растёт поколение айфоноигрателей в коротких штанишках, украшенных серьгами и бородками типа «полюби меня геолог». А коллек­ционировать они не хотят.

М.Т.: Это обсудим отдельно.

А.С.: Отвлекусь на понимание отсчёта времени. Известно, что это? Так вот для многих, отсчёт идёт по разным запоминающимся шкалам. Например, целые поколения людей отсчитывают дни недели представляя раскрытый советский школьный дневник.

Также, вспоминая что-то из прошлого никак не обойтись без любимых кинофильмов и актёров — актёры давно стали показателями времени: «Вот помню играл тогда Абрикосов, но не тот Абрикосов, который отец, а тот, который сын». А в головах сразу и роли и события, которые совпали с фильмами. Т.е. время просмотра кино параллельно событию. И чем старше становится че­ловек, тем эти часы становятся непонятнее, а в сравнении со старым — и не всегда принимаются. И поэтому смотришь сейчас фильм: «Здорово, помню премьеру, я ж тогда с… А когда это было? А недавно… Лет сорок назад»… Сорок!.. Так для молодых пять лет — уже не дотянуться! А для старших — и сорок лет вчера. Но никак не ретро, не винтаж.

Интересный момент: недавно поймал себя на том, что в старых кинофильмах, — не только советских, — сморю на второй план: люди, города, природа, события. Всегда действовали на нервы глупые несколько минутные кино­зарисовки. Теперь чуть не со слезами гляжу эти кадры. Или старые новости. И хочется увидеть знакомые лица… Недавно на Youtube была выложена для просмотра старая кинозарисовка зимнего Харькова и один счастливчик увидел своего отца, выходящего из автобуса! Вы можете представить такое?!

В конце фильма «Подпольный обком действует» (1978 год) обратите внимание на звук вре­ме­ни: колон­нами проходят фронтовики и слышится звон советских наград. Теперь такого нет.

Мы всё старше, а герои любимых фильмов всё моложе. И даже, самые любимые фильмы перестаём пересматривать. Почему? Не знаю. Наверное, у каждого своё, своё время.

М.Т.: А мне всё время вспоминается фраза «Давно здесь сидим» из фильма «Белое солнце пустыни», её, кстати, наш Роман Александ­рович постоянно любит повторять, когда люди удивляются его знаниям, количеству и качеству раритетов в коллекции.

«Давно здесь сидим». Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» (1970, реж. Владимир Мотыль)

А.С.: Хорошо вспомнил! Роман Александрович Толмачёв — это эпоха в фалеристическом движении и один из самых уважаемых коллекционеров!

Но я не закончил мысль о фильмах. Т.е. кино, — а этого не было до начала прошлого века, — ка­лендарь, где время отсчитывается по фильмам, актёрам, событиям. Даже не буду напрягать вас — сами сейчас вспоминаете фильмы, которые для вас показатели времени. 

М.Т.: А до фильмов?

А.С.: Мода. Мода и гражданского и военного костюма. Важный показатель времени. Награды: как выглядит, где размещается, рядом с чем и т.д. — это просто ключ ко времени.

Есть ещё один показатель, который невозможно зафиксировать — это манера разговора в определённом месте в определённое время. Прононс — один из последних с прононсом был Вертинский. А в 90-е говорили через нос «чисто реальные» пацаны. Но это уже можно было зафиксировать звукозаписью. А в предыдущее время? Только описание в воспоминаниях как и что произносили. Конечно с воспоминанием кто именно это произносил.

Наверное до фильмов также показателем времени были картины, художники. 🙂 Святцы. Дневники вели. Не знаю. Или просто жили без этого. Кстати, действительно, вели дневники… А сейчас — заметки в телефоне, которые сотрутся, при смене трубки на новую. Может быть смена телефонов тоже теперь отмеряет время? 

М.Т.: Новый телефон — новая память? 

А.С.: Да. И не только память телефона, но и память пользователя. Например, была трубка Nokia на Родине, а потом человек устремился в большой город и ему (скорее ей) купили iPhone. Круто? Не в крутизне вопрос, а в воспоминании события.

М.Т.: Это всё какие-то современные воспоминания. Нужно вернуться далеко назад. Например, Антикварное — это…

Антикварное, винтажное, ретро, эпоха

А.С.: Антикварное — это старое и ценное. Даже важно, что не всегда очень дорогое, но в определённое время ценное, как нечто, влияющее на людей, как тоска по чему-то безвозвратно утраченному, по прошедшему времени по детству и т.д. Ну и разные старинные вещи, о которых можно только прочитать: веера, мебель определённых стилей, времени и мастеров и многое другое. Но тут сложность — антиквариат использовать или только коллекционировать? Например, мебель чиппендейл — просто шикарная! — как и где её использовать? Это тоже не просто. Но очень хочется.

М.Т.: Ностальгия. 

А.С.: Это переход от антиквариата? Ностальгия — тоска по Родине. Но, возможно, о Родине, об изменившейся Родине, о прошедшем напоминают именно определённые вещи. Проходит человек мимо витрины антикварной лавки и вдруг останавливается и сдвинуть его сложно: увидел предмет из детства. И тут же воспоминания его начинают атаковать. И может зайти и купить себе металлического солдатика, поставить дома на полку и, подходя пока не видят родственники, нежно переставлять — никогда не будет пыли у такой вещи. Можете проверить. И этот солдатик — это часть Родины.

М.Т.: Родины с большой буквы?

А.С.: Родина всегда с большой буквы

М.Т.: Винтажное. Это что такое? 

А.С.: С этим проще. Винтажное для коллекционера — предметы приблизительно периода времени твоей молодости, времени твоего поколения, но ещё не ретро. 🙂 Т.е. всякое старьё. Но старьё — не хлам. Например, в кухне открывалка из СССР для металлических банок может быть признана винтажной вещью.

М.Т.: А ретро?

А.С.: А ретро — это это уже стиль предыдущего поколения. Стиль в одежде, поведении, оформлении пространства и т.д. Но как и предыдущее — всё это достаточно условно. А многое — на уровне ощущения.

М.Т.: Ощущение данное нам в опыте.

А.С.: Именно. Всё как сказал Владимир Ильич.

М.Т.: Оставим классиков. Эпоха. Что это?

А.С.: А вот это уже никто не знает точно, т.к. слишком противоречивое понятие. Эпоха — это протяжённый период времени, но, в определённых случаях, период небольшой и с точно определёнными датами существования.

М.Т.: Т.е. туманное, но чёткое? 

А.С.: Эпоха античности — длинный и размытый, временные рамки определены условно, по договорённости историков и историков-домысливателей. А эпоха Брежнева — много короче, но совершенно чётко определена: 1964—1982 годы. Думаю, время, пока Леонид Ильич занимал высшую руководящую должность в КПСС, можно назвать эпохой, хотя это всего 18 лет, а не античность. А ведь до античности были века протоантичности. 🙂

М.Т.: Брежнев  застой?

А.С.: Мы об экономике?

М.Т.: Нет.

А.С.: Тогда эпоха Брежнева  отличное время! А термин «застой»  это от зависти.

М.Т.: Дальше. Древний Рим и готы. Переломы и ощущение переломов, как хорошего и дурного. Некоторые переломы не ощущаются из-за удалённости во времени.

А.С.: Коллекционеру есть дело до Древнего Рима и Готов? Кажется это уже для историков и музейных работников. Выше написали, что Древнее — не предмет коллекционирования, а, разве что, изучения и восхищения знатоков.

М.Т.: Есть всё же и коллекционеры древностей. Но их значительно меньше, чем тех, кто собирает предметы XIX—XX веков. Но туристы смотрят на древнеримские сооружения с интересном. Многие из сооружений специально восстановлены именно для туристов. Например, Стоунхендж, или в Риме разные строения…

А.С.: Ну, допустим. Туристы смотрят. Пусть смотрят.

М.Т.: Приходилось видеть древнеримские сооружения? 

А.С.: Да.

М.Т.: Понравилось?

А.С.: Понравилась спутница, с которой смотрел на руины.

М.Т.: Э-э-эм… Ну воспоминания — тоже восприятие времени. Идём дальше. Античность кончилась — началось Средневековье.

А.С.: Вот это просто слом: было и стало. Нет в рассуждении плавности, полутонов. 

М.Т.: Но есть артефакты!

А.С.: А коллекционеры? Кого можно вспомнить из коллекционеров античных вещей или Средневековья? Да и вообще рядом ставить Античность и Средние века — это неправильно так объединять этот протяжённейший отрезок времени. Это же века, а мы их в кучу. Что вообще можно собирать из античности? Фалары или куски колонн? А средние века у кого в коллекциях? 

М.Т.: Наверняка есть. Всё же такая красота: Античность.

А.С.: У античности нет рук, а то и головы. Короче, сплошные дефекты. Античность и Средневековье — это коллекция музейная и обычному человеку недоступная и неинтересная. 🙂 

М.Т.: Плавность переломов. Резкие переломы 1917, 1990-е.

А.С.: Это бесспорные переломы. Причём не только 1917, т.к. тут подразумевается революция в России. Я бы предложил отодвинуть дату на пару лет вперёд, к идущей Первой мировой войне, сломавшей, изменившей, задавшей иные векторы развития и определившей жизни и живущих (или выживших?), и последующих поколений людей прямо до нашего времени. И в т.ч. 1917 год вспомним, как случай в России, когда перелом истории был очень крут. Может и думали о коллекционировании, но больше — о наживе и самосохранении. Конечно, сохраняли и коллекции в музеях. Наверное, не всегда так, как бы хотелось нам, но как могли в той ситуации. 

М.Т.: А 90-е?

А.С.: Создание ситуации 90-х началась раньше девяностых. Но основной массе народа заметить удалось позже, году к девяносто второму. Но и в это время коллекционирование не дремало: кто-то что-то продавал, а кто-то что покупал. И покупал не всегда не выгодно. Переломы — лучшее время для создания коллекций. Резкое обнищание населения — повод для приобретения дёшево вещей тех, кому трудно. Это было тогда — это происходит сейчас.  

М.Т.: Вот Пифия ты! И твой Прогноз цен на антиквариатЭнтропия и рассеивание коллекций.

А.С.: Энтропия — это в смысле от порядка (или упорядоченной системы) к беспорядку (или постоянному стремлению нарушить порядок)? Так это как в любой системе. Коллекционер создаёт системы, т.е. кристаллизует предметы в коллекции (как молекулы при преобразовании воды в лёд). При каких-то жизненных пертурбациях коллекция может изменяться — уменьшаться или увеличиваться (таять или расти, но с рассчитанным системным ростом). И последний момент — коллекция распыляется по желанию коллекционера, его родственников, а также неприятного случая (практически превращается в пар). Вы это имели в виду?

М.Т.: Именно. Хотя и не так красиво формулировал для себя.

А.С.: Практически не может быть коллекции без периода энтропии (интересно сказано!). Всё собирается на время. Собрал, погордился и… вовремя избавился. И нужно помнить: коллекции не сохраняются! И не нужно себя льстить этой мыслью. Если у вас крутая коллекция и в экспозиции музея такого нет — это значит, что в запасниках музея есть много лучше, просто не показывают, т.к. выставлены вещи превосходящие эти непоказанные вещи и вашу коллекцию. Бывает один или несколько предметов хороши, но они уйдут в запасник. Примером может служить Эрмитаж: они покупали много редчайших наград, а теперь эти награды убраны подальше и увидеть можно только фотоизображения, но, тем не менее, не всеми богатствами нужно хвастаться.

 

Фиксация времени

М.Т.: Да, вспоминается твоя статья Коллекционирование фотографийФиксация времени в артефактах.

А.С.: Фиксация времени в артефактах — это довольно обычная вещь для семей. Вернее, это была обычная вещь до двухтысячных годов. Сейчас такая фиксация осталась только на дачах, куда свозят всякий хлам. Ну и фиксация времени коллекционерами: любой предмет коллекционирования — фиксация ушедшего или уходящего. И тут главное не прозевать этот момент. Сейчас пример… Не из фалеристики, но что в голову пришло. Вспомните Георгия Деонисовича Костаки и его влюблённость в работы Анатолия Зверева. Костаки почувствовал, — а он именно чувствовал и время, и искусство, — что любое творение Зверева — это произведение большого мастера. Не могу с этим не согласиться… А ведь Анатолий Зверев практически наш современник. Чувствуете время? Кто-то учится, кто-то лечится, кто-то ворует — а кто-то творит искусство. Зверев — творил. Просто сам был частью искусства. Мы вспоминали недавно Ираиду Соколову  светлая память! — она тоже была частью искусства. Да художник, творец, таким и должен быть. Он — творит и этим существует.

М.Т.: А кто-то замечает, что кто-то творит искусство. Но это как бы замечает со стороны. А сам творит и замечает?

А.С.: Да и их много. Александр Аркадьевич Лабас. Он знал, что он творец. И он дожил до признания, до выставки! Интересно, что вспомнился Лабас, который является эпохойдовольно протяжённым временем, но это время делится работами. 

М.Т.: А ещё?

А.С.: Совмещаю время с кинофильмом: Есть фильм, польская лента «Powidoki» («Остаточное изображение», в главной роли — Bogusław Linda, о судьбе художника Władysława Strzemińskiego, 1893-1952), который кроме всего был офицером крепости Осовец и георгиевским кавалером.  

M.T.: Да. Атака мёртвых… 

A.S.: Да. Это всем известно и интересно. Два офицера возглавили атаку, первый был ранен, другой — как раз Владислав Стржеминьский. Вот такое время.

Ваше время

М.Т.: Вернёмся к коллекционированию. Выбор определённого периода, артефакты которого «зацепили».

А.С.: Это что за выбор? У коллекционеров само складывается. Георгий Деонисович Костаки коллекционировал классическую живопись до тех пор, пока не увидел работы художников русского авангада. И всё. Попал на всю жизнь. К нашему счастью. Нужно послушать мнения наших коллег, как они остановились на своих темах и временных рамках? Мне очень интересно это узнать.

М.Т.: Наш друг и автор статей в «Sammlung/Коллекция» Алексей Рудский — очень интересный в этом отношении. Он, как академик Панченко, эмигрировал в Древню Русь и занялся домонгольскими печатями. Кто ещё может так написать про сфрагистику и показать редкий коллекционный материал?!

А.С. Согласен!

М.Т.: А сам? Что или кто повлиял?

А.С.: Со мной проще. Два человека влияли параллельно.

Один из знающих коллекционеров  Олег Чурганов (Chik). Если бы не познакомился с ним  судьба!  многое было бы иначе. Он стал тем, кто направил мой интерес, исподволь, аккуратно. Заразил коллекционерством и, первый значок в основу моей коллекции, тоже нашёл он! Это первый Олег. Второй Олег  Олег Миронов (Oleg), который принял меня на форуме FALERISTIKA.info и предложил стать модератором раздела, в котором было только несколько значков моей темы, а потом новые темы и всё больше и больше. Т.е. оказались два серьёзных человека, прислушиваясь к мнениям которых, я понемногу нашёл себя в коллекционировании. И очень им благодарен! Из этого общения родился не только раздел на форуме Фалеристика.инфо и моя коллекция, но и проект Музей торговли.

Именно так (но не сразу) и оказалось выбрано время, которое стало рамками коллекции, рамками интереса.

М.Т.: Уже — личная история. (Биографам на заметку!).

А.С.: Важно, что время показало, что коллекционеров, как и специалистов в других областях, очень мало. Откинем собирателей, наполнятелей, хранителей и кто останется? Не так и много. Вы много настоящих коллекционеров знаете?

М.Т.: Их и не может быть много. Ведь в возможности, к знаниям нужно добавить и лёгкую коллекционерскую сумасшествинку.

А.С.: Конечно. Ведь даже при наличии коллекционного материала нужно суметь не просто набить вещами альбом, коробку, сейф, комнату, дом, музей предметами, но нужно сделать это идейно. А это уже многим не под силу. Последние годы, когда было хорошим тоном делать собственные собрания предметов различными серьёзными коммерческими организациями ведь не многие смогли это сделать своими силами — силами хотя бы одного коллекционно горящего, скорее всего, руководителя или любого сотрудника, — зовут на помощь специалиста! Практически появились специалисты мезеесоздатели, коллекционеры-организаторы, искусствоведы-идееподводители. А что делать? Деньги есть, а чувства и навыка к этому нет.

Интересно, что практически на наших глазах лишний раз возникло доказательство, что специалистов в любом деле мало. Это я о телефонах с фотокамерами. Т.е. качественные камеры появились у огромного числа людей, а умение, вкус, ви́дение, ощущение света, ракурса и т.д. как было у единиц, так и осталось. Вот нам в журнал сколько картинок присылают и многие сразу выбрасываются из-за ужасного качества и отсутствия маломальской идеи: фотографировать — не снимать бездумно. Тут и качество оборудования не поможет, а то бы крупными фотографами были только миллионеры. Так и коллекционирование: настоящих не так много. Даже совсем не много. Кстати, рекомендую, если интересно, почитать любые из книг Наталии Юрьевна Семёновой о коллекционерах, где она показывает, а, что интересно и доказывает, что коллекционер — это феномен! Это внутренне горящий человек, обладающей своей философией, философией коллекционирования.

Философия соответствует времени. Например, в начале этого материала написано «Сэр Джозеф Редьярд Киплинг», а некоторое время назад хватило бы «Редьярд Киплинг».

М.Т.: Как итог этих размышлений можно отметить одну мысль:

Коллекционеры — хранители времени. Но время никогда не щадит коллекции.

А.С.: И именно в это время несколько известных коллекционеров распродают свои коллекции, потому что они понимают, что большей частью коллекционер создаёт коллекцию только для себя. И время существования коллекции — время существования коллекционера.

Настоящие коллекционеры очень хорошо понимают, что такое ВРЕМЯ.

М.Т.: Так ведь есть ещё такое понятие, как память. Это какое время?

А.С.: Память личная. И память общественная, коллективная.

М.Т.: И войны памяти! Это серьёзно. Чужая память!!! Вбивают в голову чужие навязанные фантомы. А подлинники, экспонаты — якоря. Факты. Архивы. Они не дают врать. Хотя, можно интерпретировать и жонглировать…

А.С.: А вот и запрет времени, т.е. запрет памяти. Но память — тема для другого разговора.

Философия коллекционирования

Ностальгия как мотив коллекционирования (А. Малинкин)

Социальная природа награды (А. Малинкин)

Уникальное и тиражное

Стиль и стильность

Братья-славяне?

О музейном проектировании

Выставка ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда

Как рисовал Пикассо

У Леонида Володарского. Коллекция и время

 

______________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы